Поездка случилась по двум причинам.
Первая и главная, конечно, "Великий Карл" в Русском. Помня, что прошлогоднюю юбилейную выставку Сурикова в Москву так и не привезли, решила не ждать и теперь, тем более, что юбилейный год Брюллова (как и Пушкина, ибо они ровесники) уже, собственно заканчивается.
Вторая - более неожиданная. Кто поездами часто ездит, знает про систему бонусов РЖД. До ковида я ей активно пользовалась, даже Вадьке брала "дармовые" билеты в Питер.
А в 20-м году они что-то переделали на сайте, и я перестала попадать на "бонусную" страницу. Писала жалобы, ныла в анкетах, но поездами продолжала активно ездить.
И вдруг совсем недавно до меня дошло, куда надо ткнуть, чтобы-таки купить премиальный билет! Бонусов же к тому времени скопилось столько, что можно было доехать и до Владивостока. Но мне-то хотелось на Брюллова! Так что в этот раз я не душила жабу, выбирая поезд, и остановилась на любимой "Красной стреле", которая нынче не слишком гуманна по цене. Обратно же привычно выбрала "Сапсан".
Декабрьский Питер не особо радует погодой (хотя в этот раз мне с ней как раз повезло).
Но в целом зимой логично планировать поездку так, чтобы большую часть времени находиться где-нибудь под крышей. И вот тут музеи-выставки-театры - настоящее спасение.
В Русский музей я купила билет заранее. Из спектаклей, которые шли 8 декабря, приглянулась "Дама с камелиями" в Михайловском. Остальная программа сложилась в пятницу накануне отъезда: в городе обнаружилось такое количество интересных выставок, что я вновь отложила дом Рерихов и квартиру Римского-Корсакова, о которых думала прежде, до лучших времен.
Первой в программе значилась Академия художеств, куда временно переехала часть экспозиции из репинских Пенатов, закрытых на пару лет научной реставрации.
Выставка "Репин. Детали" оказалась довольно обширной и весьма затейливой, по крайней мере ничего похожего прежде видеть мне не доводилось.
Идея устроителей - связать живопись и творческую "кухню" художника, показать параллели между картинами и пространством, вещами, антуражем. В аннотации к выставке любопытно рассказывается о том, как по некоторым предметам и деталям меняется атрибуция полотен, уточняется место написания и т.п. Например, по вазе работы Врубеля на портрете Наталии Нордман выяснили, что он писался в Пенатах, а не за границей, как раньше считали. Понятно, что на выставке - и портрет, и сама ваза. И такого немало: резной деревянный столик из "Негритянки", кобеняк и бандура из "Запорожцев", подушка с трона Ивана Грозного, рубахи-абы, привезенные Репиным из Палестины специально для картин христианского цикла...
Очень интересно видеть предмет или костюм и на картине, и рядом, в реальном виде.
Портрет Софьи Мамонтовой
Крайне редко показываемый холст "Пушкин на берегу Невы" (Репин работал над ним 30 лет, но так и остался недоволен)
Где-то героев портретов можно сравнивать с их же фотографиями.
Мария Андреева
Здесь же - обстановка репинской мастерской в Пенатах, кисти, палитра и смешная шапка, в которой он писал последние годы. Ну и автопортрет в этой шапке.
А еще разные "пенатские" артефакты - гонг, стремянка, кресла и другая мебель: глядя на них, вспоминаешь, какой кипучей и оживленной была жизнь в репинском доме. Впрочем, обо всем этом здесь можно прочитать или послушать посредством аудиогида.
В отдельном зале - дипломные работы Репина и Поленова "Воскресение дочери Иаира", непонятно с какой целью добавленные к выставке, ибо в концепцию не вписываются.
Но в остальном очень интересно.
* * *
Выпив кофе в "Штолле" на Невском, я отправилась на Дворцовую площадь, в то крыло здания Главного штаба, где филиал Эрмитажа.
В отличие от дворца напротив, сюда билеты покупаются без проблем, а посмотреть на четырех этажах гигантского музея, безусловно, есть что. В этот раз я пришла ради заявленной выставки Рериха.
Она сильно отличается от той, что была не так давно в Третьяковке, да и немудрено: мастер сей настолько плодовит, что можно устраивать полсотни выставок одновременно, лишь картин маслом в его наследии - больше пяти тысяч. Что-то, впрочем, привезли и из Москвы - "Заморских гостей" и "Город строят" из Третьяковки, "Святогора" и "Армагеддон" из музея Востока и еще разного давно и хорошо знакомого. Но были и совсем незнакомые полотна, например финского или американского периода жизни художника.
Целый большой зал посвящен религиозной тематике, такого в Москве было совсем мало.
Поскольку Рерих был человеком политеистических взглядов, увлекательно наблюдать, как в его полотнах сплетаются удивительным образом древние мифы, авраамические религии и разновидности буддизма.
"Христос в пустыне"
Очень к месту дополняют выставку разные тематические экспонаты: статуэтки индуистских богов, тибетские живописные свитки, буддийские фрески из Туркестана, старинные книги-полоски на санскрите и т.п.
И еще зал - живописная коллекция художника, полотна старых мастеров.
В целом же - атмосферно, разнообразно и весьма познавательно, как во всех местах, связанных с Рерихом и его семьей.
А тут сам мэтр: отличное, по-моему, фото.
Побродив по выставке, подумала, что раз уж зашла, надо сходить в Главном штабе и куда-нибудь еще. Бродя по его обширным пространствам, обнаружила симпатичную выставку стекла эпохи модерна, довольно большую экспозицию с африканской скульптурой (поснимала для своих презентаций), залы со шпалерами 19 века, интерьеры Министерства финансов эпохи ампира и европейскую живопись того же времени - Энгра, Давида и т.п. А потом ушла на четвертый этаж к импрессионистам - отвела душу. Ренуар тут, пожалуй, еще и получше, чем в Пушкинском.
С изумлением нашла даже "Остров мертвых" Беклина! Правда, доработанный сыном Карло.
А потом подвисла у натюрмортов Сезанна, по мотивам которых мы сейчас в студии рисуем.
Ох и непрост был мастер из Экса, но увидеть это можно только в оригинале.
* * *
В Строгановском дворце, который, как известно, самый свежий филиал Русского музея, - пушкинская юбилейная выставка.
Она не вынесена в какие-то отдельные залы, а удивительным образом встроена в пространство всего дворца. Несмотря на то, что здание выстроено Растрелли, барочных интерьеров в нем почти не сохранилось, за исключением парадного вестибюля и частично Большого зала. В основном же это ампир, работа зодчих Воронихина и Демерцова. То есть как раз пушкинская эпоха. Видимо поэтому все, что связано с жизнью и творениями поэта вписалось сюда идеально: и бытовые зарисовки того времени, и городские виды Петербурга, включая длиннейшую и поражающую воображение панораму Невского проспекта Иванова, и портреты современников.
Наталья Голицына, прототип Графини из "Пиковой дамы"
На выставке много зеркал, и даже подписи к экспонатам сделаны на зеркальных стендах, силуэты персонажей с рисунков Пушкина - на прозрачном стекле, отчего все временные экспонаты, сливающиеся с мебелью и отделкой ампирных залов, кажутся слегка призрачными, и возникает эффект присутствия теней пушкинского времени - у камина, между колоннами, в креслах, за ломберными столиками. Ощущения порой почти мистические...
Те, кто иллюстрировал Пушкина и изображал его самого уже после смерти поэта - в отдельных залах. Тут и театральные эскизы, и акварели "по мотивам", и скульптурные портреты. В отдельном зале - скульптурная "пушкиниана" 1937 года, к 100-летию гибели: Шадр, Шервуд, Королев...
Да и сами интерьеры - чистая радость, а народу нет почти...
* * *
Как уже говорила, брюлловская выставка в Русском стала главной причиной моей поездки.
Художника этого нежно люблю с детства, с черно-белых репродукций и открыток из папиной коллекции. Увлечение это не поколебало некоторое пренебрежение к его излишне слащавому академизму со стороны наших университетских преподов. Помню, как на вступительном экзамене в МГУ меня спросили, Брюллова или Иванова я предпочитаю, а затем строго пожурили, когда призналась в своей любви к первому: дескать, "Великий Карл" не столь глубок и проникновенен, да и философским смыслом его полотна не блещут. О философии судить не стану, но суметь, будучи последовательным и незамутненным академистом, выработать и сохранить уникальный и узнаваемый собственный стиль при блестящем техническом совершенстве живописи - это дорогого стоит. Даже не скажу сходу, кому еще в истории русского искусства подобное удалось так же, как Брюллову.
Акварельный автопортрет
Выставка огромная - занимает почти весь второй этаж Михайловского дворца, собрана весьма разумно: отдельно портретная галерея из Русского, отдельно - из Третьяковки, в двух больших залах малознакомые и редко экспонируемые произведения на религиозную тематику, эскизы для храмов, в маленьком темном зале - "Христос воскресший" и "Христос во гробе" (вокруг которого был судебный процесс в 2017-м, наконец-то можно и на него взглянуть).
Масштабы работы художника в храмах впечатляют - а ведь именно на этих фресках он подорвал свое и без того хрупкое здоровье. На выставке - не только наброски, но, например, рисунки углем фигур в натуральную величину. Лица святых и апостолов - совершенно как у старых мастеров. Смотришь, и вспоминаются Тициан или Караваджо, такая экспрессия порой.
В отдельном небольшом зале - рисунки и акварели: и ранние: живые, смешные, свежие, быстрые зарисовки юного живописца, вдохновленного прекрасной Италией, так удивительно не похожей на родину:
и более поздние, с изящными женскими головками и фигурами, этюдами к большим картинам, есть даже пейзажи.
Мадейра, где безуспешно лечился уже немолодой художник.
Но что у Брюллова больше всего поражает и восхищает лично меня - невероятная, блистательная живописная техника. Она, безусловно, видна и в крошечных рисунках углем или акварелью, и в исторических-сюжетных полотнах, но особенно там, где автор работал на заказ - в больших парадных портретах. Чаще в женских. Перед ними я зависаю в онемении, безуспешно пытаясь понять: как? Вот как он это писал? Как создается масляными красками совершенно осязаемый и пушистый горностаевый мех с рефлексами от алого атласа на домино Юлии Самойловой, уходящей с бала? Золото и драгоценные камни браслета на ее руке?
Фантастической красоты леопардовая шкура и павлиньи перья на портрете Елизаветы Салтыковой? Прозрачная вуаль на руке княгини Елены Павловны?
Помню, у "Всадницы" в Третьяковке мы со студийными детьми всегда изумлялись "настоящей" шкуре коня и шерсти собак, которых так хотелось погладить.
А эта собачка - из портрета сестер Шишмаревых.
Кроме Энгра, и не вспомню никого с живописными фактурами такого качества.
Выставка не только из Третьяковки и Русского, картины привезли из множества отличных собраний - саратовского, ростовского, нижегородского... Есть полотна, которые вообще редко увидишь вживую - например, портрет Эмилии Тимм, на которой Брюллов был так недолго и несчастливо женат. Или сразу три автопортрета на красном диване, совершенно одинаковых, но один из которых сделан учеником мастера.
В общем, однозначно - событие в художественной жизни. Народу вот только много, как, впрочем, обычно в таких случаях. Выставка до мая, если что.
* * *
Ну и про спектакль.
Вроде как премьера сезона. Режиссер Владимир Кехман представил собственную оригинальную версию по мотивам Александра Дюма-сына и Джузеппе Верди. И если последний, хоть и в сильно, м-м... урезанном виде, в спектакле-таки присутствует, то от первого, кажется, остались лишь имена героев. Сюжет вкратце. Питер, начало 20 века. К барону Дюфолю приходит девочка, которую зовут почему-то Маргарита Готье. Она способная танцовщица, и барон становится ее покровителем. В 1917 г. они эмигрируют в Париж. Там в нее влюбляется Арман Дюваль, но из-за неодобрения семьи влюбленные не могут быть вместе.
Оперная прима в роли балерины (Маргарита Шаповалова) - весьма смело, однако. Как бы не тренировали девушку у станка, балетной пластики ей не добиться, и это очень заметно на сцене.
Правда, в спектакле танцуют и профессионалки. Новая звезда театра Приска Цайзель - Русский танец на музыку Чайковского, Анастасия Соболева - "Лебедя" Сен-Санса. Смотрится оно неплохо, но тоже отгрызает изрядный кусок от Верди, которого и так осталось меньше половины.
Понятно, что главная героиня абсолютно здорова, последнее действие оказывается ненужным, и щемящей финальной арии «Addio del passato» и прекраснейшего дуэта «Parigi, о cara», которые я так люблю в "Травиате", нет и в помине. Их заменяет не допетый в первом действии кусок сольного номера героини.
Зато "Застольную" поют дважды - в начале и в конце спектакля!
И, не успела я переварить эпизод из "Кармен" в "Геликон-опере", когда Микаэла убивает ножом главную героиню, а Хозе в это время поет "Арестуйте меня", как в нынешней версии оперы Верди барон Дюфоль зачем-то стреляет из пистолета в Армана, оскорбившего Маргариту, и девушка остается без возлюбленного.
И да, Сергей Лейферкус все два действия ходит по сцене в облике барона, что-то говорит и даже немного поет, но любимая "Травиата" все равно безвозвратно утрачена.
А я-то думала, что опера - нечто незыблемое и постоянное, и в отличие от драматических пьес даже современной трактовкой ее невозможно испортить.
Ан нет...
Спектакль, впрочем, вполне себе зрелищный (одна только солирующая в Русском танце скрипачка на бортике ложи с голой спиной чего стоит!) Народ радостно аплодировал в конце, и я слышала восторженные отклики в очереди в гардероб.
А приехав домой, поставила себе "Травиату" из Ла Скала с Роберто Аланьей и Тицианой Фаббричини, 92 года, и мне стало немного легче.
Наверное, я очень косная и консервативная, но кто бы объяснил, для чего нужны все эти эксперименты...
Питер же, как всегда, неисчерпаем, к тому же у меня осталась еще куча бонусов РЖД.
Так что непременно поеду снова, когда что-то интересное нарисуется. Может, в апреле...
Что у вас хорошего?