Про буквы

Nov 19, 2009 11:55

После прочтения книжки по типографике у меня возникло очень много новых мыслей про буквы.

Во-первых, я проникся нереальным уважением к старым мастерам, которые делали книги до появления компьютерной верстки. Это было ремесло, которому люди учились пол жизни. И правильно делали. Вы видели когда-нибудь докомпьютерное издание с плохим набором? Все страые книги и газеты имеют свой уникальный типографский набор и вид. В них вложена душа наборщика и верстальщика, и это заметно даже человеку, который никогда не слышал слова типографика. Подмастерья не допускались до набора первые три года. Им разрешалось только сортировать литеры (маленькие железные буковки) по кассам (ящичкам с алфавитом) после печати макета.

Это сейчас вы можете одним кликом изменить гарнитуру набора целого документа, растянуть шрифт (Боже упаси!), поиграть с абзацами, отступами, выключкой. А раньше наборщик, прежде чем начать собирать литеры, уже держал в голове все эти вещи наперед. У него не было шанса поменять шриф после набора. Вернее был, но для этого пришлось бы просидеть лишнюю ночь над страницей.

Во-вторых, я стал замечать последствия доступа всех подряд к работе с текстом. Когда у каждого в компьютере есть текстовый редактор, люди перестали ценить типографику. И хороший набор стал редкостью. Море текста вокруг нас напоминает хаос. Каждый лепит свое, кто во что горазд. В итоге наши города тонут в обилие безграмотных вывесок и рекламы. И самое обидное, что обывателю это практически незаметно. Это можно заметить, только впустив эстетику типографики в себя и изучив ее культуру.

Многие мои клиенты в последнее время обращают внимание на текст. Они понимают, что текст может быть красивым даже без картинок. И это приятно радует.

За свой трехдневный вояж по Астрахани я встретил всего одну вывеску, которая радовала глаз, и то на кладбище. В ней даже был учтен кернинг (расстояние между буквами) в паре ТА. Секрет заключается в том, что в словах, где эти буквы идут рядом расстояние между ними необходимо чуть-чуть уменьшать, чтобы достигать визуальной гармонии. Если этого не сделать, то между ними получится дырка, образованная формой букв. В мелком тексте это не очень заметно, а на вывеске уже бросается в глаза.



Для повышения общей картины, я бы предложил всем компаниям, выпускающим текстовый софт для обычного люда (не говоря уж про профессиональный) прикладывать в справку о программе простые правила типографского набора в качестве ликбеза. Ну и в идеале встраивать мини тест для активации. Пока тест не пройдешь, не можешь вордом пользоваться. :)

А то потом калечат буквы и вешают инвалидов на видные места.


Текстоведение, Ценности профессии

Previous post Next post
Up