Тот, кто с творчеством художника Левитана более-менее знаком, знает точно: ехать к нему нужно в Плёс - там и Дом, и атмосфера, и такие узнаваемые ландшафты... Я тоже всегда так считала, и с удовольствием съездила, и еще поеду.
Но, оказывается, взглянуть на мир глазами великого художника, пройти его дорогами и в очередной раз вспомнить этого удивительного мастера можно в местах, не столь отдаленных от Москвы. Например, в Петушинском районе Владимирской области.
Так случилось, что вчера мы с сыном отправились в однодневное путешествие по левитановским местам Владимирского края с фирмой
"Магазин путешествий" , с которой мы и раньше иногда ездили в труднодоступные для общественного транспорта места.
Вот по
этому маршруту.
Мы, вообще-то, живем прямо на Горьковском шоссе. И я всегда считала (и детям на занятиях рассказывала), что оно и есть та самая Владимирка, которую Левитан изобразил на знаменитом полотне.
На самом деле старая Владимирская дорога лишь местами совпадает с новой Горьковкой, а чаще идет где-то рядом, параллельно. Следы старой дороги хранят ряды берез по обе стороны да земляные насыпи. Со старой дороги началась наша экскурсия, ею же и закончилась.
В окрестности Владимира художник, живший в основном в Москве, на пленэры ездил нередко.
А в начале 90-х годов прожил здесь достаточно длительное время - около восьми месяцев - в маленькой деревне под названием Городок, в доме крестьянина Попкова. Дом этот, который ухитрялись каким-то образом сберегать почти до конца 20 века и даже успели сделать в нем мемориальный музей, к несчастью, сгорел в 1999 г. Но воплотить мечту самого мастера о Доме пейзажа в здешнем краю все же удалось. Местный предприниматель, страстный любитель Левитана, подвижник и энтузиаст Владимир Иванович Косярумов не просто выстроил на свои средства Дом пейзажа, но создал целый музейный комплекс, посвященный творчеству мастера, в деревне Елисейково.
Именно этот он и водил нас вчера по левитановским местам.
Местные знатоки творчества великого живописца считают, что мастером созданы здесь этюды для двух десятков полотен, которые он дописывал уже в Москве. А некоторые картины обязаны здешним местам и своим рождением. В музее даже висит карта всех мест, с которых эти работы писались.
Конечно, мы прошли не по всем, а лишь по некоторым из них. Но пока мы гуляли по окрестностям небольших деревень, любуясь заливными лугами и сосновыми перелесками, изгибами рек, гладью озера и заросшими цветами оврагами, образы левитановских полотен то и дело вставали перед глазами.
Сперва мы остановились у берега крошечной речки Липны, где мастер дорабатывал знаменитый пейзаж "У омута".
По дороге заглянули в два храма поблизости - в поселке Костерево - летний Воздвиженский и зимний Троицкий, построенные в честь победы русских войск в войне 1812 года.
Воздвиженский храм:
Обе церкви поражают редким богатством и ухоженностью.
В Троицкой церкви:
Потом перебрались в деревню Желтухино, где Левитан писал этюды для своих деревенских "ноктюрнов" - "Лунная ночь в деревне", "Сумерки". В ясный день, конечно, все выглядит иначе, но места вроде те самые:
Любовались красотой Поливановских заливных лугов:
Кроме Владимира Ивановича, в дороге нас сопровождал еще один удивительный человек - Мария Афанасьевна Кочуева, не только знаток Левитана, но и вообще истории здешних мест, которая в свои 93 года все еще активно участвует в здешней культурной жизни. Она рассказывала и о военных годах, которые хорошо помнит.
Некогда, в начале 17 века, на полях вокруг реки Пекши было остановлено и разбито польско-литовское войско (об этом напоминает местечко Могильцы рядом с деревней Желтухино), а в 1941-м формировались танковые бригады и отправлялись отсюда на фронт.
Даже просто гуляя по окрестностям, глядя по сторонам и наслаждаясь чистым воздухом, бескрайним небом и живописными ландшафтами, легко понимаешь, почему так манили мастера здешние места, почему и сегодня постоянно приезжают сюда на пленэры многочисленные художники.
Левитан. "Июньский день"
Затем мы сделали остановку у Кокушкинского озера.
Местные "левитанисты" считают, что первые этюды к знаменитому итоговому своему полотну - "Озеро" - художник начал писать именно здесь. В музее сохранились фотографии, которые Левитан делал с тех же точек зрения, откуда писал. Одна из них снята отсюда, с железнодорожного полотна.
* * *
И вот мы, наконец, в Елисейково.
Благодаря трудам и вложениям нашего гида Владимира Ивановича в помещении старой земской школы в 2008 году открыт музей Левитана и рядом - Дом пейзажа, о котором некогда мечтал сам мастер.
Здесь все напоминает о художнике. Даже камень, лежащий недалеко от входа в музей - тот самый, на котором Левитан сидел во время работы.
Музей молодой, поэтому картин здесь пока немного, в основном репродукции. Есть рисунки художника, фотографии, сделанные им, старинные вещи, напоминающие об эпохе, когда он жил.
Владимир Иванович, который, кажется, изучил биографию мастера от первого до последнего шага, рассказывает и о жизненных коллизиях, и о творческих открытиях художника и особенно подробно - о сделанном Левитаном на здешней земле.
Например, полотно "Лесистый берег. Сумерки" - совершенно узнаваемый пейзаж берегов Пекши. Считается, что эта картина полностью создавалась именно в Городке.
Или "Деревня на берегу реки" - довольно точное изображение деревни Малая Пекша, что невдалеке от старого Владимирского тракта.
Такая вот неожиданная скульптура - рядом с музеем. В контексте биографии художника трактовать ее можно по-разному:
Сходили мы и в Дом пейзажа. В нем - только оригиналы.
Все это работы художников, приезжающих в последние годы сюда на этюды. В деревянном доме - уютно и просторно:
Картины очень разные и по качеству, и по ценности, но их объединяет красота здешних мест, она ощущается на каждом холсте и рисунке. Есть и портреты местных жителей, связанных с творчеством художника прежде и теперь. И самого Владимира Ивановича:
То, что сделано им здесь, безусловно, восхищает. Не только сам музей. Здесь уже несколько лет проводятся левитановские праздники, поэтические фестивали, выставки. Идет постоянная собирательская работа, музейно-исследовательская. Радостно, что есть люди, готовые вкладывать душу в популяризацию искусства русских мастеров. Это вселяет надежду, что мы по-прежнему живы не хлебом единым...
Абориген из Елисейково:
В Городок, где жил художник, попасть не удалось - слишком сильно размыло дождем дороги. В качестве компенсации нас свозили в Матренино - бывшее дворцовое село графов Воронцовых, где чуть ли не по проекту архитектора Николая Львова был возведен самый грандиозный в окрестностях Воскресенский храм - огромный, двухъярусный, в стилистике очень качественного классицизма. Его сооружение шло более полувека, но в двадцатом столетии, что не удивительно, он был безнадежно разрушен.
Нынешний настоятель храма, иеромонах Меркурий, прикладывает титанические усилия, возрождая храм и поднимая обширное храмовое хозяйство. Он немного пообщался с нами и оставил впечатление человека, фанатично преданного своему делу.
На обратном пути желающие сходили и на монастырскую ферму за свежим молоком, творогом и сметаной. Откуда все берется - понятно, пока едешь через окрестные луга:
Наше путешествие завершилось там же, где и началось - у старой Владимирской дороги. На одном из ее участков местные краеведы устроили музей под открытым небом - с репродукциями картин, рассказами о том, что делал здесь художник.
Нам точно показали место, откуда писалась "Владимирка". Вся маленькая экспозиция в сущности посвящена этой картине - даже крест-голубец, изображенный Левитаном на полотне, стоит здесь.
Отсюда мы и возвращались домой. По новой Владимирской дороге.
Я-то самоуверенно считала, что немало знаю о Левитане. Но эта поездка подарила мне множество удивительных открытий.