Индийский "обзор"

Apr 08, 2010 12:12

На Западе есть стереотипные представления о "русском" - Кремль там, матрешка, икона, собор Василия Блаженного... Так и с Индией: первое, что вспоминается из "красивого" - мавзолей Тадж-Махал. И понятно, почему, - он абсолютно совершенен с архитектурной точки зрения. Как только его белоснежный силуэт возник на экране, дети тут же спросили: "А мы будем его рисовать?"



Рисунок Каторкина Андрея, 9 лет

Будем, куда ж мы денемся...



Когда "отправляешься" со студией в новую страну, первое, о чем думаешь: в какой форме выстроить подачу материала. Иногда удобнее всего в хронологическом порядке: Древнее царство, Новое... Иногда - по сюжетам: под мифы о Персее даем скульптуру, под Геракла - вазопись. Или по видам искусства: отдельно архитектура, отдельно - фрески...

Принцип индийских занятий: "три эпохи - три религии".

Древняя Индия - это буддизм. Жизнеописание Будды и его учение, ступы и стамбхи, пещерные храмы Аджанты с изумительными фресками, древние скульптурные изображения - 32 канона красоты. Ответы на нормальные детские вопросы: "А почему у Будды такие большие уши?", "А чего он всегда спит?" И замечательные словечки "нирвана" и "медитация", которыми забавно пользуются теперь мои младшие дети...

А рисовали мы священный цветок Будды - лотос. Ибо именно эти цветы падали с неба в день его рождения, распускались под его ногами, когда он шел по земле. Лотос же стал троном Будды. Впрочем, это вообще священный цветок для Индии. А для нас - чудесное упражнение на акварельные заливки. Ибо нам предстоят китайское и японское рисование, а мы немного подзабыли, как работать с акварелью, и навыки эти нужно возобновлять.

В художественной школе подобные упражнения - заливки, растяжки - делают в аккуратно расчерченных квадратиках. Ну а мы - на лепестках лотоса.
Вот такие цветы получились. И белые


и розовые


и даже голубые-сиреневые:


Урок второй - индуизм. Брахма, рождающийся из лотоса. Вишну, являющийся на землю в разных аватарах-обличиях. Всемирный потоп. Пахтанье океана. Битвы с великанами. Приключения царевича Рамы в поисках красавицы Ситы. Веселый пастушок Кришна - помощник царя Арджуны. И Будда - девятое явление Вишну на земле. Хитрые индусы не стали отвергать незнакомого бога, а дружелюбно включили его в свой пантеон.

Сказка следует за сказкой. Дух захватывает. О боге Шиве - спасающим миры и разрушающем их. О его прекрасной жене Парвати (она же самоотверженная Сати, воинственная Дурга и чудовищная Кали). Об их забавных детях - шестиголовом Сканде и веселом обжоре Ганеше со слоновьей головой. И, наконец, хит сезона - похождения супер-обезьяны Ханумана, которого дети почему-то особенно полюбили.

Всю эту пеструю компанию мы с удовольствием лепили из пластилина. Батарейка в фотоаппарате села в неподходящий момент, поэтому отснять удалось совсем немного. Вот, например:

Сверху: Лакшми и Будда, внизу - Ганеша и Шива


Бог Вишну (сверху слева) и его аватары-превращения: человек-лев Нарасимха; воин Парашурама, пастух Кришна с флейтой:


Третья религия - ислам. Она гораздо позже приходит в Индию, в 11-12 веке, а расцвет исламского искусства наступает в эпоху Великих Моголов - в 16-17 веках. Но и сегодня там более 10 процентов мусульман. Поэтому - "исламский" ликбез: кто такой пророк Мухаммад и что такое Кааба, пять столпов веры, Коран и хадисы. И - красоты архитектуры: старинные резные минареты, соборная мечеть Дели, Фатехпур-Сикри - роскошный дворец Акбара, мавзолей Хумаюна и - как апофеоз - прекраснейший Тадж-Махал, красивая легенда, совершенство форм, волшебный райский сад.

Рисование Тадж-Махала замечательно по разнообразию изобразительных задач. Это

построение композиции по оси симметрии - рисуем фасад;
построение композиции по одной точке схода - планировка парка;
построение «перевернутой» композиции - если кто хочет отражение в воде.
А также
тоновой расклад (удаление от источника света) - если в небе есть светила;
светотеневая моделировка архитектуры - со стороны солнца минарет светлее, чем с обратной стороны.
Ну и так далее...

Это Тадж-Махалы моих дошкольников. Чудесные, мне кажется.


Старшие выбирали разные постройки. Кое-кто отважился даже на индуистские храмы, которые мы тоже посмотрели (я и Кхаджурахо показала, очень, правда, осторожно).


Сейчас мы уже вовсю рисуем Китай. Пейзажи в стиле "горы-воды" почти готовы, а в субботу будет детям моим еще счастье - писАть по-китайски.
Сама в предвкушении.

студия, Индия

Previous post Next post
Up