Съездили с Вадькой на три дня в Чебоксары.
Просто так, посмотреть-погулять. Одна бы я в другое место поехала осенью, город этот в моем виш-списке даже в десятку не входит, но сын туда еще летом 20-го года хотел, мы даже уже билеты купили, но там все позакрывали из-за ковида, и мы их сдали обратно.
А теперь вот добрались.
Почему именно Чебоксары? Мальчик хотел что-нибудь "этническое", ибо русского, как древнего, так и народного-национального уже прежде много видели, а вот прочие культуры-религии ему нечасто встречались (это он со мной в Чечне и Бурятии не был).
Город, впрочем, столицей "этнического региона", в отличие от той же Чечни, совсем не ощущается. Первое впечатление - типичный провинциальный облцентр. Между вокзалом и исторической частью - улица Ленина, плавно переходящая в улицу Маркса и пересекающая проспект Гагарина.
Застройка на ней плавно переходит от хрущевской к сталинской, чтобы ближе к центру порадовать глаз пафосными колоннадами административных зданий. Ну и речь вокруг - исключительно русская. Правда, очень спокойно на площадях и улицах, совсем не тесно, несуетно и удивительно чисто - ни окурка, ни обертки брошенной.
Ощущение простора усиливается, когда выходишь к Волге.
Наверное, благодаря прежде всего водным пространствам. Из-за Чебоксарской ГЭС ширина реки в здешних краях доходит местами до пяти километров. Еще одна плотина, поменьше, превращает мелкую речку Чебоксарку в обширный залив, впадающий в Волгу. Собственно, холм на "стрелке"- и есть историческая часть города, основанного еще при Иване Грозном.
Некогда здесь стоял деревянный кремль, нынче же осталось несколько церквей, самая древняя и красивая из которых - Введенский собор с фресками 18 века, сегодня - памятник федерального значения. Мы неудачно попали на вечернюю службу - ни поснимать, ни поразглядывать, - но он, поверьте на слово, дивно красив внутри.
Тут же, на стрелке, еще несколько старых зданий: допетровская Архангельская церковь,
барочная Успенская, новодельная деревянная Владимирская, и чуть ниже - действующий Свято-Троицкий монастырь.
Все вместе они и образуют ту эффектную панораму города, что запоминается даже в блеклом ноябрьском свете, а уж летом на фоне синего неба должна выглядеть и вовсе волшебно.
Двумя пешеходными мостами исторический берег связан с Красной площадью, где выделяется колоннада Чувашского драматического театра и нарядный фасад Национального музея.
На Владимирскую горку, где стоит женский Спасо-Преображенский монастырь, мы забрались лишь по темноте. Преображенский собор в ночной подсветке виден издалека,
а вот изящную, как игрушка, псевдопалладианскую церковь Иоанна Кронштадского пришлось во мраке поискать.
В ночи, когда в темноте пропадают заводские трубы и башни новостроек, центр Чебоксар вообще преображается, а в праздничной иллюминации смотрится просто феерически.
Сияют подсветки мостов, вспыхивают цепочки фонарей многочисленных набережных, зажигаются россыпи огней на площадях, меняют цвет "одуванчики" вокруг парковой зоны с колесом обозрения, кабинки которого светятся голубым...
Симпатичные и при свете дня, в темноте Чебоксары превращаются в "город-сказку".
* * *
Музеев в городе немного, пиво и трактора мы игнорируем, но если уж хочется увидеть что-то действительно "этническое", то мимо Национального музея пройти невозможно. Здесь сын находит ответы на свои вопросы: и о происхождении чувашей, и как вышло, что они не стали мусульманами во времена Золотой орды, а при российской христианизации сохранили свои языческие традиции и берегут их.
Музей рассказывает и об этом, и об истории региона, и о его жизни в разные эпохи.
Кусочек школы 19 века со всеми ее радостями:
Самый же впечатляющий экспонат - на отдельной выставке. Это почти семиметровая в длину вышитая карта России, в создании которой участвовали мастерицы всей страны, и в каждом ее фрагменте - традиционные орнаменты областей и республик, символы, образы. Там же, на выставке, в отдельных рамах, их образцы. Мы так поняли, что именно в Чебоксарах инициировали изготовление этой карты, но, наверное, потом ее будут показывать по всей стране.
Национальная же вышивка, как и традиционные костюмы, а также куклы, предметы быта, керамика - это все в музее вышивки на улице Маркса.
Поразили женские головные уборы и украшения с каскадами монет. Все деньги настоящие, с гербами, надписями, профилями царей; я прочитала, что копили их поколениями, а потом передавали от матери к дочери, как приданое. Есть в музее, правда, и изделия современных мастеров, где на монетах - уже рунические знаки.
Расшифровку рун, украшающих чувашские вышивки, резьбу, рисунки на посуде и т.п. я тоже специально искала. Есть стела рядом с Национальным музеем, но там их совсем немного.
Вечером я пыталась найти там руну "мир", чтобы потереть, но обнаружила лишь "примирение".
А в музее вышивки - нашла.
Красивое модерновое здание Художественного музея оказалось закрыто на реконструкцию, так что мы посмотрели только "местную" часть с чувашскими художниками. Мне понравился вот этот - Зосим Лаврентьев.
Зато этот здешний уроженец имеет в Чебоксарах персональный музей.
Правду сказать, без Вадьки бы я туда точно не пошла. Зато вместе мы заглянули еще и в домик, где родился Чапаев, свежеотреставрированный и перевезенный из деревни Будайки (сейчас территория Чебоксар).
В пафосном, советского времени, музее, слушая в Вадькином изложении историю гражданской войны, я размышляла о том, что героический начдив, по происхождению - крестьянский мужик, по воспоминаниям современников грубый и неграмотный (написано, что читать он по сути так и не научился), вряд ли был бы так известен, не сними о нем фильм братья Васильевы.
Зато нынче Василий Иваныч на вздыбленном коне своей шашкой довольно точно указывает дорогу от от центра города к вокзалу.
* * *
Если уж говорить о городской скульптуре, то кроме стелы с рунами, здесь есть и "магические камни", и разнообразные зеленые "ландшафтные" статуи.
Три поросенка.
Чебурашка, понятное дело. Теперь-то он есть в словарях между "чебуреками" и "Чебоксарами".
Киса и Ося, так и не поселившиеся в здешних краях, наблюдают за "зелеными человечками" с почтительного расстояния.
Совершенно чувашского вида Маленький принц.
И над всем этим - фигура матери-хранительницы тоже однозначно "этнического" облика. И, надо сказать, по сравнению с киевской или, скажем, волгоградской "родиной-матерью", она ощутимо милее и добрее.
Ну и надпись на ее постаменте не могу не показать.
На ней и хочу закончить рассказ про Чебоксары.