Выслушав ответ типируемого, мы должны определить положение функции, на которую был направлен вопрос, в структуре психики данного человека. Основным действием является классификация ответа по уровням структуры психики (горизонтальным блокам модели А).
Уровней всего 4:
1-2 функции, блок Эго
3-4 функции, блок Супер-Эго
5-6 функции, блок Супер-Ид
7-8 функции, блок Ид
Прежде всего, следуя правилу парности вопросов по одноименным функциям, вы четко увидите разницу между сознательными 1-2-3-4 и бессознательными 5-6-7-8 функциями. Об этом говорят такие признаки:
Сознательная (осознанная) функция
Типируемый понимает вопрос так, как его задали или близко по смыслу.
Он отвечает на этот вопрос или немного измененный или похожий по смыслу.
Ему обычно хочется отвечать на этот вопрос или он может заставить себя ответить без особого дискомфорта.
Случаи, связанные с требуемым действием обычно вспоминаются легко.
Требуемое действие описывается достаточно точно или с небольшими искажениям и сокращениями.
Бессознательная (неосознанная) функция
Типируемый не понимает вопроса, интерпретирует его в сильно измененной форме или принципиально иначе.
Отвечает на похожий вопрос или сильно измененный.
Ему не очень хочется отвечать на этот вопрос, а если даже он заставит себя ответить, все равно ответ будет искаженным.
Случаи, связанные с требуемым действием, вспоминаются с трудом, не вспоминаются вовсе или вместо них вспоминаются совершенно другие случаи.
Требуемое действие описывается с искажениями, смешивается с другим, близким по смыслу, или полностью замещается на другое.
Особенности проявления функций при ответах в зависимости от конкретного уровня (горизонтального блока):
1-2 функции
Типируемый говорит по вопросу больше, чем требуется, при этом ответ точно соответствует вопросу, но более глубок, широк и детализирован, чем требуется.
Типируемый угадывает, договаривает и доформулирует вопрос за типировщика «Может вас интересует …? Так это …!» «Наверное, вы хотели спросить о том, что…?» При этом его формулировка соответствует или очень близка к тому, что хочет спросить типировщик.
Отвечает быстро, не дослушивая вопрос до конца, часто обрывая типировщика в процессе вопроса.
Ответами по этим функциям заменяются практически все вызывающие затруднения ответы по другим функциям.
Типируемому нравится или очень нравится отвечать на этот вопрос или рассказывать об этом аспекте, как минимум он отвечает охотно.
На просьбу дословно повторить заданный вопрос повторяет его в точности, часто добавляя свои творческие комментарии по поводу вопросу, не меняющие его сути.
3-4 функции
При выслушивании вопроса, обдумывании и ответе типируемый испытывает беспокойство, раздражение, нервозность, расстройства разной степени и другие некомфортные изменения текущего состояния.
Вместо ответа на конкретный вопрос делается широкое обобщение.
Ответ частично замещается высказываниями по другим функциям.
На просьбу дословно повторить заданный вопрос делает это сжато, нехотя.
Из-за неприятных переживаний в связи с темой вопроса просит его пропустить и перейти к следующему, задать вопрос в более мягкой форме, другими словами, задать другой, похожий на этот, но, по его мнению, не такой беспокоящий, «трудный» вопрос.
Высказывает нежелание отвечать на этот вопрос без объяснения причин или потому, что эта тема не нравится, неправильная, неинтересная, не нуждающаяся в рассмотрении и т.д.
5-6 функции
На просьбу дословно повторить заданный вопрос вспоминает только его часть, воспроизводит близко по смыслу, но другими словами, формулирует вопрос иначе.
Типируемому не хватает жизненного опыта, чтобы ответить на заданный вопрос, не хватает навыков, чтобы выполнить требуемое действие.
Задумывается прежде, чем ответить, на вспоминание случая уходит определенное время.
7-8 функции
Типируемый не понимает в принципе, о чем его спрашивают.
Типируемый не слышит вопроса и после того, как он задан, утверждает, что его ни о чем не спрашивали.
Он уверен, что полностью понял вопрос, в то время как фактически отвечает на абсолютно другой вопрос, не связанный с задаваемым.
На просьбу дословно повторить заданный вопрос теряется, не может этого сделать, вспоминает только отдельные слова, или формулирует вопрос принципиально иначе.
Не может ответить на вопрос, даже если очень сильно старается.
Из-за непонимания вопроса просит его пропустить и перейти к следующему, или задать вопрос в более простой и понятной форме или другими словами.
Для ответа по этим функциям используются любые другие функции.
Надолго задумывается над вопросом, в процессе обдумывания может забыть вопрос.
Правила формулировки вопросов при типировании
Для того чтобы увидеть действие по функции, есть два способа:
1. Попросить человека выполнить действие в настоящем времени.
2. Попросить описать действие в прошлом.
Когда действие производится в настоящем времени, типируемому дается задание найти аспект в каком-то предмете или явлении, доступном в настоящем времени. При этом он неизбежно задействует свою функцию, соответствующую данному аспекту.
При вспоминании случая дается задание вспомнить и описать действие в реальном случае, произошедшем с типируемым.
Основное правило при формулировке вопросов: и задание, и случай должны быть настоящими, действие по функции должно производиться человеком с реально существующими в физическом мире предметами и явлениями, а не выдуманными или абстрактными. Это принципиальное условие!
Мы не занимаемся оценкой фантазии и воображения типируемого, уровня его интеллекта и не интересуемся его мнением по тому или иному поводу, чем занимается большинство социоников в процессе типирования. Важно помнить, что соционика занимается изучением механизма восприятия человеком окружающего мира, а это только часть того, что человек думает и делает. По сути, нас интересует только то, как человек воспринимает через органы чувств и взаимодействует с теми или иными физическими аспектами. Информация о мыслях, чувствах, идеях и фантазиях человека, не отражающая реальных физических объектов и явлений, не имеет решающего значения при типировании.
Поэтому задание “представьте, что вы …” в данном случае не подходит, так как здесь подключается воображение. А задание “вспомните, как вы делали …” - то, что надо.
Правильно: “посмотри на этот предмет и оцени (найди, определи, посчитай и т.д. в зависимости от функции) …”
Неправильно: “представь, что бы ты сделал, если …”
Правильно: “вспомни, как ты делал … (считал, чувствовал и т.д. в зависимости от функции)
Неправильно: “как ты думаешь, если бы …?”
После того, как мы определились с направленностью вопросов, формулируем их, согласно следующим критериям:
1. Вопрос должен быть направлен на реальную, не выдуманную ситуацию - случай, в настоящем времени или в прошлом.
Правильно: «Посмотрите на … и перечислите …», «Вспомните случай, когда вы …»
Неправильно: «Как вы думаете, может ли быть, что …», «Часто ли вы думаете о …»
2. Вопрос нужно направить на одну конкретную функцию, и только одну.
На какую именно функцию направлен вопрос, определяет типировщик, но не сам типируемый. Необходимо очень четко обозначить область, на которую направлен вопрос. Это должен быть определенный аспект физического мира. Ни в коем случае вопрос не должен запрашивать мнение типируемого на тему или знания в какой-то области.
Правильно: «Вспомните, что вы делали, чтобы …», «Опишите, какое у вас сейчас настроение.», «Какими ощущениями вы руководствовались, когда …»
Неправильно: «Расскажите, что вы делаете на работе», «Вы хорошо разбираетесь в настроении людей?», «Вам нравится ощущать, когда …?»
3. Вопрос должен запрашивать действие или описание действия самого типируемого.
Это может быть действие уже совершенное типируемым в прошлом или то, которое ему предлагается совершить сейчас. Также не оцениваются действия других, людей.
Правильно: «Вспомните, что вы делали…», «Посмотрите на… и определите …»
Неправильно: «Если вам предложат …, что вы сделаете?», «Представьте, что вы попали в ситуацию, когда … и вам нужно …» «Как вы думаете, люди часто …?»
4. Вопрос не должен быть направлен на стереотипное действие, совершаемое большинством людей в повседневной жизни.
Ответы на такие вопросы часто не имеют отношения к типу.
Правильно: «Расскажите, как вы завариваете чай?», «Какие принципы вы используете для планирования своего бюджета?», «Что вы делаете на вечеринках?
Неправильно: «Любите ли вы чай и часто ли его пьете?», «Вы считаете деньги, чтобы хватило до зарплаты?», «Вы любите шумные вечеринки?»
5. Вопрос всегда должен быть не «закрытым», а «открытым».
На закрытый вопрос всегда можно дать однозначный ответ («да», «нет», назвать точную дату, имя или число и т.п.) Например: «Вы пьете чай?» - «Да». «Вы водите машину?» - «Нет». «Какой вуз окончили и когда?» - «МГУ, в 1992 году». Открытый вопрос требует какого-то объяснения и предполагает развернутый ответ в свободной форме. «Как вы провели вчерашний день?» - «Сначала я поехал к другу, потом мы пошли гулять …»
Правильно: «Вспомните случай, когда вам пришлось отстаивать свои права и опишите, что вы делали, чтобы победить?», «Перечислите, из чего состоит этот прибор».
Неправильно: «Вам часто приходится отстаивать свои права?», «Этот прибор имеет много составных частей?».
6. Для удобства интерпретации вопросы задаются парами на одну функцию разной вертности.
Как такового порядка в вопросах нет, вы можете задавать их в любой последовательности. Но наибольший эффект дает их группировка по два. Если скажем, вы задали вопрос на ЧИ, то следующей нужно оценить БИ, если ЧЛ, то следующий - на БЛ и т.д. Выполнение этого условия позволяет очень четко различать осознанные и неосознанные функции.
Правильно формулируя и задавая вопросы, вы получите ту реакцию и ответ, который сможете оценить и верно интерпретировать. Задав неподходящий вопрос в несоответствующей форме, вы получите ответ, который не сможете оценить. Этим вы запугаете себя и типируемого, расстроите и утомите его сверх меры.
Также, при правильной формулировке вы значительно сокращаете количество вопросов, т.к. ответ на правильно поставленный вопрос обычно дает несколько видов информации, позволяющей определять несколько типных свойств одновременно. При этом вы значительно сэкономите время, не тратя его на выслушивание ненужной для типирования информации. Обычно 3-5 предложений в ответе типируемого вполне достаточно, чтобы получить исчерпывающий ответ на заданный вопрос. Таким образом, вы никогда не попадете ситуацию, когда вы выслушиваете свободный рассказ типируемого в течение 1-2 часов и после этого понимаете, что ни на шаг не продвинулись в типировании.
Правильно проводимое типирование методом интервью в индивидуальном режиме занимает 15-30 мин при использовании правильно сформулированных 4-6 вопросов, изредка их требуется 8-10. В групповом режиме время увеличивается до 40 мин - 1,5 часа.
http://www.e2l.org/node/160