В культовом антисоветском фильме "Собачье сердце", подведшем черту под социалистическим экспериментом, хор жильцов во главе с товарищем Швондером поет песню "Суровые годы уходят". Я был уверен, и многие люди уверены, что это аутентичная песня, которую исполняли в первые советские годы бывшие политкаторжане. На самом деле песню "Суровые годы уходят"
написал антисоветский советский бард Юлий Ким, проживающий ныне в Иерусалиме. А вот реальные политкаторжане в ранние годы Советской власти если что и пели, то песню "Вперед, друзья, вперед".
Click to view
Такая подмена - интересный и достаточно типичный феномен. Многие считают песню The Future Belongs to Me, которую исполняет герой мюзикла "Кабаре", аутентичной нацистской песней, несмотря на то, что она на английском языке. На самом деле эта песня - новодел, написанный для мюзикла, а нацисты пели совсем другие песни. В фильме "Семнадцать мгнований весны" героям дают характеристики, начинающиеся со слов "Истинный ариец". Такое словосочетание в нацистской Германии никогда не использовалось, там было стандартное слово Treudeutsch - истинный немец.
Итак, "Вперед, друзья, вперед".
Музыка: народная Слова: Александр Вермишев
Угрюмый лес стоит вокруг стеной;
Стоит, задумался и ждёт.
Лишь вихрь в груди его взревёт порой:
Вперёд, друзья, вперёд, вперёд, вперёд.
В глубоких рудниках металла звон,
Из камня золото течёт.
Там узник молотом о камень бьёт, -
Вперёд, друзья, вперёд, вперёд, вперёд.
Иссякнет кровь в его груди златой,
Железа ржавый стон замрёт.
Но в недрах глубоко земля поёт:
Вперёд, друзья, вперёд, вперёд, вперёд.
Кто жизнь в бою неравном не щадит,
С отвагой к цели кто идет,
Пусть знает: кровь его тропу пробьет, -
Вперёд, друзья, вперёд, вперёд, вперёд.
Источник. Потрясающий текст, на самом деле. Очень аутентичный, в отличие от стебного текста Юлия Кима. Захотелось побольше узнать об авторе. Итак, Александр Вермишев.
Александр Вермишев родился в семье лесовода. Член РСДРП с 1903 года. Участник революции 1905-1907 годов. Учился в Петербургском университете, экстерном окончил в 1910 юридический факультет Юрьевского университета. Партийную работу вёл в Петербурге, Царицыне, Баку, Саратове. Неоднократно подвергался репрессиям. Революционный поэт и журналист, сотрудничал в «Правде», журнале «Просвещение».
Участник штурма Зимнего дворца 25 октября (7 ноября) 1917 года, работал в Петроградском Совете. В 1919 - военный комиссар бригады. Воевал против войск генерала Юденича под Петроградом, был ранен.
В конце августа 1919 года Вермишев прибывает в Елец, где вступает в должность комиссара отдельного запасного батальона Южного фронта. 31 августа во время прорыва к городу конницы генерала Мамонтова раненым попал в плен и после жестоких пыток был казнён белогвардейцами.
В 1908 Вермишев написал свою первую пьесу «За правдой», посвятив событиям 9 января 1905 года, призывавшую к революции. Пьеса была запрещена, а Вермишев привлечён к суду. В 1910-1915 написал ряд пьес («Гонцы», «Банкроты», «Лихацкая любовь» и др.). Выступал как театральный критик. В 1918 написал пьесу «Праздник сатаны».
В 1919 году - своё лучшее произведение - пьесу «Красная правда», показывающую процесс осознания беднейшим крестьянством своих классовых интересов. Пьеса ставилась во фронтовых студиях Пролеткульта, в 1-м революционном рабочем театре в Петрограде (под назв. «Красные и белые»), в Красноармейском театре при Спасских казармах в Москве, в театрах Пензы, Саратова, Елисаветграда, Ростова, а также во фронтовых агиттеатрах, в первых самодеятельных кружках, сельских клубов.
Источник. После Октября экспериментировал в области электротехники: имел патент на изобретение электрического звонка для переменного тока, разрабатывал (совм. с А. С. Енукидзе) установку таксофона.
Источник. …Некролог из "Еженедельника "Правды" № 13 за 1919 год, написанный членом зарубежного Донбюро РКП (б) Саркисом Лукашиным, другом Вермишева:
"31 августа при защите г. Ельца от набегов мамонтовских башибузуков пал т. Александр Вермишев, политический комиссар Н-ского запасного батальона...
Захватив тов. Вермишева живым, избив тут же до потери сознания нагайками, бандиты привязали его к седлу и поволокли в город, к Мамонтову, в присутствии которого они, подвергнув тов. Вермишева нечеловеческим мучениям, казнили. Отрезали пальцы, нос, уши. Потом повесили за ноги на заборе и после трехчасовой пытки изрубили на части.
На все вопросы, задаваемые бандитами, тов. Вермишев ничего не отвечал. И когда увидел, что ему приходит конец, громко закричал: "Да здравствует Красная Армия и ее завоевания! Да здравствует тов. Ленин! Будьте прокляты, палачи!"
Так пал один из великих борцов за рабочее дело, пал как герой. Но дело, за которое пал Саша Вермишев, есть дело миллионов борцов - оно будет доведено до конца".
ИЗ ОЧЕРКА МОЛОЖАВЕНКО «ПАМЯТЬ О «КРАСНОЙ ПРАВДЕ»
Я говорил уже, что Савицкий-младший, который жил в нашей станице, не так уж близко и знал Вермишева: все, о чем он рассказывал нам, он слышал от своего дяди. Помню, что нас, мальчишек, больше всего пленяли блистательные истории из фронтовой биографии комиссара. Однажды Вермишев отправился в занятый белыми Воронеж в качестве разведчика и едва не погиб. Он узнал в городе все, что было ему нужно, и пришел на квартиру к своему тестю, чтобы там заночевать. Не подозревал Вермишев, что его уже выследил предатель и донес белым, что в доме скрывается красный комиссар. Белоказаки окружили дом. Вермишев и Савицкий отважно отбивались, забросали их гранатами и, воспользовавшись замешательством, сумели уйти. Вермишеву пришлось вплавь перебираться через реку Воронеж в слободу, где стояла красноармейская часть. Сведения, которые доставил он командованию, были чрезвычайной важности, но за то, что он пошел без разрешения в разведку и без нужды рисковал, комиссару объявили выговор.
А сколько раз попадал Вермишев в опасные переплеты, когда доводилось быть ему военным комендантом на станциях Миллерово и Чертково и у нас, в станице Морозовской... Смерть будто по пятам преследовала его, а Вермишев, презирая опасность, рвался в самую сечу и забывал самого себя ради служения революции.
И еще - ради тех, кто должен был жить после него.
Ветераны гражданской войны, знавшие Вермишева, рассказывали мне, как он, военный комендант только что освобожденной от белых станицы Морозовской, собирал всех беспризорников и сирот, чтобы организовать из них первую на Дону детскую школу-коммуну. Как агитировал станичников послать вагоны с продовольствием для детских домов Москвы и Петрограда. Как заботился о том, чтобы семьи погибших красноармейцев получили помощь от Советской власти: он собственноручно писал письма вдовам и детям своих боевых товарищей, чтобы не утешить (он понимал, что здесь слова утешения не нужны), нет - поддержать людей в постигшем их горе и помочь им обрести мужество стать в строй борцов.
Комиссар... Это слово после гражданской войны вошло в нашу речь как синоним слов "бесстрашный", "бескорыстный", "готовый на подвиг и смерть", "идущий впереди". На долю комиссаров тех дней выпало идти вперед, не оглядываясь, но зная, что за тобой бойцы. Идти туда, где, казалось бы, нет дороги и откуда уже не суждено вернуться назад, но быть уверенным в том, что за тобой непременно пойдут другие.
Именно таким ушел в бессмертие комиссар Вермишев. Эстафету от него суждено было принять моим сверстникам, родившимся в первые годы гражданской войны. И так случилось, что именно в тех местах, где Вермишев сражался за власть Советов в гражданскую, воевал, уже в Великую Отечественную, его сын, тоже Александр. Батайск, Ростов, Тихорецкая, Армавир, Ставрополь... В нагрудном кармане гимнастерки он носил вместе с комсомольским билетом стихи своего отца и читал их в окопах, на привале, в полевом медсанбате, когда был ранен... Это была "Присяга красноармейца":
К оружью все! Весь мир горит в тревоге,
Великий спор решит великий бой.
Благословим все тернии дороги
И охраним стяг красно-огневой...
Источник. 31 августа 1919 года. Оборона Ельца. Мамонтовцам удается окружить батальон Вермишева. Бой длится несколько дней. Вермишевцы дерутся отчаянно, но силы неравны. Раненый комиссар попадает в плен. Там его страшно пытают, потом надевают петлю на шею.
Он словно бы предчувствовал скорую свою гибель. В одном из последних стихотворений Вермишева есть строчки:
…Прощайте, Родина,
семья и отчий дом.
Я отдал все, что мог,
исполнив долг…
А ты живи, жена,
и сына воспитай,
Чтоб был достойным
памяти отца,
Погибшего бойца…
Минуло 95 лет со дня гибели Вермишева. Имя его не забыто. Оно увековечено в названии журналистской премии. Недолгая, но яркая жизнь поэта вдохновила липецкого писателя Анатолия Баюканского на создание документальной повести «Песня остается с человеком», посвященной герою. А драма «Когда цветет вереск», где в центре опять же Вермишев, обошла сцены многих театров страны.
Источник. Произведений Александра Вермишева нет ни в одной из сетевых библиотек. Его имя забыто, как и имена сотен других, таких же, как он. О них стараются не вспоминать. СМИ заполнены рассказами о страданиях и гибели жертв тоталитарного режима, 100 лет назад пришедшего к власти в процветавшей России, и аналитическими материалами
типа этого. Вот почему я решил опубликовать этот материал про Александра Вермишева. Информация, которую я здесь дал, вряд ли нуждается в комментариях.