Сократ Схоластик. Церковная история. М. РОССПЭН. 1996.

Oct 17, 2010 13:01

Автор продолжает историю Евсевия Памфила примерно с середины царствования Константина. Христианство становится господствующей религией, и книга с восторгом описывает процветание и распространение христианства под правлением мудрых василевсов. Василевсы не все мудрые, но тенденция, в общем, однозначна.
Вообще-то у христиан в области веры есть только Один Царь. Вмешательство земных царей в христианскую жизнь превращает христианство в земное и приземлённое учреждение, имеющее государственные функции. Священники превращаются в государственных служащих не слишком высоких (гораздо ниже, чем на Западе) рангов. Те, кто как Иоанн Златоуст, не желают занимать свои ниши в иерархии, лишаются чинов и отправляются в изгнание.
Вот например, на странице 121 чиновник Леон прекратил работу Селевкийского Собора. Царь направил его присутствовать на соборе единодушном, а священники спорили. Леону это не понравилось, он распустил собор, посоветовав священникам идти и пустословить в церкви.
Понятно - царю нужно единство во всём, церковь - проводник единства в области идеологии. Плохо проводите - катитесь подальше. Для Сократа это - торжество церкви, мне это представляется унижением.
Интересным показался рассказ о самокастрации священника на странице 94. Он встречался с некоей дамой, его осуждали, он оскопил себя, чтобы проодолжать встречи, не навлекая упрёков.
Среди действующих лиц есть епископ Люцифер и его последователи люцифериане. Это имя в те времена ещё не было связано со злами силами.
На страницах 279 и 280 находятся очень интересные расказы о женщине-философе Ипатии и о христианском мальчике, распятом евреями. Вообще в книге много информации о византийском антисемитизме.
На странице 294 короткий, но очень интересный рассказ об обращении в христианство бургундов. В нём есть некоторые параллели с Песней о Нибелунгах.
Previous post Next post
Up