В прошлую субботу в Кубинке проходило празднование 100-летия Качинского Высшего Военного Авиационного Училища Летчиков имени А.Ф. Мясникова (КВВАУЛ). По такому случаю на базе собрались выпускники училища и были приглашены все сочуствующие и "больные" авиацией. По такому знаменательному поводу анонсировали интересную и большую программу, жаль не все пошло так, как было запланировано, но против природы не попрешь.
История училища началась в 1910 году с Севастопольской офицерской школы авиации и продолжается до сих пор в заслугах ее выпускников, несмотря на то, что само училище было расформировано в 1998 году, в соответствии с приказом министра обороны №397 от 06.11.1977.
Больше всего понравилось то, что из годовщины устроили такое вот открытое и интересное мероприятие, а ведь вполне могли устроить празднование в узком кругу, своего рода встречу выпускников.
Я, как только прочитал анонс мероприятия, решил - еду. И вот оно, ранее субботнее утро и первое огорчение - дым от лесных пожаров затянул небо над аэродромом. Видимость очень низкая и становится еще хуже. Полеты под вопросом, жирным таким вопросом.
Приехали мы заранее и стали ждать развития событий, на площадке уже установили на растерзание на смотрины Су-35 и МиГ-29 в окраске пилотажных групп, позже к ним выкатили еще и Ан-30. Интересная деталь, бортовой номер Су-35 на стоянке был 5, а в полетах участвовал Су-27 бортовой 05.
С разведки погоды вернулся один из бортов Витязей, стало ясно что старт и посадка сегодня совсем в противоположном направлении, чем во время майского показа и с этого торца ВПП ничего интересного увидеть не получится.
1. 9:30 утра, вид на демонстрационную базу аэродрома со стороны торца ВПП - это еще при обработке удалена бОльшая часть дымки
Тренировка все не начиналась, поэтому мы покинули торец ВПП и отправились на территорию аэродрома, решено было оставить транспорт на плацу у дома офицеров и пройти через 1-е КПП. На КПП стояли в наряде как солдаты, так и милиция, проводился случайный досмотр, мы прошли без вопросов, а следом за нами услышали: покажите что у вас в пакете... Прошли по аллее, мимо штабов и столовых, но не оставили без внимания стенды с информацией о центре.
2.
На площадке перед самолетами играл оркестр, перед ангарами развернулись несколько точек по торговле пивом/квасом/водой, по периметру площадки стояли лотки с сувенирной символикой. Понравился набор магнитов из шести самолетов Су-27 в раскраске "Русских Витязей", каждый со своим бортовым номером, так, чтобы можно было на свой вкус составлять "ромб" или другие полетные порядки.
3.
Статическая выставка была популярна среди зрителей, к стремянке у Су-35 выстроилась длинная очередь чтобы сфотографироваться у кабины самолета. Другие посетители фотографировались на плоскостях самолета, у сопел и ниш шасси, довольно интересно было наблюдать...
4.
Объявления ведущего о программе сложно было услышать если не находишься поблизости от площадки с акустикой, поэтому о представлении десантников 45-го полка ВДВ мы услышали только по начавшейся стрельбе в воздух. К этому моменту площадка была оцеплена зрителями в 5-6 рядов и что-либо увидеть было сложно. А фотографии поверх голов получились такими:
5.
Несколько фото зрителей:
6.
7.
После традиционного рукопашного боя, битья кирпичей и бордюрного камня наступила музыкальная пауза, в этот раз ее проводил автор и исполнитель Николай Анисимов. Одним постом ранее в блоге можете посмотреть пару видеороликов с песнями в его исполнении.
8.
Зрителей собралось прилично и несмотря на духоту и жару Николай исполнил несколько своих уже известных песен и вдобавок к ним две новые: посвященную пилотажной группе "Стрижи" и "Грачи прилетели". Выступление Николая неожиданно прервалось обрывом электропроводки.
9.
Постояв около 20 минут в очереди удалось купить несколько бутылочек кваса, как тут же услышал звук взлетающего самолета - на метеоразведку ушел один из Стрижей. Условия для пилотажа улучшились и разведчик выполнил небольшую программу сольного пилотажа на радость всем собравшимся.
10.
Естественно фото несколько улучшено, дым максимально прибран при обработке.
11.
Метеоразведчик сообщил на землю параметры видимости и зашел на посадку, мы тем временем обосновались у края оцепления, уже за пределами площадки демонстрационной базы, столько народу здесь собралось. В разы больше, чем во время майского показа, на 90-летие Кожедуба. Среди зрителей оказался и владелец радиосканера с авиационными частотами, благодаря которому мы узнали о запуске группы из первоисточника. Но это было позже, а пока мы рассматривали стоящий неподалеку облезший странно раскрашенный Ил-20, самолет РЭБ созданный на базе Ил-18.
12.
Разведчик приземлился и прокатился по рулежке перед собравшимися зрителями, смешанное милицейско-десантное оцепление было прорвано, все выстроились вдоль бровки рулежки и махали/фотографировали.
13.
14.
И снова ожидание, рассматриваем стоящий на поле самолет через свои зум-объективы, борт-то оказывается из Липецкого центра!
15.
Вдалеке на рулежке некая вип-персона в сопровождении военных :) дали девушке фуражку для маскировки, а как пользоваться - не объяснили, вот и мучалась бедная, то так ее держит, то эдак...
16.
17. вид на стоянку, пилотажники где-то очень далеко...
Но вот радио заговорило и сообщило долгожданное - "взлет группе!"
Первыми взлетели Русские Витязи, как я говорил ранее, старт был вынесен на противоположный край ВПП и руление к нему, разбег - нам видно не было, более-менее видно было момент отрыва и набор высоты.
18.
Момент начала уборки шасси, выглядит довольно интересно и комично - основные стойки расходятся немного в стороны и потом складываются, такой цыпленок с лапками врастопырку получается :)
19.
Сделав пару кругов над аэродромом витязи уходят в зону ожидания.
20.
Местами засветка солнца в дыму дает хороший контровой свет, вот такие силуэты красивые отрисовываются.
21.
Где-то за этой РЛС происходит выруливание на исполнительный группы Стрижей, команда "взлет разрешен", рев двигателей и вот показались МиГ-29-е.
22.
23.
Стрижи выполнили программу пилотажа группой, из-за дыма нереально было что-то увидеть дальше пятисот метров, на удалении силуэты самолетов сливались с серой пеленой, кто-то все же пытался фотографировать и снимать на видео, особенно весело было смотреть на вздернутые в воздух руки с мобильниками :)
24.
25.
26.
После пилотажа группой три Стрижа вернулись и по рулежке мимо зрителей отправились к себе на стоянку, сольный Стриж выполнил еще несколько фигур и уступил небо Витязям.
27.
28. Зрители приветствуют пилотов.
29. На этом я перестал пытаться снять что-то вразумительное и просто смотрел пилотаж Витязей, все равно кадры с майского выступления у меня есть и они намного лучшего качества.
Послесловие:
Я считаю, в целом, праздник удался, встретились знакомые друг другу летчики, вспомнили былое, пообщались, порадовались друг за друга, помянули ушедших товарищей. Пилотаж хоть и был сильно урезан по погодным причинам, но порадовал. Все-таки такого зрелища, в такой близости ни на каком МАКСе не увидишь. Конечно многое было скомкано, но таковы реалии, столь массовое мероприятие в Кубинке проводится редко и наработок никаких у организаторов наверно нет. Тех же десантников посмотреть внятно удалось только первым двум рядам. Порадовал своим выступлением Николай Анисимов, насколько понимаю из общения на форуме - петь на такую большую публику не планировалось и только по просьбе организаторов, для заполнения нелетной погоды, концерт состоялся. Спасибо!
Надеюсь, в свете последних событий, это было не последнее посещение Кубинки, будут еще пилоты нас радовать своими полетами.
По клику на любом фото открывается полный альбом (порядка 50 фотографий).