Оригинал взят у lidavetta в Как мы учимся читать. Хочу рассказать о наших пособиях, которые помогают в обучении чтению…. Честно говоря, я и сама не ожидала, что их уже так много - просто чем-то пользовались, что-то на будущее, но готовясь делать этот пост, я немного даже обалдела сама…. Впрочем, все они не только для обучения чтению, но еще и затрагивают смежные области развития - какие-то помогают готовить руку к письму и развивают мелкую моторику, какие-то тренируют логику и мышление, некоторые предназначены для коррекции речи, а что-то является художественным произведением на основе Азбуки… Но пост получился огромным, поэтому я разделю его на несколько частей.
На мой взгляд - это самый лучший вариант кубиков с буквами - без картинок, а значит из них можно составлять слова, и рисунки не наклеены, а нарисованы - значит не отклеятся от основы. С ними Саня играл где-то с полугода - в основном любил складывать в коробку, и при его играх я иногда называла ему ту букву, которая оказывалась сверху.
В год я сшила ему буквы из фетра. Они довольно большие - 10 см в высоту, и сзади у них липучка. Сане очень нравилось их отлеплять от ковролиновой основы и вешать потом обратно.
Еще я сделала своеобразное настенное лото - у нас длинный коридор, и по одной стене я повесила карточки с буквами и картинками на эту букву, размером А5, а к ним приклеила кусочки ленты-липучки, и мы подбирали к картинкам фетровые буквы, развешивали их по стене. Очень забавное занятие получилось - и активное и необычное. В результате в 14 месяцев Саня знал алфавит без особых усилий - не называл, потому что в принципе не разговаривал, но показывал буквы и на стене, и в их фетровом аналоге и в любых других местах, где они были более-менее крупные.
Сделала в свое время «шершавые буквы». Вариант с наждачкой мне показался очень грубым, поэтому у нас они из бархатной бумаги. Есть еще идея сделать из песка - но это будут уже прописные буквы, я думаю, чтобы сразу учится их писать.
Был у нас маленький плакатик и карточки из набора «Три азбуки» . Вернее, есть и сейчас, просто уже убраны, а раскраска ожидает своего часа.
Чуть позже у нас появилась серия «Из коллекции государственного Эрмитажа». Я ее покупала вообще-то не из-за азбуки как таковой, а из-за оформления. Картинки, подобранные под буквы - шедевры Эрмитажа. Очень интересная серия. «Азбука Эрмитажа» - просто шикарна и великолепна.
Правда, сейчас я скорее купила бы ее английский вариант. Он, как я поняла, содержит почти те же самые шедевры, только буквы английские. Впрочем, буквы тут играют вспомогательную роль. Главное в этих книгах - шедевры, с которыми знакомится ребенок. Есть «Азбука» на русском и «ABC» на английском меньшего формата, но лично мне нравится тот, который побольше.
Еще из этой коллекции по теме букв и чтения у нас есть книжки меньшего формата, но не менее хорошие: «Азбука. Животный мир»
Всем известно, что маленькие дети очень быстро что-то осваивают, но не менее быстро и забывают. Была у нас пара моментов, когда уже выученный было алфавит вдруг забывался, но так получилось, что огромное количество пособий с буквами, которые покупались мной и дарились родственниками, не дали Сане все-таки буквы забыть, наоборот, возбудили у него к ним огромную любовь!
Есть у нас несколько вариантов магнитных букв. Один вариант с карточками. Их Саня очень любил еще с года - постоянно перебирал на холодильнике, сбрасывал на пол, вешал - в общем по назначению не сильно использовал, зато постоянно видел буквы перед собой.
Второй вариант совершенно отличный от «Пирамиды открытий», который они, к сожалению больше не выпускают. Это и магниты и рамка-вкладыш в одном наборе. Сделаны из мягкого полимера, типа изделий от Бомик, только снизу наклеен еще и тонкий магнит. Саня одно время очень любил вставлять эти буквы в основу, повторяя их, а меня радовало еще и то, что подобные упражнения отлично развивают мелкую моторику. Теперь, кстати, Саня их использует, как трафарет, рисует сквозь них фломастером на доске, поэтому набор изрисован)). Очень похожи на них вот эти буквы
Магнитный алфавит пластмассовый. Он большой, буквы высотой около 5 см. Нам подарили его, а я потом докупила еще набор, чтобы букв было побольше и можно было составлять слова.
[Часть вторая] У нас есть довольно много разных «говорилок» с буквами. К сожалению, многие из них произносят буквы по названию, а не по звуку, но, впрочем, Саня их знает и так и так. Изначально на кубиках и на фетровых буквах я называла звуки, поэтому в целом ему легко ориентироваться именно так, хотя и названия он тоже знает. А благодаря многочисленным песенкам отлично знает весь алфавит по порядку.
Сначала у нас была «Говорящая азбука» от Азбукварика. Она выдает на каждую букву слово и звук, подходящий, а иногда и не очень подходящий к этому слову. Но звуки забавные, ребенку очень нравилось, потом, где-то полгода спустя поднадоело, конечно. Впрочем, с этой книжкой еще можно учится писать буквы, и она еще нам пригодится. Я пока берегу ее от подобных опытов, потому что правильно проводить линии Саня пока не любит, а побаловаться можно и с другими вещами.
У Азбукварика, кстати, есть много вариантов азбук и даже книг, которые помогают учится читать. Мне, например, понравилась Азбука для мальчишек. Во-первых - из-за всяких машинок-роботов, а во-вторых - ребенок сможет набирать сам слоги и слова и книжка будет выдавать результат. Минус в том, что при нажатии называются буквы, а не звуки - даже при наборе слогов и слов, поэтому принцип составления слова все равно, мне кажется, остается неясным… Так что думаю… Да и у нас и так всего так много, что, скорее всего обойдемся мы и так….
Одна из говорящих игрушек «Мой первый ноутбук». Я бы сама не купила, но нам его подарили. В целом - неплохой вариант, Саня его любит, ему нравится там песенка про буквы. Но мне он нравится больше всего тем, что с ним можно будет потом тренировать навыки сложения и вычитания - эта функция на мой взгляд в нем самая лучшая.
Есть еще вот такая игрушка, аналогичная предыдущей. Уже и не помню, как она у нас оказалась…
Аналогично получилось с плакатом «Учимся читать» - он у нас на данный момент в двух экземплярах - в виде отдельного плаката и в наборе плакатов для ручки.
[часть третья] Пользовалось спросом у нас Развивающее лото. Покупалось не ради букв, а ради лото как такового, потому что пассивно смотреть карточки Саня не любит, а вот хотя бы в лото с ними поиграть - милое дело. К тому же на тот момент ему был год с небольшим, и подобные игры отлично помогали и внимание развить, и память потренировать. Цена была не больше 30 руб. за набор на тот момент. Поэтому наборов у нас довольно много:
Есть еще несколько наборов из этой серии…. Думаю, что это лото сыграло определенную роль в Саниной любви к буквам, хотя они и не были для нас в нем приоритетом
Рамка-вкладыш «Гусеница-алфавит». Вот здесь похожая, но не совсем такая. Пока что Сане не хватает терпения собрать ее до конца, но вариант и для изучения букв и для их повторения просто отличный на мой взгляд!
Ожившие буквы из серии Умные книжки Земцовой. Не самый лучший вариант азбуки. Плюс - цена. Я покупала просто всю серию и поэтому приобрела и эту книжку. Опять же для разнообразия - вполне нормальный вариант. Ведь дети не любят одно и то же.
Саня очень любит книжки с наклейками. Этим его порадовала книжка из «Дошкольной мозаики» «Учим буквы», хотя многие составители, к сожалению, не сильно заморачиваются с подбором слов к буквам - везде одно и то же, и «Дошкольная мозаика" не исключение.
А вот «Азбука для мальчиков с наклейками», как раз дает такие слова, которые в азбуках встречаются нечасто, что меня очень-очень порадовало! Ну, и Саню тоже, конечно, хотя наклейки ему интереснее, чем слова))).
Незаметно появились и накопились азбуки и буквари разного рода.
«Азбука-раскраска а в подарок сказка». Куплена была по случаю у лоточников, меня в ней привлек размер - А3. Я испытываю слабость с большим книгам - как по толщине, так и по формату, поэтому мимо пройти не могу. Но она внутри совершенно отличная, при своей цене меньше 150 рублей, правда пока отложена - потому что Саня пока не силен в раскрашивании да и вообще в рисовании-черчении- писании….
«Букваренок» Юдина. Это даже не совсем букварь - это художественное произведение. Мне вообще понравились книги Юдина, как-нибудь о них расскажу подробнее.
Благодаря посту Юли купила у букинистов «Азбуку в стихах» Сапгира. Саня с этой книгой месяц ходил под мышкой, что для него вообще немыслимо! Довольно необычная и интересная, тоже своего рода художественное произведение. Так что если попадется - рекомендую.
«Великая книга о пальчиках и звуках» содержит в себе раздел «Логопедическая азбука», в котором обыгрывается каждая буква. Если при упражнениях показывать ребенку еще и написание звукосочетаний - то выходит отличный вариант обучения чтению.
И в этой же книге есть раздел «Азбука азбук» с загадками на каждую букву.
Очень люблю я авторские пособия. Сначала меня привлекла, конечно, идея Домана, по обучению чтению целыми словами. Самое смешное, что еще до того, как я про него узнала, я сама обдумывала идею обучения чтению именно таким образом, но как оказалось, это уже придумали до меня. Но Сане метод Домана не понравился совсем. Я никаким образом так и не смогла привлечь его внимание к карточкам - хотя казалось бы, чего проще показывать их несколько секунд? Не смотрел он их, и все тут! Но есть же и другие методики! И вот тут можно найти более оптимальное именно для себя. Самое главное пособие по обучению чтению у нас, конечно, «Кубики Зайцева». В целом Сане они нравятся - но не читать учится, а играть с ним - раскидывать, греметь ими, строить что-нибудь… Я, впрочем, как только он на них обращает внимание, стараюсь называть то, на что он смотрит.
Кубики дополняет у нас плакат «Учимся читать», он построен по этому же принципу - изучение уже готовых слогов.
Мы смотрим видео на одном из каналов на Ютубе, в котором взята за основу именно методика Зайцева
На каждый слог сделан отдельный ролик. Ролики на "мальчуковую" тему - машинки, ракеты, потому что делает их мама мальчика, которого она учит читать. У Сани они идут с переменным успехом - то не оторвать, то смотреть не хочет. Впрочем, он так во всем, я уже не удивляюсь и не расстраиваюсь.
Иногда под настроение хорошо идет игра «Слогофон-говоряшка» . На этом же сайте есть интересный плакат, и обучающий чтению и логопедический. Хочу попробовать сделать аналогичный, потому что принцип лото Сане очень даже близок, он любит что-то таким образом отыскивать, надеюсь, поможет нам это пристрастие и в данном случае.
К авторским пособиям относятся и игры Воскобовича. Именно по чтению у нас их несколько:
Конструктор букв. Интересная идея вообще. Можно складывать не только буквы, но и что угодно.
Читайка на шариках. Это скорее для тренировки навыков чтения, мы до него не добрались еще.
Игровизор. В комплекте пособий для него есть «Лабиринты букв». Как и все игры Воскобовича - оригинально и необычно.
Игровое пособие «Складушки». Опять-таки дополняет кубики Зайцева. Принцип тот же, что и в них, и в плакате, а так же в мульфильмах и игре «Слогофон-говоряшка». Главное, что нет никаких противоречий.
Вообще, я стараюсь, чтобы Саня не просто заучил слоги, но и понял, как они получаются. Для подобного обучения есть отличное пособие, которое называется «Умные кубики». Забавная вещица, пока Сане больше пришлось по вкусу их вставлять и вынимать без всякой системы, но думаю, что они нам пригодятся не только для чтения, но и для математики, ведь содержат еще и цифры и математические знаки.
Занимательные карточки. Довольно интересная вещица. Сане вообще нравится что-то составлять и собирать, поэтому карточки востребованы. Только вот, мне кажется, он пока не сильно обращает внимания на то, что же получается из букв. Но думаю, такой момент рано или поздно настанет. Поэтому я планирую приобрести весь набор, поскольку в других карточках задания усложняются, и это просто отлично. Правда, набор «Жук», получается, у нас продублируется, но я уже думаю, кому его подарить))).
Не обошла я стороной и пазлы, которые помогают в обучении чтению, ведь Саня их просто обожает. Игра «Читаем по слогам» от Дрофы. Меня в ней порадовало то, что слова выбраны хоть и распространенные, но не самые стандартные в подобных пособиях, а некоторые и вообще редко попадаются: шахматы, этюдник, зеркало.
Книга с пазлами «Чтение». Замечательный вариант пазлов, довольно много слов и даны они не сами по себе, а в виде небольшого тематического задания.
Вообще, все это я больше покупала не для обучения чтению, а для тренировки. Потому что в данных пособиях нет четкой системы, и чтобы ребенку выполнить задания, надо уже довольно хорошо ориентироваться хотя бы в слогах. Но зато все это с наклейками и я думаю, что как-то только Саня поймет принципы чтения, такая тренировка будет ему очень и очень интересна.
Ну и напоследок хочу показать книгу, которая имеет только косвенное отношение к чтению, и имеет скорее художественную, эстетическую и историческую составляющую. Это «Азбука в картинках» Александра Бенуа, которая впервые была выпущена в 1904 году. Очень интересное издание, будет возможность - приобретайте обязательно!