1. - А я не знаю ничего, кроме Москвы. Вот дом, в котором я живу много лет - правда, сейчас не подолгу, но все-таки приезжаю постоянно, - когда в лифте или в подъезде встречаются люди, я всегда здороваюсь, но мне почти никто не отвечает. В Париже это невозможно. Но все-таки мне кажется, что это постоянное и напряженное ожидание неприятностей от первого встречного, эта изначальная готовность сопротивляться, защищаться, эта советская черта - она постепенно отступает. И некоторые даже отвечают на мои приветствия
2. . Я как-то разговаривал с фотореалистом Семеном Файбисовичем, он говорил, что делал по десять картин в год, не больше.
- ...я даже такого количества, как Файбисович, картин в год не могу сделать. Гораздо меньше.
- А мне-то казалось, что Файбисович такой медлительный автор.
…
- У меня выходит три-четыре картины в год, больше не успеваю. ... во Франкфурте, была встреча со студентами художественных вузов. И их профессор задал вопрос, сколько картин я делаю в год. И когда выяснилось, что три-четыре, он сказал: «Ну это результат вашей провинциальной жизни. Но теперь, когда вы здесь оказались - в нашем нормальном культурном пространстве, - вам придется полностью менять ваше сознание. Вот как Кабаков - он сразу прекрасно сориентировался и ведет себя правильно. И вы должны сделать то же самое».
3. Я когда туда приехал, у меня было поначалу ощущение, что все изменится. Что тут сплошь мои друзья и жуткая атмосфера МОСХа позади. А выяснилось, что там это еще хуже. Я ведь в Париж попал со своей выставкой в Центре Помпиду. И приняли меня совершенно враждебно: мол, явился какой-то наглец; мы тут героически защищаем русское искусство…
- От кого?
- Ну, наверное, вообще от всей Европы. От Франции, от французов. И тут - явился, без очереди влез. Как будто я сам прибежал, развесил свои картины в Центре Помпиду, растолкал всех… Просто удивительно. Я не мог понять, что происходит, пока не увидел газету «Русская мысль»... и текст: «В Центре Помпиду открылась выставка русского художника Булатова, картины с такого-то по такой-то год» - и дальше такая фраза: «Если по первым картинам еще можно предположить, что из него что-то может получиться, то по последним ясно, что уже никогда из него ничего хорошего не получится». Все!
4. Вот он увидел этот пейзаж, он на него произвел пронзительное впечатление, да? И вот он старается, чтобы зритель испытал то же самое ощущение. Это очень характерно для русского искусства. И совершенно не характерно для французского. Там искусство герметично: хотите - смотрите, не хотите как хотите - искусство от этого не пострадает, а вы будете дураками, себя лишите возможности попасть куда-нибудь в высшие сферы.
5. Вдруг у меня глаза открылись, где я живу. И что это за страна такая. Да, люди хотят верить, им это необходимо. И вот эта вот необходимость веры эксплуатировалась и подменялась самой элементарной подлостью. Это было чудовищно!
http://www.afisha.ru/article/pundits-bulatov/