Эта неделя получилась с праздником внутри.
Люблю восьмое марта, для меня этот день, наряду с Масленицей, является своего рода прощанием с зимой: когда расставляешь разноцветные тюльпаны во все имеющиеся в доме вазы, ощущение весны становится острее, несмотря на все снега-метели за окном.
А обилие подаренных сладостей делает праздник ощутимым и для сыновей, которые их, собственно, и съедают.
Вадик принес желанный и вымечтанный подарок - беспроводную колонку: теперь я могу включать детям в студии и художке аудиокниги, а телефон будет оставаться при мне.
Игорь же традиционно сэкономил подарил собственный рисунок, в который раз доказав, что может отлично изобразить все, что угодно... кроме меня.
В его оправдание надо добавить, что за много лет так и не нашелся художник (как, впрочем, и фотограф) который меня смог бы красиво запечатлеть, да, похоже, уже и не сыщется, ибо с возрастом оно все сложнее.
В среду мы с подругой решили традиционно отметить гендерный праздник в каком-нибудь кафе, но сперва сходили в нашу галерею, где с февраля работают аж две выставки, на одну из которых я усиленно зазывала детей, а значит надо же и самой взглянуть.
Изобретения Леонардо да Винчи нынче только ленивый не воспроизводит. Первую такую выставку я видела когда-то в Уффицци, несколько позже - в миланском музее Леонардо, а в поместье Кло Люсе, где умер великий маэстро, есть целый парк конструкций, воспроизведенных в крупных размерах, предполагаемых изобретателем. Некогда подобная экспозиция показывалась и в московском ГУМе. Но тут-то все в двух шагах от дома, да еще и тема, недавно изученная в студии, почему бы не сводить детей?
Но даже в выходной день посетителей было не густо.
И совершенно напрасно. Потому что даже если не заказывать экскурсию, где все включат и объяснят, выставка чрезвычайно информативна. Помимо копий практически всех картин и множества рисунков из разных областей деятельности Мастера, во всех подробностях и довольно внятно рассказывается и о жизни, и о трудах Леонардо, и о принципах работы его механизмов, а многие из них можно запустить и самим.
Покрутиться в зеркальном лабиринте, собрать арочную конструкцию моста, поиграть на барабанах с помощью рычагов, познакомиться с действием камеры обскура, укрывшись в темной комнате, и много чего еще.
Оказывается, все эти машины и механизмы по чертежам Леонардо изготовлены где-то в Подмосковье и давно путешествуют по России, а теперь вот к нам приехали.
Кроме этого, мы посмотрели еще два зала гравюр Делакруа - марокканские этюды, анималистические зарисовки, эскизы росписей для дворцов и храмов
а также целая серия графических иллюстраций к Шекспиру.
Выставка, конечно, более специфичная (и билет в два раза дешевле, чем на Леонардо), но тоже интересная.
А в воскресенье я добралась в ГМИИ им.Пушкина на "Всеобщий язык", куда давно хотела.
Концепция устроителей выставки: знакомство зрителей с разнообразными формами человеческого общения и коммуникации во все времена. Это и всевозможные виды письменности, и свидетельства многообразия народов и человеческих типажей, и истории взаимодействия между народами от древности до наших дней.
Выставка большая и, в самом деле, весьма многогранная. И скульптура - от древнеегипетской до современной, и живописные портреты - русские провинциальные, немецкие ренессансные, французские эпохи рококо, персидские, китайские...
Портрет работы Лукаса Кранаха.
И бесконечное количество самых разных документов, от клинописных табличек и новгородских берестяных грамот до дипломатических нот; докладные и долговые записки, контракты и трактаты, брачные договоры и письма, учебники и травники, книги художественные и религиозные, последним отведен отдельный зал. Ну, тора-коран - понятно, а вот приходилось ли вам видеть, как выглядит лондонская "полиглотта" - библия одновременно на четырех языках? Или индуистские веды?
Еще зал посвящен мифу о Вавилонской башне. На баллюстраде - "благопожелания" по всех видах: свитки, вазы и чаши, ритуальные предметы.
Чайник в виде иероглифа "фу", означающего "счастье", 17 век
Несколько небольших залов рассказывают о дипломатах и путешественниках. Среди героев экспозиции - Крузенштерн, Тютчев, Гончаров, Николай Гумилев, Фукусима Ясумаса. Я, понятно, зависла у Рубенса, которого теперь в музее почему-то стали называть Питером Паувелом, непривычно. Конечно, я знала и раньше, что он был на дипломатической службе, читала о его миссиях в Испании, Англии и Франции, что и Яков I английский и Филипп IV испанский наградили его рыцарскими званиями своих стран, но впервые прочла здесь о том, что он укрывал в изгнании королеву Марию Медичи, а также получил наследственную должность в тайном совете испанских Нидерландов.
"Герцог Оливарес", гравюра Рубенса
Короче, на выставке я зависла и выбралась лишь к вечеру, потому что пора было ехать в зал Чайковского.
Купила билет на концерт "Шопен-гала". Играл совсем юный по моим ощущениям Алексей Мельников, блестяще, виртуозно, совершенно безупречно.
Впервые получилось послушать сразу все двадцать четыре прелюдии Шопена вместе, очень впечатлило, как резко, внезапно и захватывающе меняется настроение и характер музыки каждые несколько минут. И среди хорошо узнаваемых мелодий - совсем не знакомые.
* * *
Ну и про работу немного. Со студией мы смотрели Босха и не только поражались беспредельности его фантазии, но и задумывались о том, почему именно такими получались миры его картин: с причудливыми очертаниями гор и холмов, затейливыми ландшафтами, изящными конструкциями фонтанов в раю и водных "горок" в "Саду земных наслаждений", музыкальными инструментами в аду и невиданными, фантастическими существами в "Искушении святого Антония". Объясняла, откуда могли взяться именно такие персонажи на картинах - в те страшные времена войн, инквизиции, чумы и голода.
Моя "неназываемая" коллега в своей изостудии, показывая Босха, зачем-то дает детям копировать его картины. Мы же творим собственные фантастические миры, придумываем небывалых существ, стараясь не только не заимствовать их у Босха (хотя его влияние порой чувствуется, чего уж там), но вообще как можно реже обращаться к тому, что уже придумано до нас. А потому слезно прошу народ обойтись без единорогов, покемонов, героев анимэ, а также лунтиков, смешариков, фиксиков и прочих созданий современной анимации. Получается не всегда.
Понятно, что "фантастические миры" девочек чаще всего пасторально-идиллические: в них оживают шоколадки и пончики, цветы и ягоды, чашки и ложки, огромные глаза раскрывают солнце, облака и радуга. Что-то есть между ними всеми общее, может, та феерическая многоцветность, которой так остро не хватает сейчас в реальном окружении?
Есть и более оригинальные рисунки. Правда, их львиная доля принадлежит мальчишкам, но имеется в подборке и несколько девчачьих работ, совершенно для меня неожиданных.
И да, глубоко убеждена, что по каждому из таких "миров" понимающий человек прочитает если не характер автора, то уж настроение точно.
Сильно подозреваю, что если бы я взялась творить собственный вымышленный мир, он оказался бы скорее всего похож на первую из подборок. По крайней мере там точно было бы теплое море, песчаный берег с плавных очертаний цветными коттеджами на берегу. И жили бы в них персонажи, полные бесконечной доброты и обаяния, которые пели бы со мной песни под гитару и играли в настолки.
А если бы вам предложили придумать собственный фантастический мир, как бы он выглядел?