Каталог лермонтовских мест. Указатель на горе Машук.

Feb 18, 2015 09:41





Одной из главных целей авто-экспедиций " Лермонтов. Кавказ" и " Лермонтов. Столицы", состоявшихся весной и осенью 2014 года, было не только посещение большинства музеев, памятников, улиц и иных объектов России и зарубежья, связанных с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова, но и создание интернет-каталога лермонтовских мест. Который позволил бы познакомить всех, кто любит и почитает наследие выдающегося литератора, с теми видами, селениями, городами, историческими и природными достопримечательностями, и иными точками на карте, что вдохновляли Михаила Юрьевича на написание им своих бессметных произведений во время его поездок и путешествий. А так же, с теми обелисками, скульптурами, памятными местами и музеями, что были созданы после смерти М.Ю. Лермонтова или уже в наши дни, в память о великом поэте.

Так вот, начиная с этого поста, данный каталог лермонтовский мест будет постепенно проявляться и расширятся. И возможно, основываясь на описаниях и фотографиях, сделанных во время " Лермонтов. Кавказ" и " Лермонтов. Столицы", кто-нибудь и когда-нибудь (например, поклонники творчества Михаила Юрьевича или просто любители дальних и ближних поездок) смогут спланировать и осуществить уже своё путешествие по лермонтовским местам. Которое, наверняка, будет интересным и запомнится надолго.

А начать каталог лермонтовских мест России и зарубежья хотелось бы с объекта, к созданию которого приложили руки непосредственно участники весенней авто-экспедиции " Лермонтов. Кавказ" - с таблички-указателя "Тарханы 995 км", установленной в год 200-летия поэта на самой вершине горы Машук.


Идея создать своё "лермонтовское место", а точнее установить указатель до могилы М.Ю. Лермонтова в "Тарханах" на вершине горы Машук, появилась у участников " Лермонтов. Кавказ" ещё на стадии подготовки к экспедиции. Потому, как некоторые из нас, в очередной раз (до весенней поездки) побывав в любимых КМВ, и в очередной раз поднявшись на эту горы, были удивлены тому факту, что среди указателей, размещённых на Машуке, не нашлось ни одного, который указывал бы на связь "лермонтовского" Ставрополья с "лермонтовской" Пензенской областью. Даже, элементарного указателя "Пенза" и то не было.




Что, конечно, несколько неправильно, и для нас, пензяков, и для туристов, посещающих Пятигорск, в том числе, как и город, где провёл много времени и был убит выдающийся русский поэт. Прах которого (несмотря на первичное захоронение на Пятигорском некрополе) с 1842 года покоится как раз в Пензенской земле, в фамильном склепе Лермонтова в "Тарханах". Притом, далеко не все (даже те, кто знаком с историей дуэли Лермонтова и Мартынова) подозревают, что могила поэта весьма далека от места трагедии, произошедшей в июле 1841 года. А раз так, то в нашу поездку отправилась красивая табличка-указатель "музей-заповедник, ТАРХАНЫ 995 км, могила М.Ю. Лермонтова", спокойно пролежав (и проехав по территории 3 стран) в багажнике одной из машин почти 4000 км пути. До того самого момента, как авто-экспедиция " Лермонтов. Кавказ" добралась до Ставропольского края.




И вот 8 мая - участники юбилейной поездки, накануне прибывшие в столицу КМВ, вместе с очаровательными сотрудниками Государственного музея-заповедника М.Ю. Лермонтова в Пятигорске и представителями местных СМИ, с утра пораньше, в страшный туман и сильный ветер (чуть не сорвавший все планы) начинают своё "восхождение" в кабинке канатной дороге к вершине Машука.




Кстати, о вершине Машука. Можно ли считать эту точку на карте России стопроцентным "лермонтовским местом"? Пожалуй, да. "Пожалуй" - потому как документально подверждёных фактов о восхождении М.Ю. Лермонтова на Машук нет. Однако, многие строчки его же произведений недвусмысленно указывают на то, что поэт побывал не только на Бештау (самой высокой из гор в пределах территории Пятигорска), но и на Машуке. Например, в «Княжне Мери» описание столицы КМВ начинается как раз со слов: «Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука…». Далее, герой романа, Печорин, прогуливаясь по городу, отмечает наличие лучшей видовой площадки в округе: «На крутой скале, где построен павильон, называемый Эоловой Арфой, торчали любители видов и наводили телескоп на Эльборус…». Площадки, опять-таки, расположенной не так далеко от вершины Машука.




Невозможно даже предположить, что Лермонтов, любящий окинуть взглядом окрестность с какой-либо высокой точки («Любил я с колокольни иль с горы… теряться взором» ("Сашка") или (уже из записок Раевскому) «Лазил на снеговую гору (Крестовую), на самый верх, что не совсем легко. Оттуда видна половина Грузии как на блюдечке…») так и не забирался выше, описанных Печориным мест. Наверняка забирался. Тем более, что в некоторых стихах Михаила Юрьевича вполне достоверно рисуется картина вечернего Пятигорска, открывшаяся его взору с горной вершины (возможно, то го же Машука):

Кто посещал вершины диких гор
В тот свежий час, когда садится день,
На западе светило видит взор
И на востоке близкой ночи тень,
Внизу туман, уступы и кусты,
Кругом все горы чудной высоты,
Как после бури облака, стоят,
И странные верхи в лучах горят.
(«1831-го июня 11 дня»).

И это далеко, не единственное, подобное описание. Поэтому, признать вершину Машука - стопроцентным "лермонтовским местом", пожалуй, можно. А значит, что табличка, привезённая участниками " Лермонтов. Кавказ" могла оказаться на том самом месте, где некогда гулял и осматривал виды, открывающиеся с горы, сам поэт.




Однако, 8 мая, совместной группе из "лермонтолюбов" Пензы и Пятигорска не открылось ничего. Туман на вершине был такой плотный, что даже отыскать на горе столбы с указателями и то было довольно проблематично - друг друга в "молоке" теряли, не то что вывески.




Плюс дополнительного экстрима от нахождения на вершине Машука добавлял сильнейший ветер. Такой, что работники канатной дороги даже сначала отказывались сажать нас в кабинку, сомневаясь доедем ли мы, вообще, до верха при такой погоде. Снимать "молоко" и проявляющихся из тумана людей приходилось иногда, реально, по диаганали, изгибаясь под силой воздушного давления.




Поэтому, установка таблички-указателя "Тарханы 995 км" заняла довольно мало времени. Быстро нашли свободное пространство на одном из столбов. Быстро до него добежали.




Быстро приложили наш, весьма элегантный (на фоне других подобных) и качественный (надпись делалась фрезой) указатель к столбу.




И быстро принялись его прикручивать. Конечно же, по-очереди.




Дабы "кучочек" физического труда по установке очередного "лермонтовского объекта" достался всем участникам этого скромного и небольшого, но в рамках лермонтовского года, весьма значимого действа. К которому приложили руку не только мы, жители отдалённого от Пятигорска (995 км по прямой, как гласит табличка) региона, но и сами местные жители. В лице сотрудников Государственного музея-заповедника М.Ю. Лермонтова.




Результатом совместного труда стала вполне симпатичная картина. Которую, впоследствии (как рассказывали об этом фотографии в Интернете) увидели туристы из разных городов России, запечатлевшие указатели на Машуке (и табличку от " Лермонтов. Кавказ" в том числе) на свои фотокамеры.




Участники поездки, конечно же тоже не смогли удержаться от "собласна" и сфоткались с новым "лермонтовским объектом" на фоне экспедиционного флага, на котором оставили оставили свои пожелания и афтографы самые разные люди из самых разных городов Северного Кавказа России, Азербайджана, Грузии и Армении, встречанные нами на пути юбилейного литературного каравана. Лица позирующих, как заметно на фото, очень хорошо показывают те усилия, которые пришлось приложить пензякам для установки данного знака.




Однако, лучше всего холод, туман и сильный ветер, встретивший " Лермонтов. Кавказ" на вершине Машука передаёт это видео, заснятое непосредственно на месте события:

image Click to view



Поэтому, надеюсь, что никто не сможет упрекнуть нас в том, что после проведения всех "протокольных процедур" и фотосессии на вершине, мы бегом (если не сказать, вприпрыжку) бросились в спасительную кабинку фуникулёра. В поисках укрытия от ветра и в страстном желании оказаться как можно быстрее на нижнией станции канатной дороги.




Так как в этот день "лермонтовский" Машук, украшенный новым "лермонтовским" объектом, привезённым из Пензы, встретил почитателей таланта и творчества нашего великого земляка (а пензенцы, в принципе, могут претендовать на это звание) более чем недружелюбно. В отличии от иных лермонтовский мест Пятигорска и окрестнойстей, куда мы посетили в этот день.




Однако, об этом, а так же о других городах, странах и точках из каталога лермонтовских мест России и зарубежья в других постах и в следующий раз.

P.S.
К сожалению (по информации одного из участников экспедиции - Андрея Токарева, побывавшего на вершине Машука совсем недавно) можно констатировать тот факт, что нашего нового "лермонтовского объекта" в Пятигорске больше нет. Наверное, из-за старости столбов и обильных снегопадов, некоторые стойки с указателями сейчас повалены на землю. И таблички "Тарханы 995 км" на них обнаружить (возможно, банально украдена) не удалось. Так что, только эти фотографии и видео могут теперь рассказать о том, как в лермонтовском Пятигорске появился (и, увы,  пропал) небольшой юбилейный лермонтовский "привет" из Сурского края. Края, знающего и любящего великого русского поэта М.Ю. Лермонтова.



Previous post Next post
Up