О четвертом путешествии лета. По реке Угре.

Aug 01, 2021 10:50

Я выжила, вернулась почти целой, и это уже хорошо.




Начать, пожалуй, стоит с того, что попали мы «как кур в ощип»… в спортивный водный поход. Такой, с маршрутными книжками, нормативами, отчетами, за который потом прошедшему даются какие-то плюшки в спорте. У одного из политических соратников мужа есть брат, КМС по водному туризму, который и предложил нам поучаствовать.
Про то, что «спортивный», у меня тогда не очень включилось - как же, зовут идти на байдарках! Я же так давно хотела, а никто никогда не звал! И вообще, весь мой походный опыт ограничивался подростковым турклубом, который был… о, боже, уже больше тридцати лет назад!


У Игоря в анамнезе был один байдарочный поход по Северному Уралу с «Коллекцией приключений» в 15 лет, Вадька же о полевой жизни знал лишь понаслышке, но оба согласились без долгих раздумий. Поэтому всю предыдущую неделю мы занимались покупкой снаряжения, барахла и продуктов на пятерых - себя, капитана и девушку, с которой он ехал, такую же опытную походницу, как наш руководитель.


И ведь я распечатывала маршрутную книжку, где был прописан километраж в среднем до 50 км в день, но откуда мне знать, с какой скоростью ходит по течению байдарка? К слову, в той книжке я была заявлена «культоргом», и помимо закупки продуктов и расклада рациона по дням (что мне по неопытности далось крайне тяжко), меня попросили изучить наш путь и зафиксировать все интересное, что на нем попадается.
Интересного набралось на целый лист.
Надо ли говорить, что он не пригодился?

* * *

Маршрут наш проходил по реке Угре, которая течет по двум областям - Смоленской и Калужской, от истоков - в поселке Угра до устья уже в самой Калуге. Выделенный нам трехместный «Таймень» оказался стареньким, латанным-перелатанным, но дело свое знал - шел пусть и не очень маневренно, зато довольно ходко, а с управлением Игорь начал справляться легко практически сразу и без проблем, и, надо сказать, благодаря в основном именно сыну старшему мы и вытянули этот поход.


Игорь оказался не только грамотным капитаном, но и неутомимым гребцом, работавшим и тогда, когда мы с Вадькой по разным причинам бессильно подыхали.
Наша лодка справа.


Первые три дня мы шли по Смоленской области, успели привыкнуть к неспешному течению, мелям и перекатам, живописным излучинам спокойной реки, к цаплям по берегам, бесчисленным желтым и белым кувшинкам на воде и летающим над ними синим стрекозам.


Этот неизменный ландшафт начал слегка приедаться к третьему дню, и я надеялась, что когда мы пересечем границу Калужской области и въедем в национальный парк «Угра», тянущийся до самой Калуги, пейзаж порадует каким-то разнообразием.


Этого, увы, не случилось - ровно те же заросшие холмистые берега, иногда поросшие лесом, из-за которого изредка выглядывали небольшие деревни. Вид сменился лишь однажды, на пятый день, когда мы шли мимо Николо-Ленивца, но и его посмотреть нормально мне не удалось.


Мироздание по случаю первого опыта решило порадовать нас самыми разными ситуациями, выпадающими на долю водных туристов. Поэтому в первый же день, когда байдарка после долгих и мучительных трудов моих мальчишек была почти собрана, и хозяин дал добро на спуск на воду, она… начала тонуть метра через два-три после нашего выхода. И с ней, ясное дело, мы все, вместе с вещами.
Понятно, что после этого мы уже никуда не уплыли, а вскоре еще и выяснилось, что нельзя научиться правильно завязывать гермомешки по интернету.


Единственным, у кого после «кораблекрушения» остались сухие вещи, оказался Игорь. Промокли и продукты, но не безнадежно, хотя кое-что пришлось выбросить. Вешать сушить вещи в ночи смысла никакого не было (утром роса), поэтому я весь вечер высушивала на себе у костра штаны и флиску, кроссовки и спальник (как оказалось, это было правильно), а Вадька метался, не слушая советов, не зная, за какую мокрую вещь схватиться, и в результате все так и осталось непросохшим (на весь поход), за исключением надетого на нем. Как он не простудился в эту ночь, не знаю.


Поскольку выезжали мы рано, в основном по погоде прохладной и пасмурной, с утра сушить вещи тоже не получалось (лишь один раз мне это удалось, когда долго чинили лодку), а вечером мы вставали на ночлег почти затемно, и развесить что-то на просушку тоже не выходило. Так что сырость, а потом еще и запах стали частью похода.
И не спрашивайте меня, зачем рано выходить, поздно вставать на ночевку и грести по двенадцать часов в день - я не могу ответить на этот вопрос.


На третий день дождь встал полноценной стеной, лил с утра и практически до ночи, пока мы шли, видели по берегам нормальных байдарочников, пережидаюших ливень под тентами и в палатках. Но мы прошли и через это, вымокли в хлам, впрочем, уже было не привыкать.
В последние два дня выдалось испытание жарой и палящим солнцем, Игорь сгорел, хоть и использовал средство от загара, у меня пострадали только губы (нужно было взять гигиеническую помаду, и вот на это меня уже не хватило. Зато теперь у меня вид - как после свеженькой липосакции).


Выйти на берег и что-то посмотреть удалось лишь дважды - пятнадцать минут в Николо-Ленивце: только прибрежные постройки, теперь еще раз хочу туда, но уже на машине и на целый день.


И в поселке Дворцы: как раз там оказалось место знаменитого «стояния», после которого закончилось монгольское иго.


В 2014 году там открыли музей с диорамой художника Павла Рыженко, на это "культурное мероприятие" мне-таки удалось соблазнить нашего капитана, и он запланировал в Дворцах антистапель.
Фрагмент диорамы


Разобрать нашего «Тайменя» оказалось еще сложнее, чем собрать, мальчишки провозились несколько часов, и мы просто чудом не опоздали на обратный поезд.
Ну и еще с Игоря и с Вадьки сняли по клещу, это такая «вишенка на торте» к походу.

* * *

Но не могу сказать, что было вот прям плохо. Скорее наоборот: идти по реке в хорошую погоду, не солнечную, а скорее облачную, когда солнце лишь изредка выглядывает сквозь облака, очень приятно. Вещи плывут сами, и их не нужно тащить на себе. Можно наблюдать за летящими цаплями и стрекозами, слушать музыку или петь (грести тогда легче), любоваться выходящими к воде затейливыми растениями и проплывающими деревнями, и даже просто смотреть на воду - это удовольствие.


Если бы к нему добавились небольшие стоянки в интересных местах, спокойные без суеты сборы с утренним купанием (искупаться удалось лишь дважды, когда я встала в пять утра), вечерние неспешные посиделки у костра с разговорами и песнями, наверное, это было бы идеальное путешествие.


Но выжимать по полсотни километров в день, практически без остановок, с утра до ночи, при достаточно неудобных сидении и спинке (мы не сразу догадались сделать «подушку» из пенки) и ногах, еле впихивающихся вокруг огромного Игоряхиного рюкзака, - в этом нет никакого кайфа, честное слово!


В целом же мне скорее понравилось. Совершенно не напряг походный быт, ночевка в палатке, еда с костра и туалет в лесу, мне нравится идти по воде, это совершенно моя стихия.


К тому же я проявила неожиданную предусмотрительность в плане экипировки: кроме излишка гермомешков (которые не оказались лишними) купила нам с Вадькой поясные гермосумки, и это было идеальное решение для телефонов и документов.


Я схватила в Декатлоне из остатков коллекции единственные водоотталкивающие шорты, которые внезапно были моего размера и стали идеальной одеждой для байдарки, лучше всякого неопрена, и высыхали за несколько минут. Из обуви лучше всего подошли для лодки мои старые акватапки, я их практически не чувствовала и без проблем в любой момент могла влезть в них в воду. Я быстро сообразила, что комплект сухой одежды на вечер надо упаковывать на дно рюкзака вместе со спальником и да, я теперь умею правильно завязывать гермомешок!


Гораздо хуже с экипировкой вышло у Вадьки, я отдала мальчишкам на откуп сбор личных вещей, ибо увязла с продуктовой раскладкой, а надо было-таки проверить его рюкзак. У нас с Игорем вся одежды была из синететики, и мне удалось высушить почти всю ее за то единственное солнечное утро второго дня, а сын младший набрал хэбэшных рубашек и не взял ни флиску, ни куртку! В общем самым неопытным, неумелым и крайне недовольным походом (настолько, что уже с третьего дня уговаривал сбежать) оказался именно он. И больше - никогда и ни за что.


Я же, наверное, с удовольствием пошла бы еще. Но лучше на надувной байдарке (муж генерирует идею покупки), неспешно, с остановками и без фанатизма. И, наверное, совсем неплохо, что в моей жизни случился и такой опыт, я уж и не надеялась.

Путешествия по России, Калужская область, Смоленская область, лето

Previous post Next post
Up