Из Костромской губернии (фоторепортаж)

Jun 24, 2013 12:52

Навестила сына в лагере и посетила еще одно место своей мечты.

Вадик позвонил мне, когда я была уже в пути от Судиславского автовокзала к "Берендеевым полянам". Похоже, очень ждал и радостно встречал у шлагбаума. Забив на очередное общелагерное мероприятие, попросился со мной в город. Поэтому мы с ним и Анютой, девочкой Оли cdbyrf, отправились до обеда болтаться по Судиславлю.

Если в прошлом году целью нашей прогулки была Соборная гора и колокольня здешнего Спасо-Преображенского собора, то в этот раз дети затащили меня в местный краеведческий музей, где обоим доводилось бывать раньше на экскурсиях из лагеря, и Вадька непременно хотел, чтобы я сей музей увидела. Музей этот находится позади старинного особняка купца-миллионщика и старообрядца Николая Папулина - здания в стиле классицизм, лучше всего из старых особняков сохранившегося в городе.

Внутри музей - маленький, но необычайно уютный, большинство экспонатов - купеческого 19 века, с которыми, после Ярославля, встречаешься как со старыми друзьями.

На втором этаже - выставка, посвященная традиционному русскому чаепитию.

А также - небольшая экспозиция о героях Великой Отечественной в Судиславле, с настоящими боевыми автоматами, касками и котелками. Здесь ребята задержались, изучая документы и фотографии военных времен.

Сперва "экскурсию" вел Вадик, кое-что помнивший из своего сюда похода, затем подошла музейная сотрудница, которая не только рассказала много интересного про экспозицию и про город, но предложила еще и показать нам маленькое здешнее кладбище с могилой купца Ивана Третьякова - покровителя и вообще доброго гения Судиславля.
А затем, увлекшись, отвела "индейскими тропами" еще и в совсем крошечный музей природы, который открыла специально для нас, и где Вадька наснимал местной флоры и фауны.

Потом уже сию фауну мы наблюдали в живом виде, возвращаясь в лагерь. Она действительно там обильная и совершенно непуганая.

Про лагерь и Вадика в нем писать здесь не буду - слишком уж неоднозначные у меня впечатления. Собственно вот он, Вадик, сидит на лавочке, плетет фенечку. В гигантские жизнерадостные подборки с фотографиями из лагерного сообщества практически не попадает.

* * *

Поздно вечером я уехала из Судиславля в Кострому, где меня на одну ночь приютила Юля nastashdmaa в своем совершенно деревенском доме, напоминающем небольшой этнографический музей, почти в самом центре города. Вместе с ней мы собирались на следующий день съездить в Плес, куда я так давно мечтала попасть.

Наутро, созерцая в окно серое, покрытое низкими тучами, небо, потоки дождя и печально упавший до 12 градусов столбик термометра, я почти потеряла надежду, но где-то в полдень мы с Юлей и ее сыном Никитой выползли-таки под дождь и отправились в Красное Село, где надеялись найти моторку до Плеса.
Как бы не так! В Красном не оказалось не только моторок, но даже асфальтовых дорог почти не было, да и местные жители куда-то попрятались от дождя. Единственная встреченная нами дама-абориген разве что у виска не покрутила, услышав, куда мы собрались. Она заявила, что в такую погоду попасть в Плес - дело почти безнадежное, но, может, нам удастся сесть на автобус до какого-то Графкарьера, что ходит два раза в день...

После чего мы зачем-то уныло побрели сквозь грязь в сторону переправы через Волгу. Идти было неблизко...
И вот тут-то и произошло первое чудо - нас подобрал на своей машине пожилой священник из Волгореченска, подвез, денег не взял, да еще и развлек в пути душеспасительной беседой. Да и дождь в это время как по волшебству закончился.

Я потом в интернете посмотрела - очень интересный человек этот батюшка, в миру Петр Иванович Чулков, довольно известный в 60-70 годы мастер-ювелир, член Союза художников с 1966 года, личность весьма незаурядная, что и по разговору было понятно.

Он перевез нас на пароме на другой берег и подбросил в Волгореченск, откуда мы на двух перекладных автобусах добрались-таки до Плеса.

Городок в хмуром облачном мареве оказался настолько близким по колориту многим картинам работавшего здесь великого пейзажиста, что невозможно было глаз оторвать.

Вот эта церковь - просто сошла с картины "Над вечным покоем". Разве что крестов по соседству не хватает.

На самом деле Плес - город древний, основанный в 15 веке князем Василием I, тут и крепость была когда-то военная, и застава, и множество старинных храмов. Большая часть их сгорела.
И сейчас это прежде всего город Левитана, место, где его вдохновляло все - и волжская водная гладь, и окрестные деревеньки и храмы, и здешняя природа. Бывал он тут неоднократно, один, и с подругой Софьей Кувшинниковой, и с друзьями-живописцами.

О живописи напоминает многое в городке. Есть и явно туристические объекты.

К тому времени, как мы приехали в Плес, было уже почти пять часов вечера, и шансов попасть в дом Левитана, куда я так стремилась, у нас не было уже никаких.
И тогда произошло второе чудо - к пристани подошел круизный теплоход "Александр Невский", и в ожидании гостей оттуда музей не закрыли. До прихода теплоходной толпы мы успели в удовольствие пройтись по залам очень небольшого, но уютного и атмосферного дома и представить, как жилось тут художнику.
Дом Левитана

Кусочек интерьера:

По-моему, приятно жилось: тишина, покой, работа, Волга за окном...

Голубая лампа над столом в гостинной, звуки пианино, на котором вечерами играла Софья Кувшинникова, ее картины (неплохие, кстати) обнаружились в этом же доме.

А сама она сидит на набережной и ждет, кто бы с ней сфотографировался.

И еще один, ей посвященный, объект.

Ну и сам Исаак Ильич, собственной персоной.

Мы погуляли по городу и вернулись на такси в Кострому уже совсем поздним вечером.

Я вижу, что Юли сейчас нет в ЖЖ, но все же напишу. Спасибо большое! И за прекрасную компанию, и за приют; привет твоим мальчишкам, они у тебя очень славные, а Никита - просто прелесть!
Было очень приятно увидеться снова.