Очень люблю поэзию иеромонаха Романа Матюшина, у него много прекрасных вещей, особенно чудесных в исполнении Жанны Бичевской. Назову хотя бы такие вещи как «Радость моя» и «Заночую в стогу». Но я напишу сейчас не об этом.
Есть у этой творческой пары песня «Что ты спишь, восстань, душе моя»:
Click to view
Текст:
Что ты спишь, восстань, душе́ моя,
Иль самой себя не вынести?
Так открой Псалтырь Давидову
И покайся Судие.
«Боже, Боже мой, помилуй мя
По велицей Твоей милости
И по множеству щедрот очисть
Беззаконие мое».
Вспомнил жизнь свою прошедшую -
Нерождённым позавидовал.
Отойдите, воды бурные,
Убегай, душе, от злых.
Дай же, Господи, душе моей
Покаяние Давидово,
По молитвам Богородицы,
По молитвам всех святых.
Открываю книгу старую,
Покрываю плечи мантией
И словами покаянными
Пред иконами молюсь:
«В беззакониях зачался я,
Во грехах рожден я матерью,
Окропиши мя, очищуся,
Паче снега убелюсь!»
Велика ты, скорбь Давидова,
Велико и утешение.
Ты покаялся пред Господом,
И тебя Господь простил.
«Сердце чисто сотвори во мне,
Боже моего спасения,
Отврати лице от грех моих,
От мене не отврати».
Это вольное переложение 50-го псалма Библии. Вот он в классической церковной версии (есть и варианты на современном русском языке, но я приведу этот):
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.
Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя.
Яко беззаконие мое аз зна и грех мой предо мною есть выну.
Тебе Единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти.
Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя.
Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси.
Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся.
Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя.
Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти.
Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.
Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.
Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя.
Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся.
Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей.
Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою.
Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши.
Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.
Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския.
Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на олтарь Твой тельцы.
Можно послушать, как это звучит на иврите. В ивритском ТАНАХе 50-й псалом под номером 51, там слегка изменена нумерация:
Click to view
И вот о чем подумалось.
У нас есть уникальное наследие, созданное при прямом участии Святого Духа. Мы никогда не узнаем, кто написал Псалмы - царь Давид, другой автор, или это коллективное творчество священников Иерусалимского Храма, что более всего вероятно. Но такие тексты не могли быть созданы без участия той субстанции, которую принято называть Святым Духом, и которая оплодотворяет всех гениев. Даже атеисты вынуждены признать, что что-то такое существует.
В основе еврейской культуры лежат гениальные тексты, и это признано человечеством в целом. Поэтому человечество приветствовало создание Израиля в 1948 году. Александр Солженицын называл воссоздание Израиля после 2000 лет небытия чудом и зримым свидетельством бытия Бога.
Человечество, вышедшее из самой кровопролитной войны в своей истории, верило в Израиль и надеялось, что он создаст духовный продукт, который продвинет всё человечество вперед. На выходе должно было получиться что-то, что можно представить по приведенной выше песне на стихи Романа Матюшкина, но многократно умноженное.
Чудеса 1948 и 1967 года были порождением как этих ожиданий, так и прямым вмешательством Высших Сил, игравших тогда на стороне Израиля. Но Высшие Силы создают предпосылки, а дальше действуют отдельные люди или группы людей, обладающие свободой воли. Так устроен наш мир.
Израильтяне много раз могли урегулировать свои отношения с соседями, расплатиться с беженцами Накбы, создать идеальное общество равных и равноправных людей, о котором мечтали Пророки, евреев и неевреев, потому что Эрец-Исраэль никогда, в том числе и в библейский период, не была чисто еврейской землей.
Мы это не сделали и были наказаны идейным и творческим бесплодием. Достаточно посмотреть, какое печальное зрелище представляет современная израильская культура. На прекрасной почве могли вырасти чудесные плоды, но они не выросли, а всё, что могло плодоносить, засохло. Вырос только еврейский нацизм.
Нацист Фейглин мечтает о том, что будет обращаться к народу с балкона восстановленного Иерусалимского Храма как фюрер к немцам с балкона Рейхсканцелярии. Кому нужен такой храм, построенный на месте Купола Скалы - шедевра архитектуры мирового значения? Точно не Тому, Кому религиозные сионисты хотят в нем служить. Евреи давно могли бы получить согласие мусульман на свое присутствие на Храмовой Горе, которая могла и должна была стать местом общей молитвы всех потомков Авраама и служить человечеству в этом качестве, а мечта Фейглина - это богохульство и оскорбление имени Всевышнего.
Нацист Пинхас Полонский, распространяющий религиозно-сионистский нацизм среди русскоязычных, рассуждает о «библейской динамике». Он мечтает не о гармонии народов в Земле Обетованной, а о еврейском доминировании и изгнании из нее всех нетитульных, не согласных на статус унтерменша - постоянного жителя, не имеющего политических прав.
Мы снова воюем, но эта война не хочет заканчиваться. Заканчивать ее не хотим мы. Мы убили в Газе 45 тысяч человек - на треть больше, чем там было хамасовцев до 7 октября прошлого года, но численность Хамаса не уменьшилась. Братья и дети убитых вступают в его ряды.
Мы убили 15 тысяч детей - больше, чем погибло во всех других войнах на Земле за последние 10 лет. В Газе самый высокий в мире процент детей-инвалидов, с оторванными руками и ногами, которых в пересчете на численность населения больше, чем в Конго, где не прекращается гражданская война, и обе ее стороны совершают зверства. Так не борются с терроризмом, а порождают терроризм на десятилетия вперед.
Псалмопевец просил: «Избавь меня от кровей, Боже». Голда Меир говорила, что ненавидит арабов за то, что они заставляют евреев убивать их детей. Современные израильтяне убивают палестинских детей с удовольствием, некоторые из них открыто гордятся тем, что идут на войну, чтобы убить как можно больше вражеских детей.
У нас любят рассуждать о росте антисемитизма в мире. На самом деле происходит нечто другое - мир разочарован тем, что вместо того Израиля, на который он возлагал надежды, вырос нацистский монстр. Разумеется, у нас есть и оппозиция еврейскому нацизму, но она, похоже, в меньшинстве, и даже оппозиционные политики очень осторожны в оценках и стесняются называть вещи своими именами.
========
Я уже говорил, что Армения - очень близкий нам пример. Мир возлагал на нее большие надежды. И в России, и в Европе в начале 20 века поддерживали национально-освободительное движение армян. В конце 20-го века русская интеллигенция в массе поддержала Карабахское движение.
Армения выиграла Первую Карабахскую войну, захватила чисто азербайджанские территории - пять районов в поясе безопасности Карабаха, выгнала оттуда местное население, но так и не сумела освоить эти земли. Вместо этого она их разграбила, растащила вплоть до кирпичей. Символом этого стал уничтоженный город Агдам.
Армяне - первый народ, принявший христианство как государственную религию, но в итоге он полностью утратил основные идеи, принесенные в мир Иисусом. Армянское христианство превратилось в маркер, метку. Так кошка метит территорию своего обитания. Где стояла мечеть, мы поставим церковь. Но и армянская архитектура, прекрасная в прошлом, деградировала. В захваченной Шуше армяне построили огромную церковь, но назвать ее красивой трудно.
Армянская культура хороша во многих проявлениях. Хорош композитор Комитас, хорош живописец Сарьян. Это конечно не уровень великих культур Европы, включая русскую, но всё же. Проблема в том, что армянская культура последнего времени направлена внутрь себя. Армянские поэты пишут о том, какие мы замечательные, это может быть интересно самолюбивым соплеменникам, но ничего не говорит всем остальным. Христианские ценности и тут были подменены самолюбованием - любовью к себе.
В итоге Армения пришла ко Второй Карабахской войне, потеряв симпатии большинства человечества. Оно стало воспринимать армяно-азербайджанский конфликт как банальный спор двух кавказских народов за территорию. Победили те, кого больше, и кто смог создать хорошую армию. Судьба Карабаха и его жителей абсолютно безразлична тем, кто не армянин.
Так и у нас. Мир понял, что современный Израиль не имеет никакого отношения к тому, что было его культурной основой. Армения не защищает мир от пантюркизма. Украина не защищает Европу от российской агрессии. Израиль не защищает мир от агрессивного ислама. Всё это пустые лозунги, которые не работают. Мир умел и сумеет договориться и с тюрками, и с русскими, и с арабами, и с мусульманами, и ему не нужны «защитники», ничем не отличающиеся качественно от тех, от кого они пытаются защищать человечество. В итоге мы остались без Псалмопевца, но с Эялем Голаном.