1. Введение
Группа Радиозебра существовала примерно 21 месяц - где-то с февраля 2005 по декабрь 2006 года. И за весь этот период было где-то 3, может 4 месяца когда мы не искали музыкантов.
Так вот, однажды я прочитал объявление примерно такого содержания «в группу, играющую инди-рок, требуется...» (допустим, гитарист, я уже точно не помню). Круто, подумал я. Наверное, это рок с индийскими напевами. Круто. С индийскими. Круто.
Скачал, конечно, демку. Нет, индийских напевов не было. «Тогда что ж такое инди?» - спросил я гугля.
Ну и он мне отвечает - «инди» - говорит он - «это сокращение от independent.» То есть группа, не имеющая контракта с одной из «major labels» - крупных звукозаписывающих компаний.
2. Ишь ты, а при чём тут стиль?
Спросил я себя. И не было мне ответа. Ну казалос6ь бы - есть у тебя контракт, нет у тебя контракта... И потом, у 100% (а то даже и у 200% :)) музыкантов на этом пресловутом musicforums НЕТ контракта не то что с major label, а даже с minor...
При чём тут стиль?
На самом деле, мне кажется непричём. Тут вопрос в другом - ведь не для кого не секрет, что стиль многих популярных исполнителей определяется спросом (вы слышали кусочки magnetic death металлики? есть на их сайте…). Как то так: «я бы играл вот так, но поскольку это не купят, а у меня контракт с major label, четверо детей и кредит на дом...»
Сложная позиция, неоднозначная. Мне кажется, что такой посыл лишь отчасти можно отнести к музыке. Я имею ввиду возможность сознательной коррекции того, что ты делаешь. Чуть-чуть можно, но в целом как в том анекдоте «три раза собирали, получается паровоз».
Поэтому, наверное, многие пишут «инди» чтобы подчеркнуть, что, мол, мы не определяем свой стиль по результатам маркетологических исследований.
Но вот вопрос - казалось бы - логичный. А какое это отношение имеет к нам (РФ я имею ввиду)? Ведь крупные звукозаписывающие корпорации - их четыре чтоли? - к нам имеют косвенное отношение, и контракты с ними ну человек десять по всей стране заключили. Ответ тоже логичный - чтобы найти ответ на него нужно пересилить себя и посмотреть два случайно выбранных концерта по центральному телевидению...
3. А теперь - к чему же я клоню? (о кризисе)
Сейчас у нас на слуху другой кризис - финансовый. Но мне кажется, что многим этот кризис, как и мне, достаточно паралелен. А вот кризис музыкальной индустрии - это уже интересно.
Как сказала в одном из своих интервью Инна Желанная «Это не только у нас, они тоже не собирают полные залы» (имея ввиду «попсовиков»).
И, собственно, размышления о том, что появилось множество людей говорящих, что они Инди (я, опять же, не про 1 млрд индусов), а также о том, что начиная с конца 90х наметился устойчивый спад в прибылях музыкальных деятелей и навело меня вот на какую мысль - а не имеем ли мы дело с «возвратом в устойчивое состояние»? (простите за мой технический...)
4. А теперь - мысль.
Мне думается, что нормальное состояние музыкантов - это небольшая группа поклонников, неогромные продажи и немировая известность. А те баснословные прибыли, которые были в 70-80-90 - это, скорее, отклонение от нормы, а не устойчивая тенденция. Вот, к примеру, И. С. Бах. Работал органистом и должен был к каждой воскресной службе сочинять по хоралу. Стадионов не собирал. Или Майлс Дэйвис. Он даже несколько раз собирал стадионы - но это было в 70-80-90 (то есть в тот период, который я бы считал феноменальным). Но - было продано «более 500 тысяч копий альбома Bitches Brew и он считается самым продаваемым альбомом в истории джаза». То есть... полмиллиона...
То есть - не надо впадать в эйфорию и смотреть концерты Queen. Не надо смотреть концерты AC/DC. В смысле - смотреть и думать, что кто-нибудь ещё сможет выйти на такой уровень продаж (популярности... чего ещё? Не знаю, все слова какие-то неприличные получаются...) - грубо говоря, если вы музыкант - не смотрите, что музыкант A (или B, или C) миллионер - это случайность, а не тенденция. Он просто выиграл в лотерею.
5. Циклическая форма
А теперь вернёмся к началу, к инди-року (инди-попу, инди-джазу, инди...). Мне думается, что всё это «инди» - это не просто модное, это не какой-то выпендреж. Не «web 2.0» если хотите. Это так оно и будет. Просто со временем музыкальные корпорации поймут, что сверх прибылей (или просто прибылей) уже не будет и переключатся на наркотики (например) или взрывчатку (например) или на поливитамины (например). И этот хвостик «инди» сам по себе отпадёт - как у ящерки. Потому что все будут инди. Потому что все будут собирать небольшие залы и работать для узкого круга ценителей.
И будет так (например):
Афиша клуба «артерия».
12 февраля фестиваль «Даждь»
13 февраля Бритни Спирс
6. Йо-хо-хо
И музыкальное пиратство, как мне кажется, скоро умрет вместе с музыкальными корпорациями. Просто потому, что не будет сверхприбылей.
Да и вообще….
7. Я собственно к чему клоню
Я к тому клоню, что нужно, как мне кажется, если кто из музыкантов до сюда дочитал - ну кроме меня - нужно ориентироваться на кризисное и посткризисное состояние «музыкальной индустрии». Не надо забивать себе голову нашим (ненашим и т.п.) радио, mtv, концертами в олимпийском и платиновыми дисками. По ходу, ничего этого НИ У КОГО не будет. Mtv и наше (ненаше и т.п.) радио разорятся, в олимпийском будут только исключительно чемпионаты дзюдо.
Поэтому - давайте делать то, что нам НРАВИТЬСЯ делать и искать небольшую группу людей, которым понравиться это слушать/видеть. Не будем стрелять из ракетной установки Град по воробьям. А возьмём СВД* и заляжем в удобной позиции.
Как-то так.
* СВД - снайперская винтовка драгунова.