Сергей Жадан

Jan 28, 2010 00:32


- Правда ли, что по своим политическим убеждениям ты левый, поклонник Че и чуть ли не коммунист?
- Политических убеждений у меня нет. Это скорее мировоззренческие предпочтения. Я могу поддерживать какие-либо социальные и молодёжные группы, находящиеся в границах левого дискурса.

Скажем, когда на «Металлисте» милиция бьёт молодёжь, я считаю, что, как писатель, обязан публично за них вступиться. Хотя здесь, наверное, речь о левом дискурсе не идёт.

- 70 лет советской власти приучили нас к тому, что левая идея - это плохо, что революция - это торжество анархии, беспредела…
- Начнём с того, что советская власть приучила нас к тому, что анархия - это плохо. Вследствие работы советской идеологической машины у нас анархия ассоциируется с хаосом. В то время как анархия - это больший порядок, чем либерально-демократическая система.

- Есть примеры государств, построенных по принципу анархии?
- Не государств, но территориальных образований. Например, махновская республика.

- Долго она не продержались.
- Это другое дело, но некоторое время она всё же существовала. История махновщины очень противоречива. Когда они занимали города, например Екатеринослав, были и мародёрство, и грабежи; видно было, что махновщина - сугубо сельский феномен, в ней участвовали преимущественно крестьяне, и в городе они себя не могли найти, это была чуждая им среда.

А вот когда Махно контролировал Гуляйполе, там было больше порядка, чем на территориях, которые держали большевики. Я понимаю, что эти методы трудно было бы распространить на всю Украину, но в границах определённой автономной зоны они работали вполне эффективно.

Если бы не было Гражданской войны, прессинга со стороны большевиков и деникинцев, тот социальный эксперимент, которым являлась махновская республика, мог бы реализоваться, как мне кажется.

У меня есть идея когда-нибудь написать трилогию исторических романов. Первый был бы посвящён сентябрю 1920 года, когда Махно занял мой родной Старобельск.

Он тогда подписал с Троцким очередное перемирие, одним из пунктов которого было отведение территории для создания анархической республики. И Махно просил под это не своё Гуляйполе, а как раз Старобельск.

http://www.chaskor.ru/article/sergej_zhadan_politicheskih_ubezhdenij_u_menya_net_14064

анархисты, art

Previous post Next post
Up