В прошлую субботу, 21 августа, в Монино, в музее ВВС, прошел День открытых дверей, по такому случаю несколько экспонатов были открыты для посещения. Поехал туда специально посмотреть на то, как удалось реставраторам-энтузиастам восстановить салон Ту-144-го.
На месте оказался к открытию, к 10 утра, но народ дальше ворот не пропускали, открытие несколько припозднилось, посетители тем временем развлекались осмотром торговых лотков сгруппировавшихся у входа.
Спустя некоторое время ожидание было вознаграждено, поток посетителей пересек ворота и стал рассасываться по территории музея. Экспонатом, привлекшим внимание первых мальчишек прошедших на территорию оказался Ми-12, бОльшей частью все устремились к нему. У меня же была другая цель, потому вертолет остался позади.
1. Вот он, Ту-144, только было собрался встать на трап, сверху говорят, что еще минут 15-20 в самолет заходить нельзя. Ничего, подождем, мы не торопимся. А через пару минут ожидание было вознаграждено приглашением войти в самолет уже со съемочной группой местного телеканала. Они решили снять сюжет с посетителями, так мы и попали на борт :)
Внутри целиком и полностью окунаешься в советскую эпоху, для бОльшей правдоподобности даже газеты на столиках из того времени, далекого 69-го года, когда Ту-144 впервые поднялся в воздух.
2. первый салон, даже шторки на окнах работают, правда трогаешь их с большой осторожностью, жалко будет если от ветхости и чрезмерного приложения усилий что-то сломается
3. помимо газет, эпоху тех времен воссоздают и другие атрибуты: лимонад, чашка аэрофлотовская, санитарный пакет :)
4. иллюминатор зацарапан, но все же позволяет разглядеть окружающий мир
5. свет, вентиляция, кнопка вызова стюардессы - все, как и интерьер самолета, соответствует той эпохе и восстановлено трудами реставраторов-энтузиастов
6. сборник хитов :) посвященный небу и самолетам
7. съемочная группа за работой
8. энтузиастами выполнена громадная работа, перенабивка кресел, обтяжка декоративных панелей интерьера, ковровые покрытия на полу, да просто уборка от пыли и грязи, скопившейся на всем за годы стоянки без присмотра.
9. первый салон самый просторный, схема 2+1
10.
11. так выглядел пассажир той эпохи :)
12. пристегните привязные ремни, наш самолет начинает свой полет!
13. второй салон, более демократичен, схема 3+2, у Конкорда, для сравнения, схема 2+2, фюзеляж у него мЕньшего диаметра
14. служебный тамбур и рабочее место стюардесс, тогда еще не практиковались ланч-боксы и консервы со шпротами открывались вручную :)
15. запасный выход, инструкция посложнее чем стандартное "выдерни шнур..."
16. панель управления освещением на борту, кислородные маски тогда еще не встраивались над пассажирскими местами, а должны были разноситься стюардессами.
17. проходим в кабину пилотов, фрагмент панели борттехника
18. места пилотов, носовая часть поднята в полетное положение, поэтому землю видно только в боковые окна
19. рабочее место первого пилота, на штурвале впервые примененное устройство автоматического захода на посадку, разработка КБ Туполева, обеспечивало автоматический заход на посадку по второй категории ИКАО (40 м высоты и 400 м видимости)
20. пофотографировавшись вдоволь в самолете мы прошлись по остальной экспозиции музея, тут вы видите на переднем плане штурмовик Су-25, позади него очередь на посещение Ту-144
21. МиГ-29 фронтовой истребитель, мой одногодка :) первый полет в 1977 году
22. супертяжеловоз тех времен "Антей" Ан-22, груз 60 тонн или 150 десантников (можно наверно и больше, только тесно будет), в ВВС РФ до сих пор летают несколько бортов.
Этот борт 09334, после грубой посадки в 1987 году, был отремонтирован и передан музею.
23. Ми-26 самый большой и грузоподъемный серийный вертолет в мире, даже американская армия в Афганистане зачастую обращается за помощью к российским вертолетчикам с просьбами об эвакуации техники, которую своими силами переместить не могут
24. Т-4, единственный экземпляр Суховской "Сотки" - стратегического сверхзвукового бомбардировщика, цельнотитанового самолета, после первого полета на сверхзвуке потерявшего всю свою окраску от трения о воздух. Проект в жизнь не пошел предположительно из-за трудоемкости обработки материалов и высокой стоимости изготовления.
25.
26. благодаря реставраторам-энтузиастам праздник в Монино получился очень живым и интересным, вот к примеру работающий патефон, звук конечно сильно уступает даже самому простейшему мобильнику с рингтонами, но зато какая вещь, раритет!
27. санитарный самолет сопровождался симпатичной девушкой санинструктором
28. летающий госпиталь - Ли-2 еще и звезда нескольких отечественных фильмов
29. и напоследок о грустном, реформирование армии такая сложная и непонятная штука, вот кому мешают красные звезды на знаменах под которыми воевали за нас с вами наши предки? почему в новом виде знамени ВВС нет этой значимой символики? Ну убрали серп и молот, раз так режет глаз символика ушедшей эпохи, это понять можно, но нет, сначала в ВВС на бортах все звезды изуродовали цветными каемками, теперь и со знамени убрали. И основа ВВС теперь крылья того орла-мутанта о двух головах, как вам такое?
Кто подскажет - где можно купить знамя старого образца? размером так метр на два, 3*4?!
В качестве небольшого итога: этот визит в Монино понравился мне больше чем предыдущие все вместе взятые - в этот раз музей не навевал ощущения кладбища с табличками "родился-женился-умер". И это радует, есть еще люди которых беспокоит история хоть и советской, но нашей авиации и СПАСИБО им за это огромное! За все их труды!
Полный альбом фотографий можно посмотреть
здесь.