Гуляя по Москве замер у случайно увиденной картины на Сретенке.
Я его узнал, картина срисована с фотографии Ивана Леонидова, блестящего архитектора-авангардиста. Правда его зданий в Москве не найти, как не найти их в Петербурге или где-нибудь еще. Проекты Леонидова были слишком концептуальны и слишком смелы, даже для смелых и оптимистичных 20-х.
Проект Института библиотековедения им. Ленина (1927 год).
Гигантская сфера - это аудитория, а вертикальный параллелепипед - книгохранилище.
Конечно, проект не был реализован, да и надо быть безумцем, чтобы верить в реализацию такого. Но благодаря проекту, Леонидова заметили.
Дальше были проекты кинофабрики, Дома промышленности, клубов... Все они были смелыми до утопичности и так и не были реализованы.
А в 1030-м году Леонидов, как один из лидеров авангардистской архитектуры, был подвергнут откровенной травле со стороны конкурирующих архитектурных объединений, и обвинен в мелкобуржуазности и других политических греках. "Метод леонидовцев в корне противоречит методу диалектического материализма... Этот метод вырастает из метафизическо-идеалистического мировоззрения и буржуазного индивидуализма, свойственного леонидовцам." Как это понимать, мне кажется, никто не знал никогда, но таково было время, споры были не об архитекурной форме, а о соответствии ее принципам "пролетарской архитекуры".
В 1932-м году споры закончились, начал кристаллизоваться официальный стиль, которому надо было следовать всем. Это то, что мы сейчас называем сталинской архитектурой. Но Леонидов сохранил индивидуальность. его Наркомтяжпрома (на Красной площади) слишком грандиозен и утопичен. Разумеется, не был реализован, впрочем, как и другие проекты Наркомтяжпрома.
Потом была война, контузия, преподавательская и проектировочная работа после войны... И как я говорил, в Москве нет зданий, о которых можно было бы сказать, что это построил Леонидов. Но Москва помнит. И это дает надежду, что Москва сохранит памятники того времени. И дом Наркомфина, и гараж на Новорязанской и многие другие смелые и порой чудаковатые здания того времени.