В этот раз хочется вместо детально-описательного или исторически-искусствоведческого отчета о поездке сделать что-то вроде «калейдоскопа впечатлений». Буду себе "нанизывать" их друг за дружкой, словно шарики четок.
Перелет
Совершенно немыслимый еще несколько лет назад стыковочный рейс. Боялась и избегала я их по вполне понятной причине: очень уж легко было представить, как первый из рейсов задерживается, а второй в это время улетает. И что делать дальше в чужой стране, в чужом аэропорту??? А потому - только без пересадок.
В этот раз компания «Эль-Аль» взвинтила цены на беспересадочный перелет до таких заоблачных высот, что стыковочный рейс Флайдубаем экономил нам на двоих почти 70 тыс., а это, признаться, сумма убедительная. За пару часов стыковки нужно было пройти два пункта контроля и сменить терминал в аэропорту, напоминавшем изрядных размеров город. И если по пути туда все прошло по графику, то вылет обратно из Бен-Гуриона задержали на час. В Дубае пришлось весьма оперативно нестись с самолетного шатла на трансферный между терминалами, а впереди нас бежала взмыленная сотрудница аэропорта, выкрикивая на ходу «Москва!», «Внуково!», дабы мы, очевидно, не сбились с пути.
Затем трансферный автобус медленно и томительно минут сорок тащился по бесконечному аэропорту.
В результате на посадку в московский самолет наша маленькая компания с тель-авивского рейса прибежала в последние мгновения. И тут у нас с Вадькой почему-то забрали посадочные, а взамен выдали билеты на места… в бизнес-класс, которым я отродясь за границу не летала.
Впрочем, после всей этой пересадочной суматохи и нервотрепки широкие мягкие кресла, пледы, подушки, вино, вкуснейший ужин по меню и кофе с пирожным пришлись необычайно кстати. Очевидно, перед встречей с домашними проблемами Мироздание решило нас слегка побаловать.
Реховот
До сих пор не очень понимаю, почему именно этот город избрал брат для житья в новой стране, что послужило мотивом. Близость ли живущей в Лоде троюродной сестры, более гуманные, чем в крупных городах цены на съемное жилье, два университета и научный институт Вайцмана как перспектива для учебы и работы или что-то еще.
Как бы то ни было, теперь его семейство проживает на реховотской окраине, а практически сразу за новыми многоэтажками их улицы - Бен-Гуриона - начинаются поля, где пейзажи вполне себе тосканские.
Если же перевалить через мост и двигаться в сторону центра, начинаются чистенькие районы частной застройки - домики охристого камня, с красными черепичными крышами, фруктовыми садами, пальмами, магнолиями и акациями, тихие, малолюдные и уютные улицы.
Тут очень любят ставить в центре перекрестков круглые клумбы: иногда с симпатичным ландшафтным дизайном, но есть и со статуями, памятниками, колоколами и т.п.
Левина школа в Реховоте (такие "фрески"- на всех, практически, стенах началок и детских садов).
Центр - улица Герцль - суетен, там толпы, уличные кафешки, магазины и рынок, гигантский молл и автостанция, жизнь здесь бурлит, и даже когда в шабат замирают окраины, бары в центре продолжают работать.
Это мы сидим в кафе на улице Герцль в пятницу вечером
Если двигаться в сторону железнодорожного вокзала, оказываешься перед воротами института Вайцмана: там проходная и вроде бы вход по пропускам, но брат сказал, что народ спокойно гуляет в тамошних садах до захода солнца.
Я спросила охранника, можно ли мне просто посмотреть сад, и он открыл ворота и пропустил.
Весной, в пору цветения, полагаю, тут волшебно: редкие деревья из разных стран, цитрусовые плантации, акации и древовидные фикусы с корнями наружу, бананы, манго и «колбасные» деревья, есть даже небольшая бамбуковая роща и пруд с лотосами.
Среди всей этой красоты стоят разнообразные научные институты, исследовательские офисы, учебные аудитории, кампусы и дома преподавателей. Чем-то напоминает новосибирский академгородок, где я была год назад, только там между корпусами - тайга, а тут - тропический лес.
Музей науки, который все здесь так хвалят, увы, был закрыт на реконструкцию.
Тель-Авив
Огромный город снова повернулся новыми гранями. Если летом 16-го мы шли по нему преимущественно побережьем Средиземного моря до самого Яффо, а в 20-м гуляли с «Бегущим городом» какими-то злачными кварталами, разукрашенными граффити, то в этот раз мы вывалились с Вадькой в деловом центре, ужаснулись толпе в молле «Азриэль» (не сумели найти ни столик на фудкорте, ни персонал лифта, чтобы съездить на обзорную площадку 49-го этажа небоскреба), и ошалевший от толкотни сын потащил меня в Реховот.
Второй раз я съездила в Тель-Авив уже без него (низкий поклон
lenay, вытащившей меня в шабат на машине из Реховота и отвезшей вечером обратно!)
Наконец-то я увидела в Израиле нормальную живопись, а не современное искусство. Мы сходили с Леной на основную экспозицию художественного музея Тель-Авива и, кажется, почти на все выставки.
Три отличных частных коллекции - это импрессионисты, постимпрессионисты и много-много разного авангарда, от Пикассо до Поллака, с той только разницей, что здесь отчетливо больше Шагала, Сутина, Кислинга, Готлиба и т.п.
Но есть и парочка залов старых мастеров.
Вот такой дивный Рубенс, к примеру
Много Ренуара и Дега, отличная подборка пуантилистов и символистов
Любимая Берта Моризо
Совершенно восхитительные кукольные дома - целый зал!
В общем есть, что посмотреть.
В "современные" экспозиции мы тоже быстренько сходили, глянули выставку Кабакова и сплющенный дом, а потом гуляли по бульвару Ротшильда среди древовидных фикусов,
смотрели на симпатичные особняки начала прошлого века, сросшиеся со стеклянными небоскребами
и посидели во французском кафе на бульваре.
Лена, огромное спасибо за последнюю субботу в Израиле, которая благодаря тебе оказалась гораздо интереснее, чем могла бы.
Кейсария
Съездить в этот национальный парк на берегу Средиземного моря я мечтала еще зимой 20-го, но тогда планы нарушили ливни и холод. Нынче столбик термометра перевалил за тридцать, но уж это точно не могло помешать. Античный город, куда мы приехали, ведет свой отсчет от финикийского поселения 6 века до н.э., но большинство сохранившихся построек относятся к правлению Ирода Великого. Ему покровительствовал император Октавиан Август, в честь которого тот и назвал город.
Крепость была возведена всего за 12 лет и процветала до захвата арабами в 7 в. н.э. После разрушения Титом Иерусалима она стала самым большим городом Иудеи и резиденцией римских прокураторов.
После арабов город был захвачен крестоносцами в 12 веке, а после нашествия мамелюков в 13-м - разорена и покинута. Раскопки двадцатого века обнаружили здесь не только стены крепости Ирода, но и развалины великолепного дворца с бассейном прямо на рифе, и огромный ипподром, и комплекс терм.
Театр же, древнейший на здешних землях, обновили, облицевали заново мрамором, и нынче он - действующий.
Разные эпохи смешались между собой в Кейсарии: остатки храмов и дворцов - от правления царя Ирода, восьмигранная церковь - времен Византии, большой минарет - от арабов. Нашли здесь и остатки синагоги византийского времени, и даже два акведука.
Если внимательно смотреть все, включая музей, нужен как минимум день.
Иерусалим
Про этот волшебный город, не похожий ни на какой другой в мире, я писала очень много. Но вот как-то не случалось гулять по нему в одиночестве, хотя очень хотелось - и именно в Старом городе. В нынешней поездке я сбыла мечту в полной мере. И внезапно обнаружила сходство... с Венецией - ибо улочки так же запутаны и тесны, но за их стенами часто скрываются простор и пространство, если не бояться совать любопытный нос в открытые двери и ворота.
И вот тогда за ними окажутся и прохладные церкви, и уютные зеленые дворики монастырей, и пещеры и подземные сооружения, и даже археологические зоны, одну из которых я обнаружила рядом с базиликой святой Анны.
У остановок известной всем виа Долороза тоже есть такие храмы и подземелья.
В основном я, конечно, исследовала христианский и армянский кварталы, но прошлась и по мусульманскому, и немного по еврейскому, уже после того, как сходила к Западной стене.
Пока мы жили в Эйлате, я рассказала о своей прогулке Лизе, и она загорелась идеей ехать в Иерусалим вместе со мной. А поскольку оказалось, что я сняла апартаменты у моря не до 25 августа, как почему-то думала, а всего лишь до 23-го, время нашлось. Понятно, что Вадик поехал с нами.
Несмотря на то, что в 2016-м мы с ним прожили в Иерусалиме пять дней и облазили его практически весь, только сейчас он оценил и древность, и масштабность, и атмосферу города, где тысячелетиями не прерывался ход истории, сменяли друг друга разные народы и правители, происходили эпохальные события, теснились религиозные конфессии, и все это накладывалось, напластовывалось друг на друга, смешавшись в конце концов на редкость гармонично.
Я-то такие вещи во время прогулок по Старому городу кожей чувствую, а Вадька лишь теперь заметил! Надо было дорасти до третьего десятка, чтобы понять…
Так что и он нынче смотрел на Иерусалим другими глазами, а уж Лиза - та просто балдела от восторга, пока мы заглядывали во дворы и переулки, приценивались к сувенирам и подаркам, пили кофе и ели пиццу в арабской кафешке на Виа Долороза, искали обзорную площадку, с которой хорошо виден Купол скалы.
А затем Лиза убежала встречаться с какой-то подружкой из новой школы, а мы с Вадиком обнаружили у Мусорных ворот еще одну здоровенную археологическую зону. Оказалось, что это Дэвидсон-Центр или Иерусалимский Археологический Парк, где я не только не бывала прежде, но даже не подозревала о его существовании.
Парк этот появился в результате раскопок Храмовой горы: Иудейскому Иерусалиму времен первого и второго храмов тут посвящен большой мультимедийный музей, где показывают фильмы о его истории, и большинство местных сооружений - из той эпохи.
Можно пройти по древним ступеням, некогда ведущим в Храм, увидеть миквы, цистерны, подземные кладовые, подняться на стены и погулять по ним Древняя подземная система водоснабжения ведет из эпохи в эпоху: здесь остатки построек времен Византии, ранних мусульман, крестоносцев.
Центральная улица проложена две тысячи лет назад Иродом вдоль Западной стены. Над ней прежде возвышалась огромная «Арка Робинсона», названная в честь ее открывателя - она поддерживала лестницы, ведущие в царскую колоннаду на Храмовой горе.
Возвращаясь обратно, можно посидеть у «стены менял», где Иисус некогда изгонял торгующих.
Целиком все называется «музеями еврейского квартала». Четыре разных места, включая археологический парк, и можно покупать комплексные билеты в любое их количество по выбору. Мы пожлобились и выбрали всего два, причем Вадьке сделали половинную студенческую скидку, даже не посмотрев на студенческий (забытый в Реховоте)и поверив на слово.
Вторым местом оказалась Хурва. Некогда она была первой синагогой, построенной в древнем Иерусалиме после разрушения Второго Храма. Впервые ее полностью разрушили в 16 веке. В начале 18-го раввин Иегуда Хасид занял деньги у арабов на новое строительство, но не смог вернуть долг. И ее опять разрушили.
В 19 веке ее отстроили вновь, но название «хурва» - развалина - уже прижилось. В 1948 году несчастную синагогу взорвали уже иорданские солдаты. На этот раз руина простояла аж до 2010-го.
Нынче центральную площадь еврейского квартала украшает ее новенький белоснежный купол, а вокруг него - удобная смотровая площадка, с которой открывается дивный вид на старый Иерусалим.
Здесь, на площади Хурвы, чем-то напоминающей очень чистый и ухоженный европейский городок, мы посидели в кафе и отправились к автовокзалу пешком по улице Яффо.
Эйлат
Еще одна сбывшаяся мечта. Когда брат позвал в гости в Израиль, подумалось, что для нас это единственная возможность выбраться к морю. На Красном море мне бывать не приходилось, но я читала, что в летние месяцы оно приятнее Средиземного, ибо чище, прохладнее, и в нем нет медуз.
Все это истинная правда.
Побережье Красного моря в Израиле - всего десять километров. Оно без проблем проходится пешком, и очень легко с одной стороны упереться в египетскую границу, с другой - в иорданскую. С башни же подводной обсерватории можно увидеть четыре государства одновременно - еще и берег Саудовской Аравии.
Я уже писала, что Эйлат - новый город, не обремененный достопримечательностями и древностями. Первая линия у моря - огромные роскошные отели (от стоимости номеров бросило в дрожь даже мою, весьма терпеливую жабу). Зато прибрежный променад с пальмовыми аллеями, ресторанами с кухней разных стран, мостиками через каналы и пустыми в августе пляжами - очень славный для гуляния.
За линией отелей - дороги, а дальше уже вполне себе демократичный городок с частной застройкой и многоквартирными домами, очень похожий на Реховот, разве что в нем отсутствуют светофоры на улицах, а еще градусов на десять жарче, а ветра даже вечером напоминают горячий фен. Впрочем мы с Лизой, как я уже писала, к сорокоградусной жаре быстро привыкли, видимо, потому, что лезли в прохладную по сравнению с воздухом воду при всяком удобном случае, а Вадька предпочитал купаться после заката солнца.
Кроме ботанического сада, о котором я уже писала, мы выбрались еще в Подводную обсерваторию: это, пожалуй, самое интересное место в Эйлате. Конечно, можно смотреть на рифы и рыб, натянув маску и нырнув, но мои ссадины на коленках от кораллов до сих пор напоминают об их причудливой фактуре.
В Обсерватории же есть возможность увидеть морскую фауну, не замочив ног. Большая белая башня, стоящая на изрядном расстоянии от берега, уходит не только высоко в небо, но еще и глубоко под воду. Сквозь толстое стекло можно наблюдать за снующими между кораллами разноцветными рыбками.
Еще одна возможность - сесть на оранжевый кораблик с подводной палубой, который неспешно плывет вдоль рифа.
Там тоже много интересного открывается сквозь стекла окон, правда, несколько мутные.
Ну и имеется, конечно, несколько павильонов нормального океанариума - с черепахами, глубоководными обитателями дна, скатами, акулами и т.п.
Вадик и скат
Есть стеклянный тоннель, как во многих подобных местах.
Периодически случается «время кормлений», когда народ удобно рассаживается на подушках перед стеклянной стеной, наблюдая за человеком в скафандре, несущим акулам еду.
Самые невероятные красоты моря - все равно в аквариумах, где их можно еще и эффектно подсвечивать.
Словом, можно весь день там провести, что у нас и получилось в результате.
И еще одно место в Эйлате, где мы провели день, - Дельфиний риф.
Довольно обширный залив с пляжем и пальмовыми зарослями отделили от остального моря сетями и запустили полтора десятка дельфинов. В воду уходит деревянный помост, на котором тусуются родители с детьми в совсем не напрасном ожидании встречи с прекрасными морскими животными.
Мы, правда, нашли более приятный способ наблюдать за этими красавцами, чем болтаться в толпе на шатающихся досках, периодически захлестываемых волнами. У края пляжа выстроили хрупкую деревянную «релакс-башню», куда почему-то допускаются люди только старше 18-ти лет (Лиза младше, но ей опять же поверили на слово). Там бар, столики на разных ярусах, кресла-подушки и вкусный холодный кофе с мороженым.
И дельфины туда тоже приплывают.
А еще по парку бродят петухи и павлины. Последних больше, и они весьма наглые и уверенные в себе. Правда, перьев на хвостах у них как-то не много осталось (дети что ли повыдирали?) Мне они понравились, Лизе - нет (ей нагадили на полотенце).
Из приятного в Эйлате вспоминаются еще кафе сети «Арома», выходящие огромными окнами к морю, да русский магазин, куда мы повадились ходить каждый день за продуктами, где за всеми прилавками и на кассе говорят только по-русски, и продается настоящий квас «Очаковский».
Это все, пожалуй, что мне спонтанно вспомнилось о последнем, шестом путешествии нынешнего лета. Оставлю здесь на память, пусть будет.