В продолжение темы "Дикой полыни"

Sep 21, 2021 14:22

Была ли антисионистская пропаганда в брежневском СССР антисемитской? Это неоднозначно. Выскажу свое мнение, не настаивая на его истинности. Возражения приветствуются.

Просмотрел (точнее, прослушал в качестве звукового фона) два фильма, выпущенных в 70-80 годы в СССР.

Первый называется "Тайное и явное. Цели и деяния сионистов". Фильм был снят в 1973 году, но "показать его так и не решились". Фильм был забракован и положен на полку. О том, почему он был забракован, выскажу свои предположения позже.

Многие кадры и сюжеты этого фильма можно было бы вставить в "Вечный жид" (Der Ewige Jude), снятый нацистами в 1940 году, и никто не заметил бы накладку и подмену. Фильм начинается с показа скульптуры "Лаокоон", персонажи которой оплетены змеями, а заканчивается показом дерева, оплетенного паутиной так плотно, что несчастное дерево погибает (таймкод 1:25:20). Заканчивается эпизод ожиданием очистительной бури, которая освободит наконец это дерево.
В "Тайном и явном" интересно еще то, что там в крайне негативном свете показан иудаизм. Сионизм, типа, не содержит ничего нового кроме того, что всегда присутствовало в иудаизме (таймкод 9:20 и далее). Упоминается и зверский кошерный забой животных, тут прямая перекличка в "Вечным жидом". Правда, в немецком фильме эта сцена показана, а в советском от этого воздержались.

image Click to view



Очень интересно еще и вот что. Начиная с таймкода 1:12:50 подробно показана история "Пражской весны" 1968 года, и "борцы за либерализацию" изображены как сионисты, то есть евреи. Вся "Пражская весна" объясняется происками пробравшихся в чехословацкие СМИ и чехословацкую власть сионистов, то есть евреев.

Второй фильм называется "Сионизм перед судом истории". Он был снят в 1983 году, вышел на экраны и даже номинировался на Государственную премию СССР, но не получил ее. В этом фильме, в отличие от "Тайного и явного", акцент сделан не на всемирной банкирско-раввинской сети, опутавшей мир, а на военных преступлениях Израиля, хотя тема еврейского банкинга также присутствует.

image Click to view



-----

А теперь выводы. В позднем СССР подковерно боролись две фракции - условная "русская партия" и либерально-космополитическая, ядро которой составляли евреи и криптоевреи. Вот в первой фракции было достаточно сильное антисемитское течение, усилившееся после "Пражской весны". Консервативные партократы боялись, что нечто подобное может начаться в СССР. Они стояли за выпуском фильма "Тайное и явное", но высшее руководство их остановило. Было принято компромиссное решение - атаковать не всемирное еврейство, а сионизм и Израиль с акцентом на его военные преступления против арабских стран. Решение абсолютно идиотское, а его последствия тем более идиотские. Был создан "Антисионистский комитет советской общественности" и предпринимались попытки создать в СССР некий противовес "сионизму" в среде самих советских евреев. При этом иудаизм был выведен из-под удара, В СССР фукционировали синагоги, и все, кто хотел, посещали их, но обсуждение проблематичных положений иудейской религии и их источников при этом было табуировано.

Думаю, что это произошло с подачи либералов, а не консерваторов. Либералы гораздо больше, чем консерваторы, боялись открытой дискуссии и предпочитали решать спорные вопросы методами подковерной борьбы и компромиссов. Иначе бы вылезла тема "Евреи в большевистском движении", личный состав руководства Гулага и НКВД на первом этапе и прочие подобные вещи, вспоминать о которых внуки дедушек-чекистов, разоблачители культа личности Сталина и его последствий, очень не хотели.

И это очень плохо, потому что именно гласности и открытости, публичного озвучивания всех "за" и "против" очень не хватало в брежневском СССР. Создавалась атмосфера закрытости, и у многих возникало ощущение, что советские власти могут решить всё, что захочет их левая нога, сослать евреев в Сибирь и так далее. Это аукнулось на рубеже 80-90 годов, когда "народ побежал", будучи мотивированным не только экономическими проблемами распадающейся страны, но и страхом перед возможными сценариями ее будущего.

-----

Из комментов в ФБ:

В Партии две группы боролись, Ленинградская и Украинская, и именно на антисемитизме троцкист Хрущев и выехал в межпартийной борьбе, и потом его культивировал, потому что целью его и " украинской" группы был развал Союза. Из евреев же сделали антисоветский элемент, реагент развала.

Материалы про "Дикую полынь". Итог подведен в четвертой части:

https://leorer.livejournal.com/944734.html
https://leorer.livejournal.com/945011.html
https://leorer.livejournal.com/945293.html
https://leorer.livejournal.com/945569.html

-----

Вынос из одной беседы в Фейсбуке, или почему я решил об этом написать и обсудить данный вопрос.

А: -"Чем больше я размышляю... тем больше я осознаю, что термин "иммигрант" неверен. Мы тоже поселенцы-колонизаторы: мы - люди, которые выбрали миграцию на новые, далекие земли и обосновались там как постоянные жители.

Да, мы полагали, что делаем это без насилия. И это нелегко - назвать себя колонизаторами, ведь многие из нас бежали, или стремились уйти от нестабильности, неуверенности в завтрашнем дне, преследований или войны. Но правда в том, что… нас пригласили строить свой дом на украденной земле.

Несмотря на то, что моя семья не сделала этого сознательно, наш переезд сюда был частью продолжающегося колониального проекта. Нас несколько извиняет только то, что мы этого не понимали.

Печальный, даже шокирующий факт состоит в том, что некоторые иммигранты так и не познакомились с кем-либо из коренных жителей этой страны, ни с хотя бы фрагментами их культуры…

Rabin Leonid
Еще раз, "Дикая полынь" Солодаря и другие аналогичные книги продавались в книжных магазинах Союза, купить и прочитать их не было проблемой. Это не "Мастер и Маргарита". Не читал их только тот, кто сознательно не хотел читать и заранее считал всё, что там написано, коммунистической пропагандой. Не верю, что кто-то из советских евреев мог просто не владеть этой информацией. Что касается исходного вопроса - с борьбой за полное равенство палестинцев я безусловно солидарен, а с их борьбой за освобождение Палестины от меня (в смысле, которое имеет арабское слово "фади", от которого происходят "федаины") не согласен. В том диапазоне от одного к другому, в котором колеблется целеполагание их борьбы, колеблется и мое отношение к ней.

А: Впервые слышу про "Дикую полынь" и не знаю, кто такой Солодарь... Но это неважно. Мне кажется, вы берете "освобождение Палестины от вас (конкретного Лени)" туда же, куда Амос Оз в молодости, когда он пошел учиться плавать, потому что "арабы всех сбросят в море" 🙂.

Rabin Leonid
Еще раз, не верю (по Станиславскому). Насчет этимологии слова "фидай" - по-моеиу, она не допускает разных толкований.

Д: Я читал Солодаря. Да и с Торой, чего греха таить, познакомился , впервые, по "Библии для верующих и неверующих" Емельянова. Но, блин, как можно было верить Солодарю - после того , как его произведение так тиражировалось по всему Союзу? Вот если бы его распространяли нелегально , отпечатаным на машинке - доверия было бы неизмеримо больше.

А->Д: тоже можно понять. Мы все читали антиизраильские статьи с антисемитским душком в газетах.

Д->А: Антисемитизма у Солодаря не было ни капли ( он сам еврей). Антисионизма - да, в каждой строчке. А вообще - в гипертрофированом, конечно, виде, но многие израильские реалии описаны достаточно верно. Как выяснилось. От милитаризма и национального шовинизма до тогда еще только намечающегося религиозного засилья.

Rabin Leonid->А:
На самом деле в ретроспективе можно понять, что не было там антисемитского душка. Антисионистский был, безусловно, но когда появлялось то, что можно было трактовать как антисемитские материалы, как например фильм "Тайное и явное", это не выпускали на экраны и в печать.

А->Rabin Leonid: Опять же, мне трудно судить, что там было и чего не было. Я и сейчас не собираюсь с этим Солодарем знакомиться.
Previous post Next post
Up