БОльшую часть студии я отпустила на каникулы. Остается примерно треть - на июньские пленэры. Но главные события конца учебного года уже состоялись.
Нынче мы заканчиваем год в 18 веке, поэтому и праздник для выпускников, и игра для младших прошли под знаком именно этой эпохи.
Для старших моих детей была некогда придумана, а нынче усовершенствована и в субботу состоялась петровская Ассамблея.
Конечно же, было бы слишком хлопотно и для меня, да и для родителей (которые и без того были нешуточно озабочены школьными выпускными из началки) заниматься исторической реконструкцией сих пышных и помпезных собраний - с фижмами, камзолами и пудреными париками, менуэтами и контрдансами. Однако ж указ Его Императорского Величества от ноября 1718 о том, чтобы "во время бытия в ассамблее вольно сидеть, ходить, играть, и в том никто другому прешкодить или унимать" был исполнен честь по чести.
Итак, согласно указу хозяин дома (то есть я) "очистил несколько покоев, предоставил столы, свечи, питье для утоления жажды и игры, на столах употребляемые". А знатные гости, съехавшиеся на ассамблею, представители аристократических семейств Голицыных, Разумовских и Шереметевых (именно они были выбраны отнюдь не случайно), заняли свои места за пиршественно-игровыми столами.
Чтобы почувствовать себя их сиятельствами, придумали себе гербы (очень интересно было их потом сравнивать с реальной русской геральдикой):
Одновременно с указом об ассамблеях, вышел знаменитый петровский указ, предписывавший угощать гостей не только чаем, но и кофе. Благородные дамы должны были "испить кофию", столь в Европах популярного, по всем правилам этикета:
Будучи в Амстердаме, поражен был Петр тамошними мастерами гравюры да офорта и повелел и в России собственные мастерские учредить. Лучшая тема для гравюры 18 века, конечно же, - виды Петербурга.
Вот работа одного из "граверов" - Ани Рубановой:
И еще цитата - на этот раз из "Юности честного зерцала": "Младые отроки должны всегда между собою говорить иностранными языки, дабы тем навыкнуть могли: а особливо, когда им что тайное говорить случится, чтоб слуги и служанки дознаться не могли и чтоб можно их от других незнающих болванов распознать".
Испытание на знание языков - нужно познакомиться с девушкой и назначить ей свидание, не произнеся ни слова по-русски.
Кроме того, повелел царь Петр по-европейски одеваться - бороды брить, немецкие кафтаны носить, а женщинам... фонтанжами и корнетами голову украшать». А для тех фонтанжей нужен уже "куафер заморский".
Есть у нас и такие:
А еще угощались диковинным деликатесом 18 века. Причем, картофелину сию надобно было очистить и съесть по всем правилам тогдашнего "политеса" - благородно и красиво, как при дворе принято.
Демонстрировали многие знания и премудрости: угадывали картины и архитектурные памятники, вспоминали все, что знаем о 18 веке, а еще была игра типа "съедобного-несъедобного" - поймать шарик, если называют продукт, на Руси до Петра употреблявшийся, и не ловить "новомодных". К примеру, если скажут "овсяный кисель" - ловить, если "шоколад" - то нет.
Напоследок для Его Императорского величества статуи ваяли - в Летний сад.
Был и пир, и питие шампанского, и забавы, и умные беседы.
А потом - немного грустное прощание со студией, дипломы и подарки.
И снова, провожая на новый, более взрослый творческий этап очередных своих выпускников - таких прекрасных, талантливых и ставших за столько лет совершенно родными, - печалюсь и радуюсь одновременно.
Грустно, потому что кто-то переезжает, уходит в другие школы рядом с домом, просто покидает студию.
Радостно, ибо остаются самые одаренные, самые сильные. И что новый первый класс в следующем году опять будет восхищать и вдохновлять.
Наш нынешний студийный выпуск:
Как водится, называю всех моих прекрасных детей по именам - пусть останутся тут на память.
* * *
А на следующий день, в воскресенье, сорок студийцев самого разного возраста собрались в нашем центре, чтобы отправиться в путешествие по старой усадьбе 18 века Пехра-Яковлевское, построенной в екатерининские времена для князей Голицыных. Мы часто здесь рисуем и привыкли к ней, но не все знают, сколько разных загадок таит в себе это живописное место.
Старт дан, и наши команды отправляются искать спрятанные в архитектурных постройках классицизма античные мотивы, считать колонны, рисовать портики, находить меандры и розетки всевозможных конфигураций, а заодно и узнавать, какие звери и птицы водятся в парке и реке Пехорке поблизости.
В пути пришлось много рисовать. Улыбающихся львов...
Загадочных сфинксов (и разгадывать их загадки)...
Угадывать назначение зданий, которые во времена Голицыных были не институтскими корпусами, как нынче, а чем-то другим - театром, оранжереей...
А потом был пикник рядом с Катальной горкой. Там же подводили итоги, награждали победителей.
И, как обычно, пришел Художник.
Неофиты давали клятву верности великому Искусству, вступая в ряды нашего творческого братства.
Получали дипломы и подарки.
И в этот раз, к счастью, все получилось так, как и было задумано!
Погода не подвела, никто не заблудился в лесу, и шашлыка (слава родителям-организаторам!) хватило на всех с избытком.
Моя безмерная благодарность - всем-всем, кто помогал.
Теперь еще две недели пленэров - и каникулы!
PS. Отдельное спасибо Наталье
francheskafro за фотографии с Посвящения.