Последнее греческое. "Аутентичное"

Dec 24, 2015 01:04

Когда мы в студии изучаем ушедшие в далекое прошлое цивилизации, искусство народов мира и тому подобное, я всегда объясняю детям, что мы на наших занятиях смотрим на древние или этнические культуры с разных точек зрения - иногда снаружи, а бывает, что и изнутри.

"Снаружи" - это взгляд современного жителя Европы, традиционно реалистический и немного отстраненный.

Но зато если уж "изнутри", то тут можно порисовать и как древнерусский иконописец, и как австралийский абориген; подобно древним камнерезам изваять старинный рельеф или придумать картинку в стиле средневековых монастырских миниатюристов. Это открывает нам самые разнообразные возможности для стилизации, и мы раз от раза делаем все новые находки в бездонной сокровищнице мирового искусства (как мною и задумано - чтобы все цветы расцветали).




Нынче мы рисовали как древние греки.



Честно признаться, работа была непростая и довольно трудоемкая. Но и эффектная на выходе. А главное - она включила в себя обучение огромному количеству самых разнообразных приемов, умений, открыла новые возможности привычных техник, да и определенный простор для фантазии-таки остался.

Наша попытка древнегреческой "вазописи" была посвящена житию Геракла - самого брутального из античных героев с бесконечно разнообразной и увлекательной биографией. Помимо серии традиционных подвигов, на его счету еще целый ряд малоизвестных поступков и проступков, серьезные преступления и искупление грехов, мученическая смерть и чудесное воскресение, после которого он стал одним из олимпийских божеств наравне с Зевсом или Аполлоном.

Геракл и Лернейская гидра - от десятилеток. Авторы - Катаргин Герман и Пискова Саша.



В общем, ту часть презентации, что посвящена была истории Геракла, дети слушали, затаив дыхание.

Геракл ловит Керинейскую лань (Аксенова Маргарита, 8 лет и Бабина Лиза, 6 лет)



А затем, уже выдохнув после волшебного спасения героя, весело поизучали разновидности ваз, на которых мог быть изображен полюбившийся персонаж (да и любые другие античные личности и чудовища): вот амфора - что-то вроде древнегреческой бутылки для вина или масла; гидрия - вроде как ведро, киаф - ковш, килик - чашка. А вот нечто непривычное - чаша-кратер, где мудрые греки разводили вино водой, чтобы оно не пьянило, а лишь утоляло жажду.

Амфоры от семилеток. Слева Геракл и Стимфалийские птицы (Минаева Соня), справа Геракл изловил и принес Эврисфею Эриманфского вепря (Завада Катя)



Говорили и о том, как художники украшали вазы орнаментами, об эволюции вазописи от понятного геометрического стиля до изысканного краснофигурного, о меандрах и пальметтах и их происхождении.

Критский бык. Лаврова Лиза, 7 лет и Селиверстова Ира, 9 лет



На краю света, в саду Гесперид. Садыкова Эля, 8 лет и Ивлев Ваня, 10 лет:



Геракл и Цербер. Девятилетки - Акчурина Марина и Перфильева Таня.



А вот дальше началась серьезная работа.
Во-первых, сосуд нужно по всем правилам отстроить в карандаше - и не на глаз, а "по-взрослому", по центральной осевой линии, с замером всех расстояний, но не пользуясь линейкой. На удивление, некоторые шестилетки справились с этой, в общем-то, почти геометрической задачей лучше школьников.

Затем необходимо придать вазе объем с помощью эллипсов (и это еще одно умение, о котором мы не знали раньше, а теперь знаем).

Теперь картинку с любым событием из жизни Геракла нужно вписать в тот участок на вазе, который выбран для росписи. И здесь вспоминаем правила античных живописцев, которые использовали лишь профильный ракурс, довольно точно передавали движения и тщательно соблюдали все пропорции человеческой фигуры. Когда рисунок в карандаше готов, остальную часть вазы либо заполняем орнаментом, либо оставляем гладкой для простых заливок.

После этого можно смочить водой бумагу вокруг вазы и заливать фон акварелью "по-сырому" любыми цветами в свое удовольствие.



Участки с рисунком заливаются золотисто-оранжевым - цветом греческой обожженной глины; без рисунка - черным.



А потом начинается увлекательнейший процесс росписи. С младшими работаем только в "чернофигурном" стиле, возникшем в 6-5 вв. до н.э. Древние греки использовали в основном черную краску, а также добавляли детали с помощью красного и белого. (Белой, например, всегда была кожа женщин - от богинь до амазонок).

Самым старшим предлагаю альтернативу - либо чернофигурный стиль, либо - что и сложнее, и изящнее - краснофигурный (он появился лишь ближе к 4 в. до н.э.), когда закрашивается фон, а фигуры остаются золотисто-оранжевыми. И лишь линии складок, черты лица и мелкие детали тонко прорисовываются линиями поверх.



Получается симпатично - и так, и так.

Завершающая часть работы - орнаменты. Тут в ход уже могут идти не только тонкие кисти, но линеры, роллеры, гелевые ручки и т.п.

* * *

Вот, для сравнения, несколько работ попарно: чернофигурный рисунок младших и краснофигурный - старших, на одни и те же сюжеты.

Годовалый Геракл душит в колыбели гигантских змей. Каютин Артем, 7 лет и Марьина Алиса, 9 лет



Геракл и Немейский лев. Менделевич Соня, 6 лет и Чепелюк Илья, 10 лет



Лернейская гидра. Горбачева Ксюша, 6 лет и Воробьев Жора, 12 лет



Геракл укрощает коня Диомеда. Кукало Настя, 6 лет и Чугунова Алена, 9 лет.



Геракл и амазонка Ипполита. Любина Саша, 7 лет и Белоцерковская Лиза, 9 лет



Геракл и Цербер. Бобряшова Яся, 6 лет и Беликов Миша, 10 лет



Парочка более "апокрифических" сюжетов - Геракл и Несс (Вострикова Вика, 9 лет), Геракл и Герион (Петухов Егор, 9 лет).



И, наконец, совершенно нетривиальный выбор темы и абсолютно авторская вещь (греки этот сюжет, кажется, на вазах не изображали), но при этом идеально выдержанная стилистика античной вазописи: Геракл с удовлетворением наблюдает за делом рук своих - очищением Авгиевых конюшен.
Тычкина Лена, 10 лет.



Пожалуй, в этот раз ни один из двенадцати пресловутых подвигов не был забыт!
В следующий раз подам старшим идею порисовать на вазах еще и любовные похождения Геракла - для разнообразия.

На этом наше греческое путешествие можно было бы считать законченным. Но еще будут праздничные занятия.

студия, Древняя Греция

Previous post Next post
Up