Heineken Open'er 2013. Отчёт.

Jul 14, 2013 01:20

Что такое Heineken Open'er Festival? Это один из лучших музыкальных фестивалей Европы, который проходит в Польше и длится 4 дня. Средняя посещаемость фестиваля - 45000-70000 человек.



На фестивале есть зона кемпинга, в которой были десятки тысяч палаток. Кемпинг становится чем-то вроде города, со своими правилами, жителями, полицией и магазинами. Любой хороший фестиваль отличается хорошей атмосферой. Большинство людей на фесте были в хорошем настроении, глаза горели, а музыка в кемпинге слышна круглосуточно (если не от сцен, то от ближайших кафешек или автомобилей на парковке). Все вокруг очень приветливые - для фестиваля вполне нормально когда кто-то просто даст тебе "пять", скажет привет или завяжет с тобой разговор. А еще там очень приветливые секьюрити. Нам, жителям угрюмой страны, это было несколько непривычно, но очень приятно. В фестивальной зоне пиво льётся рекой, животы набиты местной кухней, а среди людей нередко встречаются яркие ребята в костюмах тигра, гориллы или индейского вождя. Во время дождя можно увидеть на открытой парковке счастливого человека, который лежит на крыше своей машины. А рядом с ним компания хипстеров танцует часами под модный инди-коллектив у олдскульной машины с откидывающейся крышей. Казалось, что поставь возле себя магнитофон, нажми на Play, и возле тебя тут же соберётся толпа хипстоты, которая будет танчить до последней батарейки.
Сам фест каждый день открывался в 16:00, а закрывался с рассветом. После феста все шли в кемпинг и многие продолжали праздник. Когда эти люди спят?

Минутка занудства.
Я уже был на этом фесте 3 года назад, и, честно говоря, я не могу сказать, что фест стал лучше. Хотя возможно, что это всего лишь связано с тем, что в этот раз мне уже было с чем сравнивать.
У меня создалось впечатление, что в этом году организаторы перестали делать праздник, а стали делать условия. Они просто предоставили нам за деньги место куда поставить палатку, где жить и кушать, организовали сцены и всю сопутствующую им инфраструктуру. Исчезла фестивальная газета, которая выходила каждый день, с фестиваля исчезли всякие бесплатные промо-ништячки от различных вендоров, а пить пиво можно стало только в merchandising area. Создавалось впечатление, что на фестивале появился свой Брежнев, и у них теперь "эпоха застоя".
Даже не смотря на это, даже не смотря на слабый (на мой вкус) лайнап, фестиваль мне понравился. Да и разве можно чувствовать себя плохо на фестивале, когда вокруг столько счастливых людей?

ПУТЬ.
Нас было четверо. В связи с тем, что виза у нас была литовская, то мы решили перестраховаться и поехали через Вильнюс. В итоге у нас получился зигзаг на карте: Минск - Вильнюс - Варшава - Гдыня. Дорога в ту сторону заняла около 35 часов, 20 из которых были проведены в транспорте.


Минск - Вильнюс: 2.5 часа поездом. Невероятно быстро прошли пограничный контроль.
Вильнюс - Варшава: около 10 часов, ночной автобус Simple Express (wifi, розетки, планшет у каждого кресла, туалет, кондиционер).
Погуляли немного рано утром по малолюдной старой Варшаве и внезапно узнали, что в центре в связи с ремонтом не работает метро. Пришлось ехать на такси чтобы успеть на PolskiBus.
Варшава - Гданьск: 4.5 часа. В "польском бусе" раздавали мороженое, воду, соки, булочки, печеньки. Вайфай, розетки, кондиционер, туалет (пусть и для карликов).
Из Гданьска мы сразу же сели на электричку до Гдыни, пол часа в пути, мы в Гдыне. Пара часов в городе, и мы садимся на фестивальный автобус (бесплатно из Гдыни до феста, идёт 20 минут, ходит раз в 10 минут). Меняем электронные билеты на "опаски", ставим палатки. Всё. Можно чекиниться.


Фестиваль. ДЕНЬ 1.
Перед фестивалем мы с утра поехали в Гданьск, благо до него всего 45 км.. Невероятно красивый город. Он мне понравился даже больше Варшавы. Самое большое впечатление в Гданьске - это когда ты идёшь по великолепной улице Длуга, рядом красивая Ратуша, солнце, туристы, кафешки, уличные музыканты.. И начинает играть красивая церковная музыка из Ратуши.. Я не верующий, но какой же это был волшебный момент.. Настоятельно рекомендую Гданьск.
Я восхищаюсь европейцами и поляками в частности за то, что они бережно восстановили старый облик городов, которые были разрушены во время войны.

В этот раз мне уже не хотелось послушать как можно больше групп, тем более, что я готовился к фесту (предварительно послушал практически всех исполнителей). Поэтому фест для меня начался с группы Editors. Для меня большая загадка почему организаторы поставили эту группу первой (!) на главную сцену. Хоть бы разогрев какой-то был.. Ведь Editors - не самая динамичная группа.. Может быть поэтому моя оценка их выступления лишь "хорошо".


А потом были легенды. Blur. Никогда не был их большим поклонником, но то, что они большая группа - чувствовалось. Даже несмотря на несколько проходных треков (что странно для группы, которой 25 лет), даже несмотря на заметную звёздную болезнь Дэймона Албарна, было заметно, что на сцене большие профессионалы. Это было шоу. А еще они сыграли песню "Tender". Come on, come on, get through it, come on, come on, love's the greatest thing. I'm waiting for that feeling to come. Oh my baby, oh my baby, oh why, oh why?


Потом мы быстро пошли в Tent Stage, на которой уже заканчивала играть весьма любопытная группа Alt-J. К сожалению я успел лишь на 4 их песни. Но было здорово.
Tent Stage отличается от Open'er Stage (ex "Main Stage") тем, что там есть крыша :), что создаёт особенную акустику - звук со сцены там намного лучше, а толпу очень хорошо слышно, что создаёт великолепную атмосферу.
А потом были Crystal Castles. Абсолютно ёб**тая вокалистка, дикие крики в микрофон, которые пройдя через кучу цифровых эффектов достаточно гармонично кладутся на электронный хипсто-грув. Самое большое впечатление с их выступления - это басы. БАСЫЫЫ! БАСЫ! Я в жизни таких басов не слышал! Ты их не только слышишь, ты в первую очередь чувствуешь их физически. Даже на расстоянии 100 метров от сцены внутри туалета тряслись стены от басов. А у сцены так вообще.. Необычное ощущение.

Фестиваль. ДЕНЬ 2.
Перед фестивалем я встретился со своими питерскими друзьями и мы вшестером поехали в Сопот и Гдыню. Забавно, но три города (Гданьск, Сопот, Гдыня), которые стали агломерацией, заметно отличаются друг от друга. Гдыня - типичный не хватающий звёзд с неба европейский городок, Сопот - курортный, Гданьск - город с великолепной архитектурой. (Фото с моей поездки можно посмотреть здесь)
К вечеру пошёл небольшой дождик, все люди надели дождевики и сапоги. В целом с погодой нам повезло - за весь фест температура в тени не поднималась выше 25, единственный дождь был только в этот день, поэтому грязи не было.
Ну а вообще в той местности очень активное солнце и холодные ночи. Поэтому на солнце было невероятное пекло, в тени прохладно, а вечером и ночью жуткий дубак.
Группа Tame Impala явно не для Main Stage. Чувствуется, что они еще зелёные, а ужасный видеоряд за их спинами лишь подтверждал это.
Arctic Monkeys. Можно я не буду ничего о них говорить? Мне стало скучно и я пошёл пить пиво.
Существует теория заговора, что на фестивалях пиво разбавляют, чтобы люди больше его могли выпить. Так вот я выпил на Arctic Monkeys три бокала подряд (до феста было еще три), о чем потом очень пожалел, т.к. пропустил Matisyahu, Ника Кейва и Марию Пэшэк. А пропустил потому что напился, на музыку мне стало пофиг, и я от скуки пошёл в кемпинг спать. =\

Фестиваль. ДЕНЬ 3.
Последующие дни до фестиваля мы провели в кемпинге т.к. погода была ясной, а на солнце был ад. Все это время мы валялись в палатке, или в теньке под ветками деревьев, кушая жареные колбаски и запивая их пивом, покуривая ментоловый Luckies.
Кстати, я придумал новый термин для того состояния, в котором пребывают большинство людей на фестивале. Я назвал это "фестивальным синдромом". Первопричиной этого состояния является долгая изнурительная дорога и отсутствие нормального сна. К постоянной сонливости (а выспаться там невозможно - ночью музыка гремит тоже, а люди в соседних палатках продолжают громко тусить) и сломанным биологическим часам добавляется еще и алкогольное опьянение: пиво мы пили с самого утра, что лишь усиливало сонливость. Но для полноты картины нужно добавить еще и то, что мы были опьянены Европой, городами, людьми вокруг и самим фестивалем. А еще в этом состоянии становится дискомфортно, когда не слышно музыки. Вот такие вот счастливые зомби, которым нужна кровь, мясо и кишки музыка :)
Третий день фестиваля характеризовало то, что было достаточно много людей за 35. Все же формат фестиваля, как правило, рассчитан на современную актуальную музыку, а третий день организаторы сделали достаточно тяжёлым и олдскульным.
Первой группой, на которую я в этот день пошёл были Skunk Anansie. Я был на их выступлении три года назад, поэтому не ожидал от них "эффекта wow". Но должен признать, что их выступление - одно из лучших на всём фестивале. Вокалистка очень здорово работала с публикой, а в конце просто зашла в толпу и стала оттуда петь. Очень смелая и открытая фронтвумен.
Потом были Queens of the Stone Age. Они, пожалуй, единственная группа из всего лайнапа, на чей концерт я действительно очень сильно хотел. Ребята не разочаровали. Более того, Джош Хомм сказал, что публика на фестивале - лучшая за их тур. И я ему верю.

image Click to view



image Click to view



The National из тех групп, которыми очень легко проникнуться живьём, но не просто по студийным записям. Здорово.


Фестиваль. ДЕНЬ 4.
Последний фестивальный день начался для меня с, пожалуй, главного хедлайнера всего фестиваля - Kings of Leon. Какая же тьма людей была там! Подобраться на сколь-нибудь близкое расстояние к сцене было абсолютно анриал. Про их выступление могу сказать, что ребята действительно жгли. Особенно понравился их свет и визуальный ряд. Ребята однозначно молодцы.


После них абсолютное большинство ушли на Devendra Banhart и Animal Collective. Я же предпочёл взглянуть своими глазами на Джонни Гринвуда (гитариста Radiohead). Людей было настолько мало, что я без проблем стал в первом ряду у самой сцены. Перед его выступлением вышел главный организатор и поблагодарил всех, сказал что сейчас будет последнее выступление в рамках фестиваля на этой главной сцене. Вышел Джонни Гринвуд (между прочим, один из лучших гитаристов современности), и погрузил всех в транс соло-исполнением композиции Стива Райха "Electric Counterpoint" длиною в минут 20. Джонни ушёл, сказав губами "thank you". Несколько минут спустя вышел сам Стив Райх и сыграл эту же песню с оркестром из 18 человек, но на этот раз исполнение длилось минут 30. Любопытно, что фоном для их выступления стала нарезка видео с этого же фестиваля. И вот в таком вот минималистичном трансе мы смотрели на себя самих же. Сначала был показана в тайм-лапсе пустая фестивальная зона, потом как ее постепенно заполняют люди. А потом в слоу-моушен показывают счастливых людей из толпы, которые танцуют, подпевают.. В этом было что-то особенное. Я никогда раньше такого ощущения не испытывал. Это было отличным окончанием фестиваля.

...

Но фестиваль на этом закончился лишь для самых слабых! :) На третьей по значимости сцене AlterClub Stage в половину третьего ночи должны были играть беларуские группы Harotnica и NRM, которые, кстати, были самыми последними на фестивале, пусть и не на главной сцене.
И вот прихожу я такой туда с БЧБ-сцягом за 15 минут до начала, а там у сцены стоит человек десять. "Мда..", подумал было я. Но стоило выйти группе Harotnica, как со всех сторон начали сползаться те, кто еще не ушёл спать. В итоге 1-2 сотни людей все же собралась послушать глубокой ночью беларусов. Более того, большинство составляли (как всегда) поляки, и они очень активно танчили и даже подпевали на NRM.
Harotnica были хороши, девушка хорошо поёт. Исключительно концертная музыка, не лишённая тем не менее колорита. Огорчило лишь то, что их девушка поленилась выучить пару фраз на польском, в итоге со сцены доносились фразы на плохом английском.
В 4 ночи вышли NRM и сыграли 5 песен. Кроме моего сцяга было еще два. Беларусов было немного - около 10-20 человек. Перед их выступлением кто-то раздал всем желающим "золотые" плащи. Пит Павлов объяснил, что мы пойдём "спотыкач суонцэ". Эта акция - повторенение аналогичного прошлогоднего арт-перфоманса, который прошёл в Минске:

"Польский художник Павел Альтхамер отметился в Минске еще год назад, когда шокировал заспанное летнее утро белорусской столицы шествием «золотых человечков» - десятков людей, одетых в золотые костюмы, которые в четыре часа утра спокойно прошлись по главному проспекту города, не встретив ни одного замечания со стороны милиции. [...] На Open'er непосредственно же выяснилось, что лучи и солнечная тема вообще связаны с вопросом свободы в Беларуси."



Встречать солнце мы пошли к морю, до которого было не менее 30 минут пешком. В половину пятого ночи (точнее утра) после многочасового дэнса, заметьте. До моря дошло человек 70. Самые смелые (человек 15) даже искупались в "kurwa zimnym" море.
И это стало действительно отличным окончанием фестиваля.



...

На следующий день мы съездили на шоппинг в Гданьск, после чего заглянули одним глазком на бесплатный концерт Рианны. Следующим утром собрали вещи и уехали в Варшаву. Там мы провели еще почти два дня и поехали домой через Белосток.

...

PS. Иногда я смотрю на своих знакомых, которые покупают машины, огромные телевизоры или просто спускают деньги на ветер.. и в то же время они никогда не были в Европе. Глупцы. "Trevelling is the only thing you buy that makes you reacher."

фестиваль, концерты, путешествую, отчет, Европа, heineken open'er

Previous post Next post
Up