видимо из меня хреновый училка, ибо я пытаюсь учить студентов критическому, объективному и индивидуальному мышлению (впротивовес тому, что им там вдалбливают частенько), но шото нихера у меня пока не вышло.
во вторник студентка приносит на зачет бумажку, которую написала за вечер после концерта билла эванса (об нём же). я читаю, указываю на незначительные ошибки, а потом упираюсь в строчку: "ну и, конечно же, влияние майлза девиса".
я ее спрашиваю: "скажите, а где вы у группы soulgrass нашли влияние майлза???"
в ответ мощнейший аргумент: "ну эванс же у него играл".
"да, блин, играл. но вот где именно или в чем вы услышали майлза девиса? они полконцерта просто валили рокешник образца 70-го года."
девушка молчит и мнется. (она получает высшее музыкальное образование, кстати).
я: "ну это они все говорят, а мне именно вчера эванс лишний раз рассказал, что девис их воспитывал людьми с индивидуальным подходом и погнал бы в шею, если бы те под него косили"
и тут совершенно обескураживающий аргумент: "ну я же не могу знать так много, как вы".
и вот спрашивается, а что же тут знать такого-то, а? та вокруг меня с десяток людей, знающих в 10 раз больше. и что? ну вот если своими ушами не слышишь, что нет там влияния, то подойди и спроси - чувак стоял 20 минут с поклонниками общался, был готов к диалогу, а его гитарист курил и болтал с басистом и тоже с поклонниками. ну вот что тут военного???
девочка стоит, клыпает большими очыма, и не может понять, о чем это я вообще. в парадигму ее мышления вписывается "влияние девиса, патамушо играли вместе", но напрочь не вписывается вариант подойти к музыканту и спросить что-то. я сейчас не о том, что она должна была это сделать, это не ее профессия, а я о стереотипности мышления и полнейшей славянской закомплексованности.
когда выяснилось, что в институтской программе у булочки промелькнул юзер cellocomp, то я спокойно попросил у него телефон для нее, и он рассказал всё, что надо было, и ваще они с золтаном уже приятели. в нашем деле чем больше музыковед или журналист стесняется спросить у автора или другого профи, тем больше он начинеат придумывать отсебятины, выглядя, чаще всего, полным идиотом.
я вообще себе за правило взял, если есть такая возможность, звонить или писать музыкантам, когда я в чем-то не уверен, и уточнять. музыканты в свою очередь с радостью (и иногда уважением) рассказывают ответы на самые тупые мои вопросы, ибо понимают, что в данном случае будет написано одной глупостью меньше.
но мне, сука, так и не удалось дать понять студентам, что если прямо перед тобой стоит музыкант, а у тебя есть вопросы по поводу его музыки, то самый простой, короткий и правильный вариант - подойти к нему и спросить. а не читать 10 книг и пачку статей, которые о нем понаписывали заумные самоутверждающиеся очкарики. к нему, а не ко мне, или леше когану, или дяде с тётей. практика показывает, что даже самый зверски настроенный и уставший артист, услышав вопрос по делу, с радостью ответит, будь ты журналистом, или студентом, или прохожим.
это я к тому, что с мышлением у людей в нашей стране что-то неладное творится. совок изрядно нас попортил, ребята. и по сей день продолжает топтать своими большими чугунными копытами.