American Splendor - фильм и комикс

Feb 28, 2006 16:48

На днях был отсмотрен очень странный и полезный для всех графических дизайнеров фильм

American Splendor / Американское великолепие
режиссеры: Shari Springer Berman Robert Pulcini, Hope Davis
в ролях: Paul Giamatti, James Urbaniak,
призы: Гран-при Фестиваля американских независимых фильмов в Санденсе и премия ФИПРЕССИ в Каннах

официальный сайт http://www.americansplendormovie.com/main.html

про что: комикс - полная противоположность "Sin City".

Очень-очень странный фильм. Снят по комиксу, в то время, как сам комикс нарисован про жизнь реально существующего неврастеничного немолодого еврея Харви Пекара, работающем в больничной картотеке в какой-то американской дыре. Главный месседж такой - мир супергероев и их супержизни (типичной для американского комикса) ограничен рамками вымышленной реальности. Но быть в комиксе достойны не только супергерои, но и "маленькие" люди. Даже самая серая и банальная обыденная жизнь, воплощенная тем же графическим языком, может быть намного сложнее и интереснее, ближе и понятнее многим людям. "Ordinary life is pretty complex stuff", говорит в какой-то момент главный герой - и это основная мысль всего фильма.

У фильма, равно как и у комикса, ярко выраженный главный герой, за которым камера следует неотступно в его значительных и незначительных действиях. Он немолодой и одутловатый, с затравленным взглядом исподлобья и кроличьим оскалом, у него наверняка плохо пахнет изо рта, и в квартире затхлый запашок. За отсутствием жены, в квартире его полный бардак, повсюду валяются книги и немытая посуда, а жизнь существует в ритме монотонной заигранной пластинки. Но после того, как он знакомится с художником-комиксистом Томом Крамбом, его личность получает параллельное существование в мире карандаша, туши и разлинованной бумаги. Многое с тех пор меняется, но не слишком динамично и радикально - это же все-таки события, произошедшие с реальным человеком, из тех, кого вы легко можете встретить в проекте оги и пр., а не с целлюлоидным среднестатистическим супергероем.

Вот из-за этого отсутствия динамики фильм смотреть очень странно и как-то даже скучновато. Кино - все-таки выдуманная условная реальность со своими законами развития: прологом, катарсисом и пр. Этот же фильм существует по каким-то своим законам, опять же гораздо более близким к повседневной жизни, хотя визуальный ряд расцвечен и намекает на образный язык комиксной культуры. Структура довольно интересная - художественные куски фильма перемежаются с документальными, где реальный (и кстати, значительно более приятный) Харви Пекар рассуждает о своей жизни, комиксах, этом фильме и своем образе в разных воплощениях. Периодически Пекар-актер путешествует по своей параллельной комиксной реальности, в прямом смысле переходя из одного разлинованного квадрата бумаги-экрана в другой и философствуя путем облачков текста.

В моей личной базе данных кино он сначала занял место между "Миром призраков" Цвигоффа и "Адаптацией" Спайка Джонзи. "М.П." из-за грустной сатиры на американское общество (в обоих фильмах в момент экзистенциального бессилия герои восклицают: "Ну почему все кругом такие тупые?!"), комиксной базы и подробного описания существования лузера-интеллектуала. "Адаптация" - из-за тонкой игры с реальным существованием и условными воплощениями, склеенными многослойно как луковица.

Но после зевоты и скуки первого просмотра, все-таки понимаешь, что фильм (также как и комикс) уникальный в своем роде, душу он греет и справляться с депрессией помогает и вообще дает неслабый терапевтический эффект. А самое главное, вдохновляет на графические подвиги:)

В общем, как оказалось, очень-очень хорошее кино:)








Previous post Next post
Up