Раз уж я не смогла написать о поездке прямо с места событий, пусть будет небольшой отчет постфактум.
Поездка была однозначно "терапевтической", ибо основная ее цель - снять накопившееся нервное напряжение, которое в последние дни нарастало в какой-то геометрической прогрессии. Питер внял и, как мне кажется, сделал все, чтобы мне там было хорошо. За два дня - не только ни единого сбоя в задуманной программе, но и совершенно дивная, просто-таки фантастическая весенняя погода - теплая, солнечная и безветренная даже ночью, что в этом городе почти невозможно.
В субботу вечером, после работы, я уехала на Ленинградский вокзал.
А в восемь утра прекрасный поезд "Гранд-экспресс" (ужасно жалко, что с июня его отменяют) привез меня на Московский.
Еще час - и электричка с Балтийского, до волшебного Ораниенбаума.
Последний раз мы были здесь десять лет назад, в 2013-м, с мамой и Вадькой, в начале августа, под стоящим стеной проливным дождем не увидев красот парка. После долгих уговоров нас-таки пустили тогда в Китайский дворец (он лучший!), заставив надеть по две пары бахилл. Тогда же мы сходили и в Меншиковский. Нынче вокруг него ослепительная синева и абсолютное безлюдье.
"Китайская" часть парка на реставрации, но к лету обещают все закончить, так что есть повод приехать сюда еще раз, чтобы посетить обновленный дворец и кухню, а заодно зайти в Каменное зало, что тоже пока еще закрыто.
Но гулять у Китайского пруда приятно и в апреле, когда густая зелень еще не загораживает окрестные постройки.
В этот раз я сходила во дворец Петра Третьего, где в крошечных интерьерах самое незамутненное в России рококо - с виньетками, ажурной резьбой, гнутыми ножками и головками Ротари.
Если кто не в курсе, Ораниенбаум - единственный пригород Питера, которого не коснулись фашистские снаряды, а потому тут все настоящее.
Еще открыла для себя Картинный дом - место, где несчастный Петр III устроил свой маленький загородный театр и собрал коллекцию полотен, впоследствии разобранную его коварной женой, лишившей мужа трона.
Оказывается, многие знаменитые полотна Эрмитажа приобрел именно он.
Кроме того, здесь хранились и другие его коллекции - китайского фарфора и прочих восточных раритетов, книг, музыкальных инструментов. Кое-что можно увидеть и сегодня. Но самое впечатляющее, конечно, - театр. Совсем крошечный, но оборудованный по тогдашнему последнему слову техники. Сейчас там демонстрируется короткое представление, в котором совершенно замечательно рассказывают о работе сценической машинерии: не только на экране, но и в действии гремят и шелестят машины дождя и ветра, вспыхивают старинные светильники, разворачиваются кулисы, опускаются и поднимаются живописные задники, и все это захватывающе интересно!
* * *
Вечер в Питере стал словно бы продолжением ораниенбаумских впечатлений. Я заселилась в маленькую гостиницу на берегу реки Мойки ("Мойка,5", отличное место), откуда всего шесть минут пешком до Эрмитажного театра, билет в который был куплен сильно заранее. На карте театр находился по левую сторону Зимней канавки, но вход оказался - по правую. Это удивило, но вскоре все выяснилось: чтобы попасть в театр, Канавку нужно перейти по внутреннему стеклянному переходу.
В старинном здании 18 века я бы с удовольствием послушала оперу, но нынче там идут только балеты. Потому я настроилась главным образом на музыку Чайковского, ибо её испортить невозможно . В состоянии полной эйфории оттого, что я в Питере, в Эрмитаже, в театре, страшно согрешив, съела в буфете пирожное.
Маленький Эрмитажный театр исключительно уютен, выдержан в характерном для всего ансамбля стиле барокко и демонстрирует те самые старинные "перспективные" декорации, о которых рассказывали в Ораниенбауме. Где сейчас еще увидишь такие уникальные вещи?
Здесь нет оркестровой ямы, музыканты расположились прямо рядом со зрителями первых рядов. Поскольку я сидела на втором, мне были видны ноты их партитур. Как только заиграла увертюра, ощущение переноса во времена Петипа сработало моментально, особенно в комплекте с декорациями в стиле Валериани.
Что же касается танца, то он тоже был "старинный". Проработав семь лет в Большом театре, я оказалась избалована хореографией Григоровича - со стремительными полетами, мощными поддержками, головокружительными фуэте. Ничего такого здесь не было. Герои танцевали изящно и мило, балерины красиво тянули ножки и вставали на пуанты, но выглядело все как-то вяло. Впрочем, возможно, именно таким был классический балет времен Чайковского и Жюля Перро.
В любом случае общее впечатление, в комплекте с музыкой, сценографией и мультимедийными декорациями (мультяшные картинки на стенах точно понравились бы детской аудитории) было достаточно приятным.
Выйдя к Неве после спектакля и обнаружив отсутствие ветра, еще больше часа потом гуляла по ночному Питеру.
* * *
Утром погода была еще лучше, и опять же в продолжение темы я отправилась на выбранную с вечера выставку в Манеже "Первая позиция".
Это весьма масштабная экспозиция, собранная разными театральными музеями России, которая посвящена истории русского балета. Сделанная в логичном хронологическом порядке, она начинается с 18 века, с камерных крепостных танцевальных трупп, затем рассказывает о спектаклях Императорских театров, с работающими макетами и портретами знаменитых танцовщиц.
А дальше - огромная, бесконечно вдохновляющая и радующая череда залов, посвященных Дягилевским сезонам.
Здесь я зависла надолго, ибо с юности люблю и саму эпоху, и особенно именно эту страницу ее культуры (курсовые работы в универе, дипломка по сценографии начала 20 века и т.п.)
Рерих, эскиз декорации к балету "Весна Священная".
Подборка исключительно хороша: портреты и эскизы декораций блистательных мастеров Серебряного века - Серова и Врубеля, Бакста и Бенуа, Головина и Рериха, Ларионова и Гончаровой... Сказочные наряды, балетные туфли и слепки ног, такие узнаваемые портреты. Особенно интересно смотреть на эскизы рядом с "рабочими" костюмами.
Эскиз Бенуа и костюм Коломбины для Тамары Карсавиной. Балет "Петрушка".
Открытием в этот раз стали изысканные и совершенно эстетские эскизы Бориса Анисфельда, невозможная красота.
Есть залы, посвященные советскому балету - там тоже было много знакомого, от революционных спектаклей Якобсона до Григоровича и Эйфмана, чьи балеты приходилось видеть воочию.
Костюм Ольги Лепешинской (в стекле отражается ее портрет в этом наряде на картине Герасимова)
Второй этаж - разные грани современного балета, его технические стороны, а также большая подборка старинных пачек и современных танцевальных костюмов. Но к этому времени я выдохлась и не особенно впечатлилась.
Выставка идет до двадцатых чисел мая, так что туда еще есть шанс попасть, будете в Питере - не пропустите!
Домой я уезжала выдохнувшая и перезагрузившаяся - привычным Сапсаном.
* * *
Ну и совсем уж вкратце о прошедшей неделе. Наконец-то у нас в окрестностях тоже нормальная весна, сухая и теплая, отчего прогулки становятся более полноценными и приятными.
Лучшее, что случилось - завершение студийных натюрмортов. С младшими мы писали их гуашью, со старшими - маслом, оно въелось в трещины кожи на руках и не отстирывается со старых рабочих джинсов, так что придется по окончании учебного года их выбросить. Но радости и удовлетворения законченными рисунками и картинами было много.
Я порадовалась за детей: они-таки увидели форму и цвет с натуры, очень постарались, чтобы все было "по-настоящему", некоторые потратили на картину месяц, и результаты для художников в возрасте от 6 до 10 лет, на мой взгляд, вполне себе приличные.
Тут есть и масло, и гуашь - вперемешку.
Ну и устали, конечно. Так что теперь мы рисуем легкие голландские пейзажи с тюльпанами и мельницами и расписываем синим кобальтом керамические плитки.
Еще был спектакль на Малой сцене МХТ "Веселые времена" - короткий, скетчевый, несколько озадачивающий своим содержанием, но местами-таки смешной.
С Дарьей Юрской в одной из главных ролей.
В остальном все рутинно. Вчера мы попробовали сдать нашего пациента на пару дней в дорогущую клинику "Евроонко" (в отличие от государственных больниц, они берут и самых безнадежных). Денег с нас содрали чертову прорву, поможет ли - что-то не уверена...
Как у вас дела?