В ЖЖ, похоже, пусто, как в космосе после генеральной уборки. Ну да ладно, буду считать, что я к урокам готовлюсь.
Так что начну с главного персонажа Амстердама, да и вообще всего голландского искусства, наверное.
Читая о Голландии перед поездкой, нашла в сети смешное: "Были мы тут на сырной ферме Рембрандта - пишет некий путешественник. - Но это не тот, который художник. Фамилия "Рембрандт" вообще в Нидерландах распространена, как у нас "Иванов", к примеру"...
М-да. Если что, Рембрандт - это вообще не фамилия.
* * *
Правильную "рембрандтовскую" прогулку нужно начинать не с Амстердама, а с Лейдена. Поскольку именно здесь, прямо на мельнице, и родился восьмой сын мельника Хармена ван Рейна.
Та мельница давно уж развалилась. Но ее реконструировали.
Лейден - ныне тихий и приятный небольшой городок, славный боевым прошлым. Когда в 1574 году его жители выдержали тяжелейшую осаду испанцев, городу-победителю предложили на выбор - освобождение от налогов или строительство университета. Горожане, не задумываясь, выбрали последний.
То, что Лейден - город образованных людей, и сегодня здорово ощущается. Например, в "поэзии на стенах" - на всех языках.
Просто стена лейденского дома:
В тот самый университет старый мельник и отправил учиться своего восьмого отпрыска - почему-то именно его Хармен ван Рейн счел достойным высшего образования. Увы, юный Рембрандт оказался неважным студентом. Довольно скоро он бросил учебу ради уроков живописи у Питера Ластмана - лучшего из тогдашних мастеров.
В гаагском Маурицхейсе можно увидеть, каким был тогда молодой ван Рейн - романтический и вдохновенный красавец.
Девятнадцатилетний Рембрандт уже имел в Лейдене собственную мастерскую. И даже учеников! Он делал блестящие успехи, совершенствовался в технике, и вскоре стало ясно, что маленький город слишком тесен для его таланта. В 25 лет он переезжает в Амстердам.
* * *
Первый "рембрандтовский" адрес в Амстердаме, пожалуй, Весовая палата, Waag, - старейшее светское здание 15 века, сохранившееся в столице Нидерландов на площади Ниумаркт.
Waag:
Именно тут во времена Рембрандта располагалась гильдия святого Луки, братство художников, и некоторые другие подобные организации - например гильдии каменщиков, кузнецов и хирургов.
Кстати, именно от последних и получил молодой живописец свой первый значимый заказ. Здесь, в здании Весовой палаты работал анатомический театр, и во время одного из уроков доктора Николаса Тулпа Рембрандт запечатлел групповой портрет амстердамских хирургов. Это был настоящий успех, с которого начинается блестящая карьера живописца в Амстердаме.
"Урок анатомии доктора Тулпа" - тоже в гаагском Маурицхейсе:
Следующая улыбка Фортуны - знакомство в 1633 году с дочерью бургомистра Леувардена Саскией ван Эйленбюрх. Несмотря на мезальянс (она - богатая невеста со значительным приданым, он - сын мельника), брак был по взаимной любви, и небольшой срок, что был им отпущен на двоих - меньше девяти лет - жили они душа в душу.
И это был самый светлый и яркий период его жизни. Рембрандт ван Рейн - знаменитый и модный художник, заваленный заказами. Хозяин большой мастерской и наставник многочисленных учеников. Коллекционер всяческих диковин и торговец антиквариатом.
На автопортрете тех времен Мастер выглядит весьма солидно:
Сокровища его коллекции - драгоценности, восточные ковры, редкие ткани, золотая и серебряная посуда, - дают ему все новые идеи для вдохновения, он экспериментирует с живописными фактурами и создает свои удивительные краски. Рождается его такой узнаваемый стиль - светоносный, сияющий. Девять лет успеха и счастья.
В это время они с Саскией и покупают тот самый дом на улице Йоденбреестраат, в еврейском квартале, где нынче музей художника.
Кухня:
Мастерская Рембрандта:
Броненосец под потолком - из реконструированной по рисункам художника "кунсткамеры" Рембрандта:
Но самым ценным в своей коллекции Мастер считал альбомы с рисунками и гравюрами:
Рядом с домом-музеем Рембрандта сегодня проводят разнообразные мастер-классы по мотивам его графики.
Рембрандт совсем недолго прожил здесь с любимой женой - всего три года. В 1642-м двадцатидевятилетняя Саския умерла от туберкулеза, оставив Рембрандту годовалого сына (предыдущие трое их детей умерли при рождении).
Остались картины, для которых она позировала: и как античная богиня, и как библейская героиня, и просто на коленях у мужа сразу после свадьбы: двое абсолютно счастливых людей.
Она была его лучшей натурщицей - для десятков картин.
Среди работ, хранящихся в доме-музее Рембрандта есть рисунок Саскии незадолго до смерти - потяжелевшей, уставшей от неудачных родов, серьезной и печальной.
С Саскией связан еще один амстердамский адрес - церковь Аудекерк, что нынче стоит в самом сердце "квартала красных фонарей".
Здесь в 1634 году обвенчались Рембрандт и Саския. Здесь в 1642 ее и похоронили.
Цветы в Аудекерк:
* * *
А Рембрандт остался один в своем огромном доме. Ненадолго - вскоре рядом с ним появилась Гертье Диркс, кормилица маленького Титуса.
Она, кажется, всерьез рассчитывала, что хозяин женится на ней, примеряя украшения Саскии и позируя для недописанных картин, которые художник начинал при жизни жены. Например, для знаменитой эрмитажной "Данаи".
Гертье:
Глядя на некоторые уголки рембрандтовского дома, невольно представляешь, как уверенно могла хозяйничать здесь Гертье. А вот тут могла и позировать для "Женщины в постели":
На самом деле художник не мог ни на ком жениться - Саския завещала все свое наследство сыну, а для ухода за мальчиком выделила Рембрандту скромный пенсион, которого он автоматически лишался в случае повторного брака. История с Гертье закончилась скандалом и тюрьмой для женщины, обвиненной в похищении и продаже драгоценностей Саскии.
А в доме появилась новая няня - Хендрикье Стоффелс, которая полюбила умненького, тихого и талантливого Титуса, с которым они стали настоящими друзьями. А потом и его отца.
Титус из роттердамского музея Бойманса-ван Бёнингена:
Хендрикье - последняя любовь Мастера:
Но звезда Рембрандта уже клонилась к закату. И первой неудачей стал новый большой групповой портрет, который так потемнел за столетия, что приобрел нынешнее, привычное всем название.
А при жизни художника он назывался иначе: "Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока". Работу эту художник начал в год смерти Саскии. Он расширил рамки жанра, превратив обычный групповой портрет в историческую картину. Он ввел в нее неожиданных персонажей, вроде собаки и девочки с курицей. Картина вызвала раздражение заказчиков и не была оплачена.
Это сейчас толпы людей в восторге замирают перед ней в амстердамском Рийксмузеуме.
Церковь Зёйдеркерк недалеко от еврейского квартала. По некоторым данным "Ночной дозор" писался именно здесь, ибо не помещался в мастерской.
Персонажи той роковой картины и нынче бродят по Амстердаму:
С неудачи "Ночного дозора" начинается самый печальный период жизни художника - разорение и крушение надежд. Его торговля терпит крах, приходится распродавать коллекции, его раскованная и непринужденная манера живописи не устраивает заказчиков, желающих идеальной прорисовки каждой детали, деньги тают, растут долги...
И, наконец, - банкротство, разорение и продажа дома.
Королевский дворец на площади Дам - бывшая городская ратуша, стены которой некогда были украшены картинами Рембрандта. Здесь в 17 веке вершились суды и выносились приговоры.
В этом зале было объявлено о банкротстве Рембрандта и было описано и выставлено на аукцион его имущество.
Последние годы его жизни прошли в беднейшем городском квартале Иордан. Мало кто узнавал в осунувшемся, перепачканном красками старике, что бродил по тесным переулкам в поисках натуры (именно тогда написаны лучшие его "возрастные" портреты), некогда блестящего маэстро.
Хендрике и Титус пытались помочь, организовав свое дело по продаже картин, но в 1663 году умирает сорокалетняя Хендрике, оставив маленькую дочь, а чуть позже, почти сразу после собственной свадьбы - двадцатисемилетний Титус.
Церковь Вестеркерк в Иордане. Здесь некогда похоронили и сына, и последнюю подругу художника, а шесть лет спустя - и его самого. Могилы не сохранилось, лишь памятная надпись.
Сегодня маршрут "по следам Рембрандта" можно завершить торжественно - в Рийксмузеуме - здесь и ранние полотна, и портреты Саскии, и "Ночной дозор", и поздние "Синдики", где старый живописец уже в точности следует всем правилам группового портрета, ибо деньги нужны....
Рийксмузеум:
Или уж прямо на Рембрандтплейн, где нынче не только памятник самому Мастеру, но и тем самым героям, из-за которых пошла наперекосяк вся его жизнь...
Мы в этот раз туда не дошли, но я нашла маленькое фото из 2008-го - моя мама и совсем еще небольшие мальчики у "Ночного дозора":
Им и завершу свой рассказ о прогулках с Рембрандтом.