Первый выход "в свет" с августа, и как раз туда, куда больше всего хотелось - выбрались с Лизой на выставку живописи и графики эпохи Эдо в Пушкинском.
К сожалению, из-за своих болячек прошляпила первую часть, ибо, как нам рассказали, все привезенные в Москву работы столь ценны и хрупки, что больше месяца их не держат на ярком свете. То, что показывали в сентябре, либо перевернули другой стороной, либо заменили. Поэтому вся та красота, которую нынче демонстрируют поисковики картинок, зрителю уже не доступна.
Но новые вещи, которые выставили в октябре, ничуть не менее прекрасны и впечатляющи. Белый зал слегка облагородили "в японском стиле" - с мостками и деревянными балками, там в витринах - живопись на ширмах, больших форматов. И золотые "императорские" ширмы школы Кано, и минималистические работы в китайской манере - школа Тоса, и вертикальные свитки для ниш-токонома. В каждом из них - множество скрытых символов и смыслов, как, впрочем, всегда у японцев, любую вещь можно рассматривать до бесконечности, до мельчайшей детали.
На колоннаде - гравюры укиё-э, пожалуй, во всем своем разнообразии: портреты красавиц Утамаро, жанровые сценки Хиросигэ, гейши и суматори, актеры театра Каубки и прочие колоритные персонажи тех времен в самых разных ситуациях.
В зале по другую сторону колоннады - более поздние и утилитарные вещи: веера, горизонтальные свитки эмакимоно, домашние ширмы (Огату Корина с богами ветра и грома, которого я так хотела увидеть, развернули другой стороной, там уже пейзажные мотивы, но тоже небанально).
Все - чистая радость для эстета, праздник для глаз.
Озадачилась и притормозила в одном месте, у гравюры Хокусая, подобных которой никогда не видела. Натюрморт с мемориальной стелой, змеей и чашей со свастикой. Первая половина 19 века, если что. Почему-то мой телефон категорически отказался ее снимать. Мы потом, после экскурсии, даже снова вернулись к ней, и вроде получилось сфотографировать - но дома снимка на телефоне не оказалось.
Я все же нашла картинку в поисковике, ее название везде прописано вовсе не "Жажда мести" (как на выставке), а "Мемориальный юбилей", и она входит в цикл "Ста страшных историй о призраках", который я у Хокусая как-то пропустила, а детям в художке, кажется, он бы понравился. Смысл в том, что погибший дух в виде змеи возвращается на свой посмертный юбилей. Век живи, как говорится, век открывай для себя что-то новое.
Выставка - до 28 октября.
Upd. Лента сейчас принесла: в Третьяковке - Куинджи. Мы с Лизой (а может и с Вадиком) идем обязательно!