Нужна ли ребенку независимость?

Jan 17, 2012 17:01

Многие родители, увидев меня на улице с двумя детьми и познакомившись с нами поближе, удивленно спрашивают как мне удается ТАК воспитывать своих мальчишек. Посторонние порой даже не могут объяснить это «ТАК» - они просто видят, что у моих детей в их довольно маленьком возрасте уже есть достаточный запас самостоятельности для разных случаев жизни (мне дети помогают на кухне, в магазине, могут легко занять себя игрой, разбираются в домашней технике, следят за порядком в своей комнате (хотя бардаки у нас тоже бывают), легко могут остаться дома как вместе, так и поодиночке на довольно долгое время, я не беспокоюсь, оставляя их у моих родителей на несколько дней без своего присмотра, мои дети легко находят общий язык со сверстниками, даже когда общаются с иностранными ребятами (удивительно, но непонимая языка друг друга, дети могут часами играть вместе), я не волнуюсь за поведение детей во время наших путешествий поездом и самолетом (даже если приходится пережидать в терминале аэропорта более 6 часов) и ещё много-много мелочей, которые делают мою жизнь легче, а детям помогают быстрее усваивать жизненный материал непосредственно из активного ненадзорного родительского окружения).

Живя в России и постоянно находясь среди таких же мам и пап, с которыми в принципе мы редко общались на темы, касающиеся воспитания детей, я не осознавала, насколько это воспитание может отражаться на поведении детей разных возрастов. Сейчас, немного освободившись от рутиной работы в офисе и проводя больше времени наедине со своими детьми, я начинаю понимать те принципы, которыми я всю жизнь руководствовалась как самими собой разумеющимися, и что, к сожалению, для большинства родителей эти принципы находятся далеко за гранью реального воспитания своих собственных детей.



Прогулки без родителей

Для меня в порядке вещей отпустить своих детей (6 и 4 лет) поиграть на улице, вблизи дома, на достаточно большом пространстве с определенными запретными границами (не выходить из указанных дворов на проезжие части и не убегать далеко). Например, пока я готовлю утром обед (кухня занимает около часа) - у детей есть возможность погулять самостоятельно в пределах моей видимости - с балкона видна наша площадка, правда в метрах 50-80 от нашего дома. Да, я разрешаю им гулять в указанных рамках и делать всё, что захотят (они знакомы у меня с техникой безопасности и никогда голыми руками не поднимут стекло с земли). Конечно, я к этому приучала детей с самого начала - это не порыв вот так просто взять и отпустить домашнего ребенка на улицу одного. В России я наблюдала удивленные взгляды родителей, когда они наблюдали за моими малышами, копающимися в песочнице без моего абсолютного надзора. Это был нонсенс воспитания по их меркам, но меня это мало волновало - у меня не было выбора, мне просто реально не с кем было оставить детей дома, хотелось одновременно успеть их «выгулять» и приготовить обед. Сейчас у меня особое преимущество перед родителями, которые продолжают опекать своим родительским надзором своих собственных детей. У меня дети прошли свои первые шаги ко взрослой самостоятельности, и это касается не только прогулок на улице, но и многих других аспектов, о которых надеюсь написать потом подробнее.

А ведь дети все разные.

Такая свобода в воспитании способна невероятно изменить ребенка. Правда, не все дети одинаковые и не всегда можно применить готовый список правил, чтобы добиться одинаково желаемых результатов. Мои дети, к слову, тоже совершенно разные в этом плане. К каждому ребенку нужен особый подход, о котором знают только родители, те люди, которые больше времени с ними проводят. Нужно лишь прислушаться.

Гиперопека.

Здесь, заграницей я вообще удивляюсь насколько родители привыкли к «гиперопеке» своих детей. Среди моих знакомых есть такие мамы, которые отводят ребенка дома в туалет в 5 лет. Мои дети даже в гостях обычно только спрашивают в каком направлении туалет - а дальше всё делают сами. Чтобы ребенок самостоятельно в старшем дошкольном возрасте гулял на улице самостоятельно, без присмотра взрослых - об этом вообще здесь не говорят. А оставить своего малыша дома одного больше 5 минут - на это ещё не каждая мама решится.

Один в поле не воин.

Ребенку можно привить эту взрослую самостоятельность, но без реальных знаний, постоянного опыта и помощи родителей (незначительных указаний по безопасности, дельным советам и нужному направлению) ваш ребенок не сможет стать тем уверенным в жизни взрослым, каким мы хотим его видеть в будущем. Здесь важна именно совокупность всех этих приёмов, иначе получится весьма плачевный результат.

На Балканах есть категория очень интересных граждан. Их дети в раннем возрасте чрезвычайно самостоятельные, коммуникабельные, не по годам способны анализировать свои действия и искать выгоду для себя. Я бы даже назвала этих детей «маленькими извертливыми взрослыми человечками». Каждый день я сталкиваюсь с ними на улицах города: мальчик лет 6 сидит на телеге среди кучи добытого мусора и погоняет лошадь, другой ребенок в это время что-то загружает в старую машину, девочки лет 4-5 радостно обсуждают свой утренний «заработок» попрошайничеством. Да, это цыгане - люди с древней историей и своим укоренившимся специфическим образом жизни. Так вот, у этих детей самостоятельность присутствует (собственно, они ею и живут), а знаний о том, в какую сторону следует направлять своё дальнейшее развитие - нет. Они привыкли жить так, как всегда жили их предки, как сейчас живут их родители. Возможно, им не хватает нужного образования, той жизненной мотивации, которую они могут получить в цивилизованном мире.

То же самое происходит с детьми, которые на долгое время попадают под родительский надзор. Родители, безусловно, беспокоятся о безопасности ребенка дома и на улице. Порой это перерастает в маниакальность поведения, когда заигравшийся на улице школьник предстаёт в воображении родителей похищенным ребенком. Родители в такой ситуации контролируют каждый шаг ребенка, начиная с младенческого «Ой, Петенька, не упади», когда ребенок делает свои первые шаги. И продолжая в более взрослом возрасте, когда запрещают ребенку-подростку повеселиться со сверстниками, мотивируя свои опасения «жестоким современным миром, полным взрывов, маньяков и убийц». Такие дети, вырастая, остаются вблизи родителей и интуитивно продолжают зависеть от тех, кто старше, кто их воспитал и кому вроде бы давно уже пора на пенсию, отдохнуть.. а они всё продолжают тянуть лямку по воспитанию своего «взрослого» ребенка.

А шаги в воспитании.. Они есть. И если правильно расставить приоритеты в жизни ребенка в период его беззаботного детства, то это в дальнейшем облегчит жизнь не только вам самим, но и поможет ребенку легко адаптироваться во взрослой жизни, независимо от ситуаций, к торые он будет попадать.

мысли, семья, детское

Previous post Next post
Up