Античное. Доклассическое.

Nov 12, 2015 13:40



Рисунок Кати Фармаковской, 8 лет



Эти эпохи часто объединяют - критскую и микенскую, но первая закончилась в 15 веке до нашей эры, а вторая как раз в это время только началась. О первой мы знаем исключительно из мифов и трудов ученых типа Артура Эванса, открывшего критскую цивилизацию. О второй - еще и из поэм Гомера.

К счастью, уже в двадцатом веке жил прекрасный Николай Кун, внятно пересказавший для детей не только мифы, но и Гомера, Эсхила, Овидия и прочих античных интерпретаторов древних легенд. Его-то мы и слушаем на уроках после презентаций, которые у меня теперь выходят какими-то безразмерными, ибо хочется показать детям все и сразу: и загадочный дворец царя Миноса, и циклопические сооружения Микен и Тиринфа (где побывала не так давно, и оттого свежи еще впечатления); и рассказать обо всех олимпийских богах и великих героях троянской войны...

"Афродита" Иванова Лиза, 8 лет



Или, к примеру, обсудить великолепную историю с яблоком для трех богинь с надписью "Прекраснейшей". Если помните, Афина обещала Парису за яблоко победу в войнах, Гера - власть и титул царя, а Афродита - любовь самой красивой смертной женщины.

"Афина" Касьян Софа, 9 лет



Ужасно интересно поспрашивать мальчиков (девчонки-то отвечают примерно одинаково). "Конечно, Афине, победа важнее всего!" - это старшие, азартные и спортивные подростки. "Я хотел бы стать царем и отдал яблоко Гере" - это суровый первоклассник. А маленький пятилетка мечтательно: "Я бы выбрал любовь..."

"Гера" Ниязматова Милана, 7 лет



Один серьезный второклашка выдвинул отличную версию - поделить яблоко на четыре части - три богиням, четвертую - себе.
И только один из старших мальчиков, скептически: "Я бы просто не стал связываться с этими стервозными тетками. Вот Зевс же не стал. И никакой войны бы не было".

Баранов Влад, 8 лет "Зевс"



А вы кому бы отдали яблоко?

* * *

Разгар творческого процесса: под завораживающие звуки аудиокниги Куна рождаются образы - от смешных до страшных.



Плотные слои гуаши ложатся на морские волны, закатным сиянием разливаются небеса, сумрачные коридоры лабиринта озаряются факелами, громоздятся крепостные стены, цветными переливами вспыхивают крылья парящего в лучах солнца Икара.



Рисунок Воробьевой Саши, 11 лет:



Мы создаем образы богов - гуашью на большом формате, акварелью - на маленьком.
Боги живут своей жизнью - рождаются, растут, сражаются, повелевают.
"Детство Зевса"
Фармаковская Катя, 8 лет



Глазунова Даша, 10 лет



"Битва Зевса с Кроносом", Федоренко Павлик, 8 лет



"Веста" Нетребенко Аня, 9 лет



Гуашью - проще, акварелью - интереснее: если просто ляпать на намоченную бумагу пятна краски, они волшебным образом расплываются, и за спиной героев возникает разноцветный туман. На фоне этого тумана вырастает античный образ: струящиеся складки хитонов, сложные узлы причесок, сверкающие доспехи, цветные щиты, отливающие золотом.






Прекрасная Елена.
Горбачева Ксюша, 6 лет



Аксенова Маргарита, 8 лет



Смешная Фетида с маленьким Ахиллом. Акчурина Марина, 9 лет



Не иначе как Гектор. Банников Слава, 8 лет



И парочка Ахиллов.
Сухоруков Сережа, 10 лет



Беликов Миша, 10 лет



"Троянский конь" Писков Миша, 7 лет



* * *

Процесс сотворения мифологического рисунка - всегда очень креативный. Нужно решить не только, во что будет одета сидящая на быке Европа, но и выбрать для нее удачную позу: девчонки изощряются. У кого-то она лежит на спине, сидит на коленях, иногда мертво вцепляется в бычьи рога, а порой и плюхается задом наперед. И выражение лица всегда разное - от жизнерадостного до смертельно испуганного.

Но Европа - безусловно, сюжет-фаворит у девиц любого возраста.

Серов тут где-то мимо пробегал, но почти не заметно.
Быкова Василиса, 7 лет



Иванова Лиза, 8 лет



Тычкина Лена, 10 лет



Европ - зашкаливающее количество, быков - стадо...

Особо шустрые успевают еще и полепить из пластилина старинные галеры и триеры.



У малышей образуется целая флотилия, которую по окончании занятий можно "запустить в море".



* * *

Легенда номер один крито-микенского цикла - безусловно, история Тесея и Минотавра.
И тут уже никаких гендерных границ - и мальчики, и девочки с равным удовольствием ваяют страшных чудовищ с бычьей головой и печальную Ариадну, брошенную на острове Наксос, выстраивают путаные коридоры лабиринтов, усеянные человеческими останками.

У девочек Минотавр нежнее и утонченнее.
Бычкова Уля, 10 лет



Каппель Паша, 10 лет



У мальчиков - страшнее и брутальнее:
Городничин Артем, 10 лет



Пронин Максим, 11 лет



Воробьев Жора, 11 лет



Рязанова Ксюша, 10 лет "Тесей и Ариадна"



Литовка Дуня, 10 лет. "Брошенная Ариадна"



Кроме традиционных, возникают и сюжеты самые невероятные.
Здесь, к примеру, оба героя невредимыми выбегают из лабиринта к ужасу Ариадны:
Беликов Миша, 10 лет



Махнув рукой на источники, я соглашаюсь и на влюбленного Минотавра.
Агафонова Настя. 10 лет



Идеи прокручиваются в голове и переживаются: пока композиция выстроится, все будет стерто и снова нарисовано десятки раз: черный траурный парус лучше всего смотрится на фоне белого заходящего солнца, перед гибелью скупая мужская слеза стекает по щеке царя Эгея.
Любина Саша, 7 лет



А вот нетрадиционная композиция на тему гибели афинского царя - с "неопалимой купиной", кажется:



А когда рисунок закончен - только чистая радость от того, что все получилось:



И на всю эту феерию озадаченно взирает слепленный кем-то между делом пластилиновый Минотавр:



Мы только приближаемся к классической Элладе, и удивительного-греческого нас ждет впереди еще много.

студия, Древняя Греция

Previous post Next post
Up