Август 1941 года. Украина. Черкасская область. Село Легедзино. В этих местах попали в окружение и были практически полностью уничтожены отходящие от западной границы 6-я и 12-я армии Юго-Западного фронта. К началу августа они насчитывали 130 тысяч человек, из смертельного «котла» к своим вышло лишь 11 тысяч солдат и офицеров, главным образом из тыловых частей.
В отдельном батальоне пограничного отряда, с тяжелыми боями отступающего от границы, находились служебные собаки. Они вместе с бойцами-пограничниками стойко переносили все тяготы сурового времени. Учитывая крайне плохие условия содержания, отсутствие надлежащего корма и надвигающуюся смертельную опасность, многие из пограничников сняли поводки и ошейники со своих собак, отпустив их, пытаясь, таким образом, спасти своих четвероногих друзей, но ни одна из служебных собак не покинула боевую часть.
У села Легедзино батальон, прикрывая отход других частей Уманской армейской группировки, принял свой последний бой... Силы были слишком не равными: против нескольких сотен пограничников, у которых уже заканчивались патроны, целое фашистское соединение, подкреплённое артиллерией и бронетехникой.
В самый критический момент, когда фашистские захватчики пошли в очередную атаку, командир отряда, майор Лопатин, отдал свой последний приказ. Оставшиеся в живых пограничники как один поднялись в свой последний рукопашный бой. И тут, обгоняя пограничников, вперёд рванулись их верные боевые товарищи - служебные собаки. Это был последний резерв.
Зрелище было страшное, рассказывают очевидцы, жители села:
У пограничников заканчивались патроны. Тогда они опустили ремешки фуражек на подбородки, примкнули к винтовкам штыки, взяли в руки саперные лопатки и приготовились к рукопашной. Как только наступавшие фашисты приблизились, на них из окопов ринулись… 150 пограничных овчарок. С лаем и рычанием собаки сбивали вражеских солдат с ног, хватали за горло, за руки, рвали на куски. Немцы запрыгивали на танки, отстреливались из автоматов. Четвероногие воины доставали их и на броне. А пограничники кололи врагов штыками
150 пограничных псов, обученных, полуголодных овчарок, не обращали никакого внимания на поливающий их смертельный град пуль. Овчарки кидались прямо на стволы, впивались фашистам в глотки даже в предсмертных судорогах. Противник, порванный, в прямом смысле, зубами и штыками, попятился и обратился в бегство, но на подмогу фашистам подошли танки. Искусанные немецкие пехотинцы с рваными ранами с воплями ужаса выпрыгивали на броню танков и уже оттуда расстреливали оставшихся псов.
В этом бою погибли все 550 (опечатка? на памятнике указано число 500) пограничников отряда, ни один из них не сдался в плен. А уцелевшие собаки, по словам очевидцев - жителей села Легедзино, до конца остались преданными своим проводникам. Каждая из уцелевших в той мясорубке собак, легла возле своего хозяина и никого не подпускала к нему. Фашисты, не слезая с танков, в упор расстреливали каждую овчарку.
После того боя жители села собрали в центре поля и похоронили всех погибших пограничников, вместе с ними были похоронены их верные четвероногие товарищи.
В том бою погибли практически все наши воины и их четвероногие друзья. Очевидцы рассказывали, что уцелевшие собаки не отходили от своих мертвых хозяев, отказывались от пищи и умирали рядом. В их глазах стояли слезы. А один раненый пес по кличке Дунай приполз к подворью людей, у которых квартировал вместе с хозяином и где подружился с детьми. Дунай жалобно скулил и звал на помощь. Благодаря собаке в поле среди трупов был найден и спасен раненый пограничник