и: Вы упомянули директиву Пономаренко - что это такое?
Варжапетян: Это циркуляр начальника Центрального штаба партизанского движения Пантелеймона Пономаренко о том, что если еврей прибежит к партизанам, его надо считать или агентом абвера, или агентом гестапо. Потому что иначе как он остался жив? Этот приказ вышел в 1942-м, когда уже появились партизанские отряды, когда евреи поняли, что подлежат уничтожению. Хотя многие до 1944 года этого не понимали.
Эли Визель (еврейский писатель, лауреат Нобелевской премии мира 1986 года. - "Известия") пишет, что в его родном городе Сигете, в Румынии, когда в 1944 году туда прибежал спасшийся из концлагеря кладбищенский сторож и стал говорить, что их сжигают в печах, евреи ему не поверили. И когда их последними привезли в Освенцим, узники набрасывались на них, плевали им в лица: "Сволочи, неужели вы не знали, что нас здесь ждет?" Разум не может смириться с тем, что тебя будут убивать просто потому, что ты еврей или цыган.
и: Признаюсь, меня обрадовало, что эту книгу написали вы, армянин. И никто не сможет сказать: "Снова они хвастаются".
Варжапетян: Да, и кичатся своими страданиями. Просто я задавал себе этой книгой вопрос, на который не могу пока ответить. Никто не обязан любить евреев, как и любой другой народ. Но я не понимаю, почему немцы убивали с такой радостью.
и: Наверное, не все немцы.
Варжапетян: Все не все - но я, например, не знаю ни одного случая, чтобы у советского солдата нашли снимки с повешенными немцами. Виталий Семин, автор прекрасной книги "Нагрудный знак "Ost" - о том, как он был угнан на работу в Германию, писал, что никто там не дал ему куска
хлеба. В то время как немцы, бывшие в нашем плену, вспоминали с благодарностью, как русские делились с ними всем.
http://www.inedelya.ru/reportings/article11050