Совершенно неожиданно, так сложились обстоятельства, приняли участие в арт-квесте. Квест в пер. с англ. quest - загадка, головоломка, вопрос - распространенный ныне жанр игр, требующих от игроков решения умственных задач, загадок для продвижения по определенному сюжету. Было дано задание: посетить Третьяковскую галерею и отгадать загадки, описанные в «путевом листе». Напомню, что коллекция Третьяковской галереи изобразительного искусства XX века находится в относительно новом здании (открытие состоялось в 1983 году) на Крымском валу. Невысокий, но протяженный выставочный зал выстроен параллельно набережной Москвы-реки. Здание типичное для культурно-просветительских построек того времени, скучноватое и безликое. Однако входим в холл, приобретаем билеты: для учащихся бесплатно, взрослым - 350 р.
В соответствии с заданием начинаем добросовестно считать ступени и рояли в холле и на этажах, затем листаем книгу, лежащую с другими альбомами по ИЗО на третьем этаже, и вот уже спешим к первой найденной картине художницы Н.С. Гончаровой «Павлин под ярким солнцем (стиль египетский)» (1911).
Это и некоторые другие изображения взяты с официального сайта Третьяковки:
http:
http://www.tretyakovgallery.ru/ru/visitors/address/krimval Становится понятно, что тема нашего квеста - «Русский авангард».
Следующее задание позволяет установить связь между Натальей Гончаровой (кстати, находящейся в родстве с пушкинской Натали) и Михаилом Ларионовым, чьи картины также экспонируются в этом же зале: художники - супруги, которые, однако, зарегистрировали свой брак лишь спустя 50 лет совместного проживания. Их творчество положило начало первому абстрактному течению в России, названному «лучизм» (термин Ларионова): «беспредметные» образы линейных устремлений, скрещиваний, метаний, вызывающие ощущение динамики лучей, пронзающих стихию красочных пятен, красочного хаоса».
Далее переходим в зал, где необходимо по подсказкам найти пейзаж, написанный в 1912 году. Да это «Сиена. Пьяцца дель Кампо» П.П. Кончаловского!
http://www.artsait.ru/foto.php?art=k/konchalovsky/img/5 Попутно узнаем, что художник не только родственник Михалковых-Кончаловских, но и член художественного общества «Бубновый валет», был близок кубизму и фовизму. Признаться, я помнила только его «Сирень в корзине» по школьному учебнику русского языка для 5 класса.
Мы же ищем следующее полотно, принадлежащее другому художнику, которое объединяет архитектуру и звук. Это замечательная картина А.В. Лентулова «Звон. Колокольня Ивана Великого» (1915).
Узнаем, что об архитектуре высказывался и другой известный представитель русского авангарда: «Архитектор по своему существу всегда абстрактен, но если жизнь ставит задачу, чтобы он свои абстрактные формы построил, разместил так, чтобы образовались между ними полезные пространства, … т.е. сама жизнь … просит архитектора … одеть техническую … требуху в высшую форму духа Искусства …».
Кому принадлежат эти слова? Конечно же, основоположнику русского супрематизма Казимиру Малевичу. И, конечно, в следующем зале без труда находим его знаменитый «Чёрный квадрат» (1915).
Вот, что написано об этом известном полотне на сайте Третьяковки: «Черный квадрат стал символом нового понимания творчества в ХХ веке. Словно черным экраном закрыл Малевич историю фигуративного искусства. Мастер мечтал о живописи, которая творит, а не повторяет. Он считал, что произведения, основанные на натуре, «напоминают о живом столько, сколько юбки о женщине». Малевич представляет первооснову формы (квадрат) и первооснову цвета (белое и черное). Черное - отсутствие цвета, а белое - слияние всех цветов. Такое решение содержит в себе потенциальную возможность любой картины. «Квадрат не образ, как кнопка или штепсель - не ток», - писал Малевич. Невозможно подойти к этому произведению с привычными для зрителя критериями: красиво - некрасиво, жизненно - нежизненно, нравится - не нравится. На первый план выходит не эстетическое переживание действительности, а ценность самой идеи. «Черный квадрат» явился своеобразным манифестом супрематизма - направления в искусстве, созданного Малевичем».
А по мне, так художник просто обманул всех, закрасив в сердцах неудавшееся полотно чёрной краской!
Далее необходимо найти картину с изображением ещё одного итальянского города, подсказка: напротив «Квадрата» Малевича. Нашли, это картина Александры Экстер «Венеция. Панно» (1918).
И мя святого - покровителя Венеции (это следующая подсказка) - Св. Марк. Такое имя носил и следующий представитель авангардного направления в живописи начала XX века - Марк Шагал. На его известной картине «Над городом», где, кстати, изображен в бреющем полете над Витебском сам художник и его жена Бэлла, ищем некое зелёное животное, с первой буквы названия которого начинается фамилия другого выдающегося русского живописца, основоположника беспредметного искусства.
Маленькая зеленая козявка фигурка с рогами на картине - коза. А следовательно, художник, чьи картины размещены в этом же зале, - Кандинский. Работами Василия Кандинского - основоположника русского абстракционизма - можно любоваться бесконечно!
Затем нам предлагается вспомнить фамилии русских живописцев, которые были включены в «Русскую азбуку», представленную на открытии Олимпийских игр в Сочи. Мы вспомнили, а вы?
Подсказка:
http://www.youtube.com/watch?v=KIyaZirHLOA В последних заданиях, а скорее пожеланиях, квеста предлагается просто насладиться полотнами, размещенными в залах, что мы с удовольствием и сделали. Интересно было многое: и пролетарские шахматы, и посуда периода НЭПа, и скульптуры, и разного рода инсталляции, и картины, которые хорошо были известны нам по глянцевым иллюстрациям в журнале «Огонёк» (помните такое?)! Например, картина Ф.П. Решетникова "Опять двойка!"
Несколько работ, снятых тайком на телефон: пролетарские шахматы - Данько Н.Я. Шахматы "Красные и белые" (1922).
Ю.И. Пименов "Новая Москва"
С.А. Лучишкин "Шар улетел"
Э.А. Штейнберг "Композиция. Июнь. Триптих"
В.Д. Пивоваров "Московская вечеринка"
И несколько общих планов залов музея.
Виды из зала соцреализма на Музеон и набережную тоже замечательны!
Конечно, арт-квест - это только повод, начало, но очень интересное и увлекательное, для дальнейшего подробного знакомства с русским изобразительным искусством!