Итоги сезона 2015/2016
Мысли взрослеющего критика.
Третий театральный сезон получился интересным и хорошим.
Конечно, открытий было меньше, но все же они были. Магических спектаклей в Москве тоже уменьшается, но если заглянуть, например, в дом-музей Щепкина или в театр на Беговой, то, возможно, можно будет погрузиться в магический мир и увидеть подлинное искусство и виртуозную актерскую игру.
За этот год я чуть-чуть поняла, что такое театр, актер, пространство, атмосфера.
Начала разбираться в том, что же такое представляет из себя неопознанный объект под названием «постмодернизм» в культуре и театре.
Европейская режиссура лидирует и отваживается на немыслимые эксперименты. Взять, к примеру, 24 часовой перформанс Яна Фабра «Гора Олимп» ( которую я, к сожалению, видела только на записи и то фрагментами) или «Человеческое использование человеческих существ» Ромео Кастеллуччи.
Электротеатр Станиславский стал таким порталом для хедлайнеров авангардной режиссуры. Кастеллуччи поставил российскую версию спектакля с актерами театра, Гёббельс сотворил на сцене лабораторию ученого, Терзопулос обратился к античности и попытался
( хотя невозможно же) возродить вакхические пляски в честь Диониса, а молодые режиссеры МИРа под руководством Бориса Юхананова представили открытый проект
« Золотой осёл» по Апулею.
Конечно, были еще и «Сверлийцы» и «Стойкий принцип» и так много всего, что пора бы уже издавать отдельную книгу про электросезоны Электротеатра.
Новая процессуальность, о которой так много говорил Борис Юхананов, мне кажется, во многом характеризует движение современного театра.
Важен не результат, а процесс. Открытые репетиции, обсуждение показов с режиссерами, обсуждение спектаклей с актерами театра, встречи про будущее театральной критики...
Театр выходит за пределы самого себя, театр становится не законсервированным зданием для избранной публики, а открытым пространством для всех, кто хочет разобраться в современном искусстве и культуре, театре, кино, музыке...
Театр стал пространством, полем для диалога. Вот что важно.
А теперь о спектаклях.
Постараюсь выделить наиболее важные спектакли из всех увиденных за сезон.
1. Квартирник-концерт «СашБаш. Свердловск-Ленинград и назад»/ ЦСД, Екатеринбург. Реж. Семён Серзин.
Одним словом: Олег Ягодин, « Курара» и рок-концерт про жизнь и судьбу Александра Башлачева. Виртуозная игра актеров уральской школы в сочетании с пронзительными песнями Башлачева и огненными плясками Ягодина.
2. Кому на Руси жить хорошо / Кирилл Серебренников, Гоголь-центр.
Потрясающий спектакль о России, о барстве, рабах и свободных.
Спектакль, который идет на одном дыхании. Поэма Некрасова предстает поэмой русской жизни, со всеми горестями и радостями, пьянством и девичьими песнями, пляской мужиков и плачем баб.
Хореография Адасинского, потрясающая Евгения Добровольская, сильные актеры Гоголь-Центра. «Кому на Руси жить хорошо» - спектакль-песня.
3. Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой/ Хайнер Гёббельс. Электротеатр Станиславский
.
Эстетика отсутствия соединенная с эстетикой присутствия, ландшафтный театр и музей восприятия. Остроумие и заумь. Все это возникает на сцене Электротеатра. Возможно, это театр будущего. Театр как наука, как бесконечное исследование, возможно, даже без присутствия человека.
Фраза Макса Блэка «Я быстр, или я ничто. Беспокойный, безудержный исследователь» - девиз всего театрального года.
Александр Пантелеев становится Ученым и исследователем жизни вещей, которые рождаются и умирают по мановению его руки.
Я так была изумлена этим спектаклем, что решила потратить много денег на недавно изданную книгу Гёббельса «Эстетика отсутствия» и даже сочинить маленький доклад про его творчество.
4. Идущая за предел / Алексей Янковский, Театральная мастерская «АСБ», Санкт-Петербург
Моноспектакль Елены Спириной по тексту Клима
Первое знакомство с творчеством Алексея Янковского и первое откровение.
Спектакль, сотканный из воздуха и арии Баха, летящий по воздуху текст, поэзия жизни и смерти, тончайший актерский рисунок, смелость Елены Спириной и проникновение в магическое « здесь и сейчас».
Вот здесь пишу, что это было:
http://start-std.ru/ru/blog/95/
5.
5. Три сестры/ Тимофей Кулябин, театр «Красный факел», Новосибирск
Три сестры Кулябина - портрет постмодернисткой культуры. Молчание, неспособность к диалогу ( актеры общаются на языке глухонемых), распад и крах ценностей
.
Дальнейшее - молчание, как сказал...заметьте, не Горацио.
Молчание становится страшнее слишком хорошо знакомых слов.
Для меня спектакль, скажу прямо, откровение и потрясение.
Три сестры - одна из любимейших пьес ( Чехов - любимый драматург), но я смотрела спектакль, как будто первый раз по-настоящему видя и слыша мелодию чеховских фраз.
6. Братья и сестры / Лев Додин, МДТ, Санкт-Петербург.
Я не успела посмотреть легендарный спектакль, который шел, кажется, 30 лет.
Но новая редакция Братьев и сестер - что-то невероятное. Видно, что спектакль живет и дышит дыханием молодых, новым поколением, которое учиться у опытных актеров и мастеров театра.
На спектаклях редко плачешь. Братья и сёстры - исключение. Здесь стыдно не плакать, и слезы эти почему-то радостные.
Живые люди на сцене, живое полотно деревенской жизни села Пекашино...
7. Стойкий принцип/ Борис Юхананов, Электротеатр Станиславский.
Барочное полотно Бориса Юхананова, про которое безумно сложно писать.
Сейчас почти невозможно всерьез говорить о театральном потрясении. Но спектакль действительно потрясает, своей стойкостью, силой, актерской игрой, барочными узорами, которые вместе с Юханановым создает художник Юрий Хариков, смыслами, которые вспыхивают в разных частях спектакля...
Ритуальное действие, которое длится целый день.
Первая часть - линейная структура Стойкого принца Кальдерона в блистательном исполнении Игоря Яцко; первая часть - поклон учителю, Анатолию Васильеву. Вторая часть - постмодернистский оммаж к первой части, кладбища и фантомы стойкого принца достойно венчаются пиром во время чумы Пушкина.
Стойкий принцип в каком-то смысле говорит о распаде постмодернизма... А дальше неизвестность...
8. «Семь дней с Идиотом» / Клим. Проект «начальная школа драматического монолога»
Идиот-Ветеран-Падший ангел
Не буду много писать об этом чуде, скажу только, что нужно обязательно смотреть все три части несколько раз. Прозрачные спектакли, которые говорят о самом важном и о том, о чем ты не осмелился бы сказать вслух самому себе.
Образная структура, миф и архетип, актер - канатаходец по канату над бездной.
Театр как последняя мольба, мольба о чуде. Театр - бесконечный свет и бесконечная любовь. Театр - как окно в неведомое.
9. Саша, вынеси мусор! / Виктор Рыжаков, ЦИМ.
Пьеса Натальи Ворожбит о живых и мертвых, о событиях на Украине и о том, что будет дальше, если мы не прекратим воевать. Спектакль, на протяжении которого сердце много раз вздрагивает от боли, от страха и от восхищения актерской игрой и режиссерским замыслом.
10. Сон в летнюю ночь / Иван поповски, Мастерская Петра Фоменко.
Удивительно легкий спектакль-игра, где люди - актеры, а жизнь - театр.
Возвращение фоменковского легкого дыхания? Возможно.
Воздушность и беззаботность спектакля в сочетании с твердым режиссерским рисунком Ивана Поповски.Мастера фоменковской школы и юное молодое поколение творят на сцене чудеса. Воскресает настоящий шекспировский мир.
11. Своими словами. А. Пушкин. Евгений Онегин/ Дмитрий Крымов, Школа драматического искусства.
Дмитрий Крымов предлагает взглянуть на знакомый до каждой запятой роман новыми глазами, глазами человека театра, здесь оживает шекспировский завет «весь мир - театр, а люди в нем - актеры»... С первых же минут, когда из книги вылетает пушинка и начинает летать в воздухе - начинаются чудеса. И пока пушинка не упала на пол, пока актеры не свернули эту театральную вселенную, наполненную детским ( и взрослым) смехом, чудесами, ребячеством - можно просто немного поиграть в театр. Как играют в него все актеры, а особенно Анна Синякина, которая ведет эту игру. В этом спектакле можно говорить о человеке, как о homo ludens - человеке играющем, актере, который постоянно меняет маски и роли.
12. Машина Мюллер / Кирилл Серебренников, Гоголь-Центр
Хайнер Мюллер и грядущий Апокалипсис, обнаженные тела перформеров и кровоточащие души потерянных людей. Красота обнаженного человеческого тела и хаос распадающегося мира.
13. Победители / Дмитрий Егоров, Томский ТЮЗ
Очень важный спектакль по произведениям Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо» и «Цинковые мальчики». Про безысходность войны, личные судьбы героев Афганской войны.
14. Таня-Таня/ Денис Бокурадзе, Новокубышевск
Чудо-спектакль по пьесе Ольги Мухиной, летящий, кружевной, прозрачный, с легкими синкопами джаза и переливами прелюдии Шопена.
О лете в Бибирево, о бесконечной любви и тоске, о том, что счастливым быть так просто.
15. Дао / Алексей Янковский, театральная мастерская «АСБ»
Человек воскресает в спектакле как центр мироздания, как единица измерения, как мера всех вещей. Человек становится опорой спектакля и текста. В каком-то смысле в спектакле воскресает человек эпохи Возрождения, прекрасный в своей целостности, внешней и внутренней красоте, красоте тела и красоте духа.
Дао - о поиске единственного верного пути в лабиринтах подсознания.
16. Человеческое использование человеческих существ/ Ромео Кастеллуччи, Электротеатр Станиславский.
Пронзительный и страшный спектакль о подземном мире и внутренних демонах.
О выборе человека ( в данном случае - Лазаря) , который волен выбрать либо путь жизни, либо путь смерти, но выбирая путь смерти, он оказывается в таком кромешном аду ( бесконечное горловое пение в финале спектакля), из которого выбраться уже невозможно.
Язык Дженералиссимо, придуманный Клаудио и Ромео Кастеллуччи, запах аммиака, ожившая фреска Джотто...
Опасный эксперимент над человеческой душой.
17. Город. Женитьба. Город / Юрий Бутусов. Театр им. Ленсовета, Санкт-Петербург
Один из любимых спектаклей Бутусова. Неожиданный, легкий, потрясающе красивый.
Признание в любви Петербургу, Гоголю и миру театра.
18. Грибоедов-блюз / Анатолий Ледуховский, дом-музей Щепкина.
Мистический спектакль о судьбе России, которая продала душу дьяволу XX века.
Потрясающая Юлия Богданович в роли Чацкого, одна из лучших актрис Москвы.