Жертвуя приоритетом

Jul 05, 2017 10:36




Записки рядового, батальон SAVEASTRO

Посвящается всем сотрудникам Пулковской обсерватории, а также Георгию, Екатерине и Борису.

Астродача, снимки туманностей, сверхновых, всего прочего. Выбраться туда, под ясное небо вблизи города,  в котором  безоблачных дней почти не бывает.   Собраться глубокой ночью, фототехнику в рюкзак и в чисто поле.  Вон там Бетельгейзе мигает, красивое имя, ну а так звезда почти вполне обычная, разве что красный супергигант. Цель сегодня прозаическая - съемка  хвоста короткопериодической одной известной до банальности кометы. Надо показать эти снимки скудоумным пожирателям пятен для застройки, приносящим в жертву научный приоритет обсерватории. Снимки кометы -- из зоны с засветкой от ближайших огней и с астродачи. Разница явная. Засветка от «замечательного городка» Planet Cemetery, под застройку которого уже роют котлованы, погубит обсерваторию.


Расчехляя аппаратуру, Игорь подумал,  видела ли Ирина, последние его снимки в сети. «Остановись мгновенье…», редкое явление, повторится, когда мы будем почти стариками. Короткопериодическая  комета, для истории тысячелетних наблюдений период  у нее совсем короткий -- несколько десятков лет. Хвост, вроде как у жар-птицы, Игорь расцветил его в целях популяризации, для особо любопытных. Поймал себя на том, что такие цвета он видел на платье Ирины при последней их встрече. А ведь он всегда считал, что астрофизика прекраснее всех женщин. Стоит ли жертвовать этим приоритетом?
Совсем недавно они еще не были знакомы, до того как случайно встретились в парке обсерватории. Когда на вырубленную варварами просеку въехал самосвал застройщика, Ирина взобралась на крышу  кабины, размахивая флагом «Защитим Иверский парк». Игорь пошел было к ней, чтобы протянуть руку, когда она спускалась вниз, но не успел, она уже соскочила на землю. Ночью продолжалось дежурство у заблокированного активистами самосвала. Они стояли вместе, опираясь на его бампер августовской ночью.

-- Почему звезды мерцают?
-- Воздействие атмосферы. Если на них посмотреть из космоса …
-- Будет совсем другая картина, я знаю.
А хочешь посмотреть на Луну и Марс поближе?
-- Насмотрелся через наши рефлектор с рефрактором.
-- А без них?  Но всё-таки, очки не снимай, завтра увидишь…

***

В ее в мастерской Игорь застыл перед холстом с изображением лиц, устремленных к звездам. Юная  пара, посадочный модуль, лунная база и никого больше,. Следы от больших и маленьких подошв в лунной пыли.
-- У тебя есть Юпитер с большим красным пятном?
-- Вот смотри.
Он увидел Юнону, зонд обвивающий витками облетной траектории газовый гигант. Скоро Юнона должна устремиться в его объятия, совершая «великое погружение» вглубь оболочки на завершающем этапе миссии. Может быть, тогда прояснится природа красного пятна.
-- А Сатурн?
-- Я только начала холст.


Игорь увидел, на северном полюсе был явно намечен шестиугольник. Эти феномены -- большое красное пятно, впервые замеченное еще через телескоп Кассини, и шестиугольник, не так давно зарегистрированный одноименным космозондом на полюсе Сатурна, - пока еще не разгаданные тайны природы. Игорю казалось странным, что за многие годы наблюдений еще не появилось научных версий их происхождения, а главное, сохранения структурных форм в гигантской газовой зыби.
Сферическая форма небесных тел объяснима наукой. Но их газовые оболочки подверженные влиянию тепловой конвекции из недр, солнечного ветра, а также собственной магнитосферы - субстанции с нестабильной формой. Облака, завихрения, ураганы. А  пятно и шестиугольник не исчезают и почти не перемещаются. Конечно, кто-нибудь уже приписал им искусственное происхождение. Как без этого? Каждый волен изливать свои измышления во всемирную информационную сеть.
Игорь  обдумывал свою версию. Он любил делать это на прогулке по парку. Сегодня он явно представил схему опыта. Вспомнив о статье с описанием гидродинамической модели образования галактик, он решил создать нечто подобное. Вращение прозрачной среды с различными скоростями вращения и плотностями отдельных слоев, в  которой, подаваемые в нее цветные частицы, образовывали определенные структурные формы, не сложно было реализовать.

***

Игорь пропадал в лаборатории целыми днями. Прогулки, он не мог их оставить,  совершал теперь уже по ночам. Сегодня на тропинке между сосен вдалеке что-то светилось, слегка покачиваясь. Не метеор однозначно. Он пошел быстрее... Волосы Вероники, созвездие с романтичным названием, вспомнилось… Ё, это Ирина, заплела дреды со святящимися нитями.
-- Эй, астрофан, привет!
-- О, Ринка, смотришь на звезды?
-- Изучаю натуру. Мне нужно положение Юпитера и Сатурна относительно созвездий на холсте отметить.

***

Статья Игоря о природе пятна и шестиугольника пробудила «вихревые возмущения» в среде астрофизиков. В ней он указал на общую причину происхождения этих проявлений, исходя из смоделированных в лаборатории условий. Там были воспроизведены гидродинамика и конвекция различных слоев. Проведена обработка данных, показаны диаграммы.  Доктор Зондернштерн в рецензии на статью Игоря  выразил некоторое сомнение относительно общей природы пятна и шестиугольника.
Но доктор не сообщил никому, кроме автора, что сравнил представленные на модели результаты с расчетными данными, полученными при учете комбинированного воздействия нескольких различных эффектов - термодинамики, турбулентности и конвекции. Игорь же предлагал учитывать меньшее число факторов. Зондернштерн понимал, что истина, скорее всего, проявится при скором «великом погружении» Юноны в Юпитер. Хотя предыдущее - от Галилео -- предоставило множество новых данных и позволило генерировать новые гипотезы о природе известных феноменов, проявляемых газовыми гигантами.

***

В парке обсерватории Игорь беседовал с Зондернштерном о результатах великого погружения.
-- Я ощутил красоту вашей гипотезы, ещё когда Вы представили ее мне в частном письме. За два месяца до погружения Юноны в оболочку Юпитера. Почему Вы тогда не опубликовали её? Ведь британцы на основе своей модели в колбе с водой представили научному миру аналогичную гипотезу. Вы пожертвовали приоритетом?
Доктор не отвечал. Черт возьми, это ли настоящий патриотизм? Не заявить о собственном, возможном научном открытии из-за слабой надежды на показательную статью сотрудника обсерватории, над которой сгустились враждебные тучи.
Этот расчет не была опубликован. Зондернштерн знал о противостоянии, в котором оказалась обсерватория. Статья Игоря была привязана к результатам многолетних наблюдений, полученных в этом, одном из первых на Земле астрономических научных центров. Она наносила ответный удар по сторонникам застройки территории, окружавшей обсерваторию.

***

Оставалась решающая ставка - на объяснение феномена шестиугольника Сатурна. Игорь с Зондернштерном обсуждали различные версии, спорили, отметали несостоявшиеся. Но до миссии к данному феномену оставалось несколько лет. А бои за обсерваторию и против застройки окружающей её защитной зоны велись нешуточные. Охотники за наживой перешли в наступление.
-- Ига, заходи посмотреть новый холст, -- Ирина встретила его на той самой дорожке.

Вот что он увидел на холсте.
Звездное небо над обсерваторией. По дорожке из парка к ней стремительно  приближается Струве. Белопольский, лежа, смотрит в окуляр, адаптированного своими руками телескопа. Козырев рисует стрелу времени. Сверху на них смотрят Галилей, Кассини, Галлей … Ирина никогда не жертвовала приоритетами - преданностью искусству и науке.
На прошедшем Астрофесте ее картина получила главный приз, а обсерватория признана национальным достоянием.

Снимки со страницы Георгия Хохлова
https://vk.com/darvetter

Человек и космос

Previous post Next post
Up