Оригинал взят у
dona_anna в
Бейт-Шеарим: прийти к мертвым, чтобы понять живых. Первое что поражает в этом древнем некрополе это, наверное, обилие жизни. Параллельно с нами была школьная экскурсия родителей с детьми, множество самостоятельных семей с детьми и даже свадебная машина на стоянке, хотя сами брачующиеся обнаружены не были...
Для начала надо сказать пару слов об истории этого места, иначе, я уверена, не оценить его уникальность.
По археологическим свидетельствам, в этом месте начали селиться в 9в.д.н.э., во времена Северного Израильского царства (ивр. ממלכת ישראל). Предположительно эта территория принадлежала
Дому Хасмонеев. Во время праздника Ханука
приятно вспомнить хасмонеев - маккавеев лишний раз:)
В письменных источниках Бей-Шеарим упоминается впервые все тем же знаменитым историком
Иосифом Флавием (Йосеф бен Матитьягу), чтобы мы без него делали?:) От него мы знаем так много о древней еврейской истории. И упоминается Бейт-Шеарим как часть имения еврейской принцессы
Береники (!), дочери царя Ирода Агриппы I, сестры и соправительницы Ирода Агриппы II, а также любовницы императора Тита. Многие из нас ее знают благодаря "Иудейской войне" Лиона Фейхтвангера:
"Это была красивая женщина, в Иерусалиме ее очень любили, охотно принимали и при римском дворе. Своей походкой она прославилась во всем мире. Ни одной женщине, от германской границы до Судана, от Англии до Инда, нельзя было сделать большего комплимента, чем сказать, что у нее походка, как у принцессы Береники."
Считается, что название Бейт-Шеарим происходит не от "Дом ворот", как хотелось бы дословно перевести с иврита, а от
משמרת שערים, одной из 24 смен коэнов, трудившихся в Храме.
В Талмуде Бейт-Шеарим упомянут как еврейское сельскохозяйственное поселение во 2в.н.э. После восстания
Бар Кохбы многие евреи перебрались в Галилею и Бейт-Шеарим стал важным еврейским центром в 2-3 вв.н.э.
Вот реконструкция древнего поселения, от которого мало что осталось. На склоне мы видим некрополь, который дошел до наших дней.
В середине 2в.н.э. в Бейт-Шеарим поселился Рабби
Йеуда Анаси глава
Синедриона, систематизатор Устного Закона и редактор
Мишны. Синедрион перебрался в Бейт-Шеарим и это было время расцвета данного места. Последние 17 лет жизни Рабби Йеуда Анаси по соображениям здоровья прожил в
Ципори, но завещал похоронить себя в Бейт-Шеарим в семейном склепе, который построил еще при жизни.
Благодаря могиле Рабби Йеуда Анаси Бейт-Шеарим стал модным и престижным кладбищем как Кремлевская стена Масличная гора. С этого момента начинается расцвет некрополя Бейт-Шеарим.
Поселение Бейт-Шеарим было разрушено в 4 веке, во время еврейского восстания против императора Констанция Галла. Поселение было разрушено, а огромное подземное кладбище осталось... глубоко под землей.
Видите входы в склепы находятся на глубине нескольких метров - входы были расчищены во время археологических раскопок.
Под толстым слоем земли некрополь находился до 1936 года, пока его случайным образом не обнаружил
Александр Зайд, он обратился к историку Ицхаку Бен Цви и археологу Биньямину Мазару и с 1936 по 1940 году в Бейт Шеарим проводились полномасштабные раскопки.
Биньямин Мазар на раскопках в Бейт-Шеарим, фото
Википедия Видео (две с половиной минуты архивных съемок - очень интересно) о раскопках в Бейт-Шеарим в 1936 году, рассказывает сам Биньямин Мазар (иврит). Но язык не имеет значения - все понятно и так:)
Click to view
К раскопкам в Бейт-Шеарим возвращались в 50е годы и совсем недавно, но об этом ниже, а сейчас погуляем по подземному некрополю.
Все останки из пещер захоронены в другом месте и в данный момент это не кладбище, а музей.
Вообще, когда попадаешь в Бейт-Шеарим, то первое ощущение, что это красивый парк.
Только потом обнаруживаются открытые археологами спуски к входам в семейные склепы. И так как иметь тут склеп было очень престижно, то и деньги вкладывались немалые. Обратите внимание на вход в правый склеп. Он сделан из базальта, камня которого нет в окрестностях Бейт-Шеарим, его надо было везти издалека, и кроме того, базальт очень тяжел, а значит, дорог в обработке. То есть денег не жалели.
Над левым входом огромная дыра - это дело рук древних искателей сокровищ. Практически нет ни одного склепа или саркофага, в который бы они не забрались, в своих неустанных поисках сокровищ. Так как открыть тяжелые двери они не могли, то просто пробивали дыру в мягком камне склона.
В этом некрополе хотели иметь склепы не только евреи. Эти камни - остатки мавзолея, видимо, принадлежавшего греческой семье.
Вот так мавзолей мог выглядеть.
Двери в склепы были очень тяжелые и сделаны на совесть. До сих пор их можно открывать и закрывать. Они украшены как роскошные деревянные двери богатых домов того времени. Этим они символизировали связь между миром живых и мертвых.
Теперь спустимся под землю и заглянем в погребальные пещеры.
Эта пещера - целый подземный город с улицами, переулками и тупиками. Здесь было найдено более ста саркофагов, часть из которых украшена разным образом.
Должна сразу сказать, что евреям иудаизм запрещает хоронить в саркофаге. Иудаизм не приемлет эстетизацию смерти. Но влияние окружающих народов сильно чувствовалось и здесь мы это видим своими глазами. Этот саркофаг мог принадлежать еврею, во-первых относительно скромный, во-вторых на крышке саркофага вырублены как бы рога. Обратите внимание на огромную дыру - это следы искателей сокровищ. Крышку им было не поднять, так они пробивали стенки.
Улицы уходят в разные стороны.
Украшения саркофагов соответствовало материальным возможностям семьи. Тут, явно, деньги были.
Саркофаг со львами, принадлежал греческой семье.
Еще саркофаг со львами.
Даже после смерти людей не покидали их прижизненные амбиции - страшно хотелось выделиться, как, впрочем, и сейчас.
Некоторые остались недоделаными, как этот.
Большой пещерный зал.
В нем находится изображение меноры и саркофаг со скромными, но украшениями.
Менора говорит о принадлежности усопшего к иудаизму, а вот саркофаг? Может и богу свечка и черту кочерга будучи евреем очень хотелось красивого саркофага? Это так по-человечески понятно...
Это самый знаменитый склеп Бейт-Шеарим, склеп, который сделала этот некрополь столь престижным. Здесь находится могила Рабби Йеуда Анаси и его жены.
Не смотря на то, что наш экскурсовод много раз повторял, что это "предполагаемая" могила Рабби Йеуда Анаси, все остальные источники с ним не согласны. И Рабби Йеуда Анаси завещал похоронить себя без саркофага и украшений, так, как это полагается у иудеев.
Гранаты, растущие вокруг, изображали нашу зиму золотую осень в середине декабря.
А это не весенне цветение
церциса, я так думаю, а скорее, второе осенее припозднилось.
Саркофаги и отдельные склепы не безымянны. Было найдено множество табличек на греческом (он был разговорным языком и у евреев в те времена).
Вот одна из табличек, фотографию которой можно увидеть на стенде. Написано: Биньямин, сын Юлиуса, торговец тканями. Сын хорошего человека Макаробиуса.
Вот это склеп торговца тканями и, видимо, всей его семьи.
Это кладбище было на столько престижным, что покойников привозили из самых разных мест. Если везли на корабле издалека, то везли тело в бочке с медом, в качестве консерванта.
Были и совсем простые склепы, в соответствии с финансовыми возможностями.
У этого склепа очень трогательная надпись "Здесь покоится моя любимая"...
В этом склепе имеется символическое изображение лулава (нераскрывшегося пальмового листа), одного из четырех видов растений, которые используются в праздник Суккот.
Можно заглянуть в саркофаг и увидеть, что внутри него есть каменная подушечка, чтобы удобнее было лежать.
Кроме пещер тут можно увидеть большой водосборник, вещь ничуть не менее практичная, чем склеп. Вода всегда была проблемой в этих местах и воду собирали в специально оборудованных местах.
Археологические находки из склепов были переданы в разные музеи, большая часть в
Музей Рокфеллера в Иерусалиме. Пару копий можно увидеть на стенде, рассказывающем о некрополе.
Маска.
Менора.
В одной из пещер оборудован небольшой музей, в центре которого находится огромный кусок необработанного стекла. Это стекло было сделано между 4 и 6вв. н.э. Чтобы сделать стекло такого размера потребовалось 11 тонн сырья и нужно было его держать при температуре 1050 градусов от 5 до 10 дней. То что стекло не доделано говорит о том, что изготовители не сумели закончить работу.
Небольшая экспозиция, посвященная саркофагам. Саркофаги были не только каменные, но и из дерева, свинца и глины. Эти из свинца.
К сожалению, мы не попали в недавно открытую для посещения часть парка, находящуюся довольно далеко от основной, старой. Оказывалось, для того чтобы ее посетить, надо записываться заранее.
Новая часть была открыта пару лет назад, благодаря нынешнему нашему президенту, Руби Ривлину, который в те времена был председателем Кнессета. Посетив Бейт-Шеарим, Р. Ривлин нашел деньги на раскопки и подготовку склепов к показу посетителям.
Еще один интересный момент в Бейт-Шеарим, который имеет статус "национального парка". Ни в одном другом национальном парке я не встречала такого количества экскурсоводов-добровольцев, как там. Т.е. в других местах такого просто нет. В Бейт-Шеарим в любой день недели и в конце недели каждый круглый час есть экскурсии, вы можете приехать и попасть на экскурсию без предварительной записи. Экскурсоводы-доброволец будут водить группу начиная с одного человека. Эти экскурсоводы прошли соответствующую подготовку, но... можно иметь другие политические взгляды, и даже об этом спорить, но факты все-таки стоит излагать правильно, не смотря на политические взгляды. Поэтому, при всем моем уважении к такому волонтерскому проекту, те кто серьезно интересуется историей, или готовьтесь серьезно сами или ищите по-настоящему квалифицированного экскурсовода, и может быть не добровольца.
Все технические подробности о парке
тут Очень интересный фильм о парке и о новой его части, куда я не попала. И очень-очень интересный рассказ, как с реставраторами и археологами вместе работают члены Хевра Кадиша, которые занимаются останками и готовят место для посещения с точки зрения еврейской традиции. Кстати, наш экскурсовод-доброволец утверждал, что это раньше можно было захоронить останки, сделать склепы пригодными для посещения, а сейчас, якобы влияние религиозных так усилилось, что это не реально..
В общем, кто знает иврит, очень советую посмотреть этот фильм.
Click to view
А вокруг чудесный парк. В нем даже есть листопадные деревья - редкость для наших мест.
Корни деревьев ломают камни и прорываются под землю, в склепы.
Над некоторыми склепами вот такие дыры - это гнезда
щурок.
Щурок экскурсовод показал нам на картинках. Сам сказал, что не видел никогда. Не знаю как там, а в парке Агмон Ахула в летний сезон щурок очень много.
Здесь прямо на камнях растут грибы.
Вот такие:)
Еще цветущий церцис.
Дикие ноготки.
Дикий аспарагус.
Плоды мелии.
Там растет много дубов. Плоды вот такие громные.
Хозяйка парка.
Свадебная машина на парковке. Интересно, где ее хозяева и что там делают?:)
Инфа:
http://www.parks.org.il/ParksAndReserves/betShearim/Pages/default.aspxhttp://lib.cet.ac.il/pages/item.asp?item=4106http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%91%D7%99%D7%AA_%D7%A9%D7%A2%D7%A8%D7%99%D7%9D This entry was originally posted at
http://dona-anna.dreamwidth.org/