Так получилось, что на этой неделе было много прекрасного. И природного, и рукотворного. Захотелось поделиться.
Красота нынче всюду: глаза любуются всеобщим цветением, птицы поют, лицо ощущает тепло солнечного света и ветра, а запахи вокруг такие, что жалеешь искренне, что их не передают фото. Любая прогулка, даже самая короткая, в рабочий перерыв, - истинное наслаждение, а уж когда на весь день...
Цветет сейчас примерно все - яблони, акации, жасмин, даже крапива. У колоннады в старой усадьбе за один день покрылось розовыми цветами мое любимое дерево.
Я называю его "сакурой", потому что не знаю точно, что это. Папа считает, что груша. В любом случае в течение трех-четырех дней оно выглядит совершенно роскошно и отцветает очень быстро, к июньским пленэрам, увы, уже все опадет.
И всюду сирень. Просто невозможно прекрасная - в Александровском саду, где я гуляла сегодня. Пышная, такая разнообразная по форме цветков и оттенков, а запах...
В Балашихе - попроще, но во вторник мне отчаянно хотелось сломать хоть пару веток домой. Я устояла. А вечером мальчишки из студии подарили мне целый букет со своей дачи. Такое маленькое исполнение желания.
* * *
В студии дело идет к завершению. Праздников не будет, по разным причинам. Зато на этой неделе мы развлекались витражными красками, придумывая композиции в стиле модерн (наша предпоследняя студийная тема). Модерн, конечно, получился не у всех, но витражи всегда беспроигрышно хороши, что там ни изобрази.
Это младшие наваяли, их я нигде не выкладывала.
Горизонталки от старших тоже не показывала в инстаграме.
Эти работы показывала, но почему бы и в ЖЖ не оставить.
* * *
Неделя получилась интенсивной, почти без выходных, зато в воскресенье я добавила в свою "копилку краеведа" новое интересное место в Балашихе - усадьбу Троицкое-Кайнарджи. Она принадлежала сперва Голицыным, потом Румянцевым, вторая часть названия появилась после заключения Петром Румянцевым Кучук-Кайнарджийского мира с турками (чуть ли не сама Екатерина поспособствовала).
В 1812 г. усадьбу разорили французы, но сын знаменитого полководца ее отстроил и даже выстроил палладианский мавзолей, где намеревался похоронить знаменитого отца, но не сложилось. Так что это мавзолей сына П.Румянцева. Внучка же полководца вышла замуж за П.Голицына, и так имение снова к Голицыным и вернулось.
А дальше все постепенно разорялось и частями сносилось, последний владелец эмигрировал в 20-е годы 20 века, последние обломки барской усадьбы разобрали уже в начале 21-го, когда реставрировали Троицкий храм.
На кладбище растут гигантские ландыши - нигде больше таких не видела.
Храм же прекрасен - строил его, как и большую часть усадебных построек, архитектор К.Бланк. И это довольно редко встречающийся в России тип двухколокольного классицистического храма.
Интересно, что Преображенский храм в нашей Пехре-Яковлевской того же типа, и строил его тот же Бланк (и имение тоже принадлежало Голицыным - сколько же у них было имений?)
Сегодня я поняла, что храм в стиле классицизм с двумя колокольнями на фасаде, наверное, все же не такая редкость, как везде пишут, потому что близ метро Марьина роща наткнулась еще на один такой же, ровесник нашего и Троицкого храмов, но его автор - архитектор Назаров.
Видимо, в те годы была мода на подобную архитектуру.
Отлично прогулялись с мужем туда-обратно через Ольгинский парк, потом еще в кафе посидели.
* * *
У Марьиной же рощи я сегодня оказалась тоже не совсем случайно, поскольку весь день провела в Москве по делам, нашагала тридцать километров, но главное - сходила на давно запланированную выставку гравюр Дюрера, которая вовсе не в Историческом музее, как я думала, а в музее войны 1812 года (который бывший Ленина).
Дизайн выставки весьма своеобразный, даже стимпанковский какой-то, но Дюрера невозможно испортить ничем, как любое настоящее ренессансное, ибо оно самоценно. Привезли его из коллекции Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии, оттиски старые и большей частью довольно качественные. Работ много, в отдельном зале три знаменитых "мастерских" гравюры - "Рыцарь, Смерть и Дьявол", "Святой Иероним в келье" и "Меланхолия". И это наименее интересная часть выставки - картинки совсем маленькие, порой не самые четкие.
Забавные бытовые сценки, например "Мужская баня" или "парочки", отдельный зал посвящен "пиратским копиям" Дюрера, среди которых "Жизнь Марии", стыренная Маркантонио Раймонди, пока нюрнбергский маэстро работал в Италии. Увы, автору так и не удалось отсудить компенсацию за воровство, разве что монограмму убрали.
Рассматривать гравюры Дюрера - захватывающе интересно, не только из-за обилия мелких, но выразительных деталей, но часто и из-за небанальности сюжетов. Вот такого "Вознесения" я не встречала больше ни у кого: следы на камне и улетающие ввысь ноги.
А это явление Христа Марии Магдалине (извините за качество, хотела найти в интернете, но там такого нет). Ничего себе Христос, да?
Отдельная песня - дюреровский анимализм. Я всегда считала, что маэстро предпочитал гладкошерстных собак (ну, по "Меланхолии", к примеру), но оказывается чаще встречаются маленькие и лохматые. Ну и еще куча разной живности, порой неожиданной.
Кто живет в раю? Кабан? Барсук?
Бабочка? Кузнечик у ног Богоматери?
Но вообще ни с чем не сравнимое удовольствие - цикл "Апокалипсис". На выставке он весь, все 15 страниц, и это самые большие по размеру листы из всего, что делал мастер. Сюжеты захватывают и завораживают: падает огненные дождь, трубят трубы, загораются свечи вокруг божественного трона, из под земли возникают фантастические звери, ангелы поражают нечисть и удерживают ветра, оживают луна и солнце, несутся, давя толпу, страшные Всадник- Мор, Война, Голод и Смерть.
"Блудница вавилонская"
В ужасе Иоанн Богослов съедает "книгу жизни"
"Рогатый зверь"
И под всем этим - идиллически безмятежная земля с точеными силуэтами замков, корабликами на воде, бескрайними лугами и пасущимися стадами.
Рассматривать можно до бесконечности. А еще хочется снова перечитать "Откровение", выкроить бы время.
И это - самое сильное впечатление прошедшей недели.