Рисунок Кати Фармаковской, 8 лет
Эти эпохи часто объединяют - критскую и микенскую, но первая закончилась в 15 веке до нашей эры, а вторая как раз в это время только началась. О первой мы знаем исключительно из мифов и трудов ученых типа Артура Эванса, открывшего критскую цивилизацию. О второй - еще и из поэм Гомера.
К счастью, уже в двадцатом веке жил прекрасный Николай Кун, внятно пересказавший для детей не только мифы, но и Гомера, Эсхила, Овидия и прочих античных интерпретаторов древних легенд. Его-то мы и слушаем на уроках после презентаций, которые у меня теперь выходят какими-то безразмерными, ибо хочется показать детям все и сразу: и загадочный дворец царя Миноса, и циклопические сооружения Микен и Тиринфа (где побывала не так давно, и оттого свежи еще впечатления); и рассказать обо всех олимпийских богах и великих героях троянской войны...
"Афродита" Иванова Лиза, 8 лет
Или, к примеру, обсудить великолепную историю с яблоком для трех богинь с надписью "Прекраснейшей". Если помните, Афина обещала Парису за яблоко победу в войнах, Гера - власть и титул царя, а Афродита - любовь самой красивой смертной женщины.
"Афина" Касьян Софа, 9 лет
Ужасно интересно поспрашивать мальчиков (девчонки-то отвечают примерно одинаково). "Конечно, Афине, победа важнее всего!" - это старшие, азартные и спортивные подростки. "Я хотел бы стать царем и отдал яблоко Гере" - это суровый первоклассник. А маленький пятилетка мечтательно: "Я бы выбрал любовь..."
"Гера" Ниязматова Милана, 7 лет
Один серьезный второклашка выдвинул отличную версию - поделить яблоко на четыре части - три богиням, четвертую - себе.
И только один из старших мальчиков, скептически: "Я бы просто не стал связываться с этими стервозными тетками. Вот Зевс же не стал. И никакой войны бы не было".
Баранов Влад, 8 лет "Зевс"
А вы кому бы отдали яблоко?
* * *
Разгар творческого процесса: под завораживающие звуки аудиокниги Куна рождаются образы - от смешных до страшных.
Плотные слои гуаши ложатся на морские волны, закатным сиянием разливаются небеса, сумрачные коридоры лабиринта озаряются факелами, громоздятся крепостные стены, цветными переливами вспыхивают крылья парящего в лучах солнца Икара.
Рисунок Воробьевой Саши, 11 лет:
Мы создаем образы богов - гуашью на большом формате, акварелью - на маленьком.
Боги живут своей жизнью - рождаются, растут, сражаются, повелевают.
"Детство Зевса"
Фармаковская Катя, 8 лет
Глазунова Даша, 10 лет
"Битва Зевса с Кроносом", Федоренко Павлик, 8 лет
"Веста" Нетребенко Аня, 9 лет
Гуашью - проще, акварелью - интереснее: если просто ляпать на намоченную бумагу пятна краски, они волшебным образом расплываются, и за спиной героев возникает разноцветный туман. На фоне этого тумана вырастает античный образ: струящиеся складки хитонов, сложные узлы причесок, сверкающие доспехи, цветные щиты, отливающие золотом.
Прекрасная Елена.
Горбачева Ксюша, 6 лет
Аксенова Маргарита, 8 лет
Смешная Фетида с маленьким Ахиллом. Акчурина Марина, 9 лет
Не иначе как Гектор. Банников Слава, 8 лет
И парочка Ахиллов.
Сухоруков Сережа, 10 лет
Беликов Миша, 10 лет
"Троянский конь" Писков Миша, 7 лет
* * *
Процесс сотворения мифологического рисунка - всегда очень креативный. Нужно решить не только, во что будет одета сидящая на быке Европа, но и выбрать для нее удачную позу: девчонки изощряются. У кого-то она лежит на спине, сидит на коленях, иногда мертво вцепляется в бычьи рога, а порой и плюхается задом наперед. И выражение лица всегда разное - от жизнерадостного до смертельно испуганного.
Но Европа - безусловно, сюжет-фаворит у девиц любого возраста.
Серов тут где-то мимо пробегал, но почти не заметно.
Быкова Василиса, 7 лет
Иванова Лиза, 8 лет
Тычкина Лена, 10 лет
Европ - зашкаливающее количество, быков - стадо...
Особо шустрые успевают еще и полепить из пластилина старинные галеры и триеры.
У малышей образуется целая флотилия, которую по окончании занятий можно "запустить в море".
* * *
Легенда номер один крито-микенского цикла - безусловно, история Тесея и Минотавра.
И тут уже никаких гендерных границ - и мальчики, и девочки с равным удовольствием ваяют страшных чудовищ с бычьей головой и печальную Ариадну, брошенную на острове Наксос, выстраивают путаные коридоры лабиринтов, усеянные человеческими останками.
У девочек Минотавр нежнее и утонченнее.
Бычкова Уля, 10 лет
Каппель Паша, 10 лет
У мальчиков - страшнее и брутальнее:
Городничин Артем, 10 лет
Пронин Максим, 11 лет
Воробьев Жора, 11 лет
Рязанова Ксюша, 10 лет "Тесей и Ариадна"
Литовка Дуня, 10 лет. "Брошенная Ариадна"
Кроме традиционных, возникают и сюжеты самые невероятные.
Здесь, к примеру, оба героя невредимыми выбегают из лабиринта к ужасу Ариадны:
Беликов Миша, 10 лет
Махнув рукой на источники, я соглашаюсь и на влюбленного Минотавра.
Агафонова Настя. 10 лет
Идеи прокручиваются в голове и переживаются: пока композиция выстроится, все будет стерто и снова нарисовано десятки раз: черный траурный парус лучше всего смотрится на фоне белого заходящего солнца, перед гибелью скупая мужская слеза стекает по щеке царя Эгея.
Любина Саша, 7 лет
А вот нетрадиционная композиция на тему гибели афинского царя - с "неопалимой купиной", кажется:
А когда рисунок закончен - только чистая радость от того, что все получилось:
И на всю эту феерию озадаченно взирает слепленный кем-то между делом пластилиновый Минотавр:
Мы только приближаемся к классической Элладе, и удивительного-греческого нас ждет впереди еще много.