А смысл...

Jan 01, 2007 20:35


Сейчас скажу наверное очень тривиальную вещь. Но просто подумалось в связи с Новым Годом общечеловеческим. Ведь это просто смена дат, не несущая никакого смысла. Т.е.  конечно мы сами можем себя настраивать, что в этом году будет все по-другому, но это можно делать в любой другой день. Еврейский же Новый Год, если конечно в него верить, смыслом ( Read more... )

Leave a comment

Re: Хотите верьте, хотите нет v_kolmanovsky January 2 2007, 11:27:29 UTC
Как Вы понимаете я не верю. Верю в Бога и не верю словам людей. Они не достоверны и в писаной Торе, а уж об огромном количестве случайных измышлений и говорить нечего. Когда-то в советские времена посмеивались (и справедливо над законами отдельных штатов, которые принимались в определенный момент и оставались на всегда. К таким относится существующий в каком-то из штатов закон, что налог на городской оркестр можно взимать только если мэр играет на каком-то определенном инструменте. А чем лучше устная Тора. Это собрание установлений утративших свой смысл. Я всвято верю в Бога, но не могу поверить во всю эту несуразицу. Про Рош ха Шана сказано. Кем сказано? Откуда у этого человека были такие сведения. Чем он лучше любого другого человека, который решает, что обретет счастье с такого-то числа. Чем одна традиция лучше или хуже другой. Вам милее и удобнее эта традиция - ради Бога. Кому-то милее другая - пожалуйста. Люди просто должны быть людьми. Не мешать жить друг другу, не обижать слабых, быть в ладу с собой. А обычаи и традиции - это наносное, так же как костюм, посуда, привычки...

Reply

Re: Хотите верьте, хотите нет leonya January 2 2007, 12:11:33 UTC
Я оставлю комментарии деталей вашей записи людям более сведущим в иудаизме, чем я.

А я лишь спрошу Вас, откуда взялась у Вас "святая вера в Бога", какие у Вас представления о Нем и почему они именно такие?

Reply

Re: Хотите верьте, хотите нет v_kolmanovsky January 3 2007, 01:24:11 UTC
Никогда не сказал бы о своей вере, что она святая. Ее возникновение объяснить нехитро. Элементарная теория вероятности. Можно объяснить возникновение мира, указывая на некие мировые закономерности, а можно на сотворение. Ни то, ни другое нельзя доказать, поэтому одни верят в то, что бог есть, а другие верят в то, что его нет. А дальше дело эиоций. Мне удобнее считать, что Творец существует.
Мои представления о нем невыразимы существующими в языке словами. Тора изображает господа ненаблюдаемым, имя его непризносимо. Для меня он неопределим словесно еще и потому, что в любой момент времени может быть не тождествен самому себе за мгновение до этого или мгновение спустя. А именно такие представления у меня, по-видимому, по Его воле

Reply

Re: Хотите верьте, хотите нет erez January 2 2007, 17:13:23 UTC
Как и хозяин этого журнала, я не понимаю, что вы подразумеваете под верой в Бога, если вы при этом отрицаете возможность Его диалога со смертными. С другой стороны, мне тоже кажется, что еврейский Новый Год - условность. Здесь нет противоречия: условности играют важную роль в любом обществе, и в том, что Тора это признаёт и механизмом условностей пользуется, нет ничего зазорного. Да, именно коллективное празднование и придаёт смысл праздникам (любым, не обязательно еврейским). Более того, даже тем, кто видит некий мистический/метафизический смысл в датах, познакомившись с устройством еврейского календаря приходится признать, что новолуние и високосный год (состоящий из тринадцати месяцев) устанавливается нами, людьми. Искусственно удваивая некоторые новолуния, мы (для удобства?) добиваемся того, чтобы некоторые праздники никогда не выпадали на определённые дни недели или время года. Как же так, казалось бы? Евреи сами контролируют (по крайней мере, контролировали, пока календарь не был заранее рассчитан и опубликован), на какой день выпадет Рош hАшана и Йом Кипур, и в то же время верят, что в эти дни решается их судьба? А ведь они б запросто могли выпасть днём, а то и месяцем, раньше или позже... Дело в том, что евреи верят, что многие вопросы, касающиеся нашего земного "самоуправления" делегированы нам, людям. И нет ничего фальшивого в праздновании праздников в [верно] установленный нами срок - именно этого Тора от нас и ожидает. Теперь, однако, становится понятным особый статус Субботы - дня, который мы установить не в праве.

http://www.machanaim.org/holidays/in_kalend.htm
http://www.machanaim.org/holidays/kalend/gendelman.htm

Reply

Re: Хотите верьте, хотите нет ireznikov January 2 2007, 18:58:34 UTC
"Дело в том, что евреи верят, что многие вопросы, касающиеся нашего земного "самоуправления" делегированы нам, людям."

Для веры в Бога этого достаточно. В смысле, достаточно осознавать, что не всё в этой жизни зависит от тебя и других людей. Совершенно необязателен при этом диалог Бога со смертными. (Тем более, что общение иудеев (и других религиозных людей) с Богом никак в форму "диалога" не укладывается.)

Reply

Re: Хотите верьте, хотите нет erez January 2 2007, 20:05:01 UTC
Для веры в Бога этого достаточно. В смысле, достаточно осознавать, что не всё в этой жизни зависит от тебя и других людей.

... а многое зависит от бесконечного числа случайных факторов? И эту случайность можно для удобства обожествить, ну, или искать причинно-следственные связи там, где их нет (т.е. суеверия). Для веры в Бога-Творца-Всеприсутствующего-и-чего-то-от-нас-там-ожидающего, всё же, по-моему, необходимы какие-то предпосылки, источники. Если все источники отвергнуть, на чём такая вера будет основываться? На собственном инстинктивном стремлении к Добру и Справедливости? Так это такие же религиозные понятия, только пережёванные и искажённые кучей религий и цивилизаций прежде, чем попали к нам. И религии такие (под любым соусом: культуры, воспитания, и т.д.), с индивидуальными представлениями о добре и справедливости, бесполезны в виду своей относительности.

По поводу общения в форме диалога: я писал не о нас, а о наших предках. У Моисея и других пророков вполне себе диалоги, включая споры на повышенных тонах. Но пророчество покинуло мир со смертью последнего из пророков, Малахи. Талмуд отождествляет его с Эзрой, чью дату смерти мы на днях отмечали постом 10 тевета (Эзра и Нехемия умерли 9, и другие траурные события произошли в этот день, а также в предыдущий, но три дня поститься мало кто способен, поэтому отмечают все три десятого - когда началась осада Иерусалима Навуходоносором, приведшая к разрушению Храма). Потеря пророчества - качественное изменение мира, изменение до неузнаваемости, когда людям выпадают неизвестные прежде испытания и их поджидают совсем другие соблазны. Но вместе с пророчеством ("прямой связью с Творцом") мир покинула и его противоположность - тяга к идолопоклонству, которая, согласно еврейским источникам, прежде была на уровне инстинкта.

То ли благодаря, то ли не смотря на наше горе-самоуправление, мир развивается, человеческое общество становится всё сложнее, и границы упражнений-испытаний отодвигаются всё дальше. Теперь мы подвергаем сомнению аксиомы прежних поколений. По мне, такое развитие очень даже желательно, да и естественно, как взросление. Но для того, чтобы сделать его возможным, приходится поступиться пророчеством в явной форме, а диалоги штудировать по записям.

Года два назад мы с Виталием Абрамовичем много спорили на эту тему:
http://erez.livejournal.com/30566.html
http://erez.livejournal.com/31641.html
http://erez.livejournal.com/31091.html

Reply

Re: Хотите верьте, хотите нет ireznikov January 2 2007, 20:35:23 UTC
Для веры в Бога этого достаточно. В смысле, достаточно осознавать, что не всё в этой жизни зависит от тебя и других людей.

... а многое зависит от бесконечного числа случайных факторов? И эту случайность можно для удобства обожествить, ну, или искать причинно-следственные связи там, где их нет (т.е. суеверия). Для веры в Бога-Творца-Всеприсутствующего-и-чего-то-от-нас-там-ожидающего, всё же, по-моему, необходимы какие-то предпосылки, источники. Если все источники отвергнуть, на чём такая вера будет основываться? На собственном инстинктивном стремлении к Добру и Справедливости? Так это такие же религиозные понятия, только пережёванные и искажённые кучей религий и цивилизаций прежде, чем попали к нам. И религии такие (под любым соусом: культуры, воспитания, и т.д.), с индивидуальными представлениями о добре и справедливости, бесполезны в виду своей относительности.

По-моему, совсем не обязательно смешивать понятия "вера [в Бога]" и "религия". Вера - это всего лишь ощущение того, что человек - не высшее существо в этом мире, что он не всесилен, что существует эталон поведения, к которому нужно стремиться, и т.д. Можно назвать это явление Богом. Это в принципе неважно. А религия - это уже нечто другое. Это бюрократия, прослойка между Богом и людьми, это "кто не с нами, тот неправ", и т.д. Поэтому при слове "Бог" у тебя сразу ассоциация на "Бога-Творца-Всеприсутствующего-и-чего-то-от-нас-там-ожидающего", а у меня - нет.
И, кстати, Добро и Справедливость - это совсем не религиозные понятия, а вечные общечеловеческие ценности. Или приходится считать, что религия в каком-то виде присутствовала в человеческих отношениях со времён древнего человека, поделившегося с соплеменником куском мяса.

Reply

Re: Хотите верьте, хотите нет erez January 2 2007, 20:59:21 UTC
Вера - это всего лишь ощущение того, что человек - не высшее существо в этом мире, что он не всесилен, что существует эталон поведения, к которому нужно стремиться, и т.д. Можно назвать это явление Богом. Это в принципе неважно.

Весьма растяжимое определение получается, да ещё и с внутренним противоречием: эталон поведения есть, но у каждого он, типа, свой. Какой же это эталон, эталоны - это, как раз, общие стандарты. Да и откуда он взялся? В генах зашифрован?

А религия - это уже нечто другое. Это бюрократия, прослойка между Богом и людьми, это "кто не с нами, тот неправ", и т.д.

А здесь я и спорить не буду - примерно похожие чувства испытываю, с той разницей, что я вижу в ней вынужденное зло. До тех пор, пока она служит своей цели - создаёт непрерывную цепочку передачи знаний между поколениями - я готов её терпеть. Когда она реакционная (зачастую - реагирующая с опозданием на проблемы предыдущих поколений) или превращается в нескрываемую отсебятину, я стараюсь держаться от неё подальше.

Поэтому при слове "Бог" у тебя сразу ассоциация на "Бога-Творца-Всеприсутствующего-и-чего-то-от-нас-там-ожидающего", а у меня - нет.

Ну-ка, ну-ка. Расскажи про Бога нерелигиозных.

И, кстати, Добро и Справедливость - это совсем не религиозные понятия, а вечные общечеловеческие ценности.

Да как ни называй...

Или приходится считать, что религия в каком-то виде присутствовала в человеческих отношениях со времён древнего человека, поделившегося с соплеменником куском мяса.

Когда древний человек расскажет о высоких мотивах своего поведения, будем так считать. А то мало ли - неразумный гемоглобин с другими клетками кислородом делится :) Серьёзно, не считаешь же ты человечество чем-то вроде волчьей стаи, где принято делиться?

Reply

Re: Хотите верьте, хотите нет ireznikov January 2 2007, 21:26:26 UTC

Скажем так: десять заповедей - это хорошо сформулированные и письменно зафиксированный эталон норм поведения, существовавший во все времена. Откуда взялись - не знаю. Для меня это неважно. Как неважна, например, причина простуды (ноги промочил, или съел холодное, или на меня чихнули).

Единого "Бога нерелигиозных" не существует. Это сугубо личное ощущение. Своё я тебе дал выше.

Ты считаешь, что понятия добра и справедливости появились в какой-то конкретный исторический момент? Какой именно?

А в вопросе добра и справедливости человек от волка отличается лишь осознанностью своих действий, и то не всегда.

Reply

Re: Хотите верьте, хотите нет erez January 2 2007, 22:46:42 UTC
Скажем так: десять заповедей - это хорошо сформулированные и письменно зафиксированный эталон норм поведения, существовавший во все времена. Откуда взялись - не знаю.

Ну, если "существовавший во все времена", то ниоткуда он не взялся - всегда был. Поздравляю, у тебя ортодоксальные, прямо-таки, взгляды.

Единого "Бога нерелигиозных" не существует.

Опять-таки, ты веришь в некий эталон, существующий независимо от существования человечества, и при этом не исповедуешь никакую из существующих религий... Ну, это нормально, чего это нас должно к религии тянуть, там всё так гротескно... Но не интересоваться происхождением эталона? Не получается у меня такого "светского мракобеса" себе представить.

Ты считаешь, что понятия добра и справедливости появились в какой-то конкретный исторический момент? Какой именно?

Нет, почему же, я тоже считаю, что они существуют сами по себе, а наш мир - место, где они могут проявляться. Та часть проекта, которая open-source, была записана Моисеем при выходе из Египта, ну, и некоторые более поздние пророки записывали свои глюки, только там больше намёков, а образы, возможно, произвольны (в то время, как в Торе, по крайней мере, традиционно считается, что каждое слово и каждая буква имеет значение).

По поводу осознанности действий - ни фига себе "лишь"! Но, так или иначе, я писал об обществе, а не индивидууме. Мне кажется, мы ушли от природы так далеко, что ничего уже не можем списать на инстинкт. Являются ли человеческие отношения этапом развития, берущего начало в отношениях между особями в стае? Возможно, как допускаю я и возможность появления всего живого из протоплазмы. Если достижение этапа неизбежно, а от нас зависит лишь путь к нему, какая разница...

Вот здесь шла дискуссия на эту тему, в т.ч. о десяти заповедях: http://leonya.livejournal.com/31046.html?thread=202054#t202054

Reply

Re: Хотите верьте, хотите нет leonya January 2 2007, 22:56:55 UTC
Но не интересоваться происхождением эталона? Не получается у меня такого "светского мракобеса" себе представить

Почему эталон обязательно должен быть кем-то дан. Сам себе появился, "вытек", так сказать, из человеческих отношений, потому что иначе общество просто не могло бы функционировать.

Reply

Re: Хотите верьте, хотите нет motek January 2 2007, 19:35:57 UTC
Spasibo, horosho skazal, ochen' interesnye mysli.

Reply

Re: Хотите верьте, хотите нет v_kolmanovsky January 3 2007, 02:45:57 UTC
Я не отрицаю возможности диалога. Я не верю в объективность сообщающих мне о нем. Не верите же Вы в передачу Христа или Магомета. У меня список больше. Не вижу ничего зазорного в существовании любого механизма, который работает. Речь идет о приспособлености механизма к уровню требований. Вряд ли солнечные или водяные часы могли бы служить хронометром, а переписка, используй мы иеханизмы верховой почты, растянулась на долгие годы. Поэтому, как только религиозные установления, традиция или аналогичные факторы возводят такой действующий механизм в некое священное установление он начинает отставать от уровня развиваюзихся потребностей. Происходит одно из двух: одни отбрасывают устаревший сковывающий механизм и начинают пользоваться другим, более удобно устроенным, а другие останавливают общественое развитие. Скажите мне, чем отличается день субботний от любого другого, кроме названия. Гипотетический случай: на необитаемом острове Вы проспали, не контролируя себя и не знаете сутки или более. Как установите Вы день недели и даже число?
Заповеди отражают мораль определенного времени и определенного строя, отражают интересы определенной группы людей. Случилось так, что за два с лишним тысячелетия их существования они завоевали авторитет у многих людей и стали основой культуры, в которой выросли и мы с вами. Мы впитали эти правила буквально с молоком матери. Они кажутся нам естественными, но не более того. Я и только я решаю, какие из них для меня обязательны. Как только вы говорите, что календарь - есть человеческое установление, предмета для спора нет. Вам кажется целесообразным это установление, мне иное. Могут быть разными цели. Религиозным нужно, чтобы Пасха выпадала на определенные дни или Йом-Кипур не выпадал на определенные дни. Мне и то и другое совершенно безразлично. Если бы я жил в Израиле, я бы отмечал праздники, поскольку их отмечают окружающие меня люди. Постов не держу. Не могу представить, что всемогущему Богу до этого есть дело, равно как до того с кем спит или не спит тот или иной человек.
Я праздную любой день года, когда у меня хорошее настроение и ни в один день не "гачинаю жизнь заново. Год иди стодневку или период в 243 дня можно начинать с любой минуты любых суток, равно как отдыхать каждый седьмой, восьмой, а еще лучше пятый день.

Reply

Re: Хотите верьте, хотите нет erez January 3 2007, 16:57:20 UTC
Происходит одно из двух: одни отбрасывают устаревший сковывающий механизм и начинают пользоваться другим, более удобно устроенным, а другие останавливают общественое развитие.

Я согласен с тем, что вы пишете. Я тоже скептически отношусь ко многому из того, что слышу и читаю. Однако, я не хочу ни отбрасывать наследие прошлых поколений, ни зацикливаться на нём.

Гипотетический случай: на необитаемом острове Вы проспали, не контролируя себя и не знаете сутки или более. Как установите Вы день недели и даже число?

Таки плохо. Поэтому евреи не живут на необитаемом острове :) Подозреваю, шаббат будет не самой насущной из проблем. Что буду делать? Определю как сумею и буду вести календарь до тех пор, пока меня не найдут, тогда и сверюсь. Если у меня будут с собой часы, попытаюсь также засекать время восхода и заката, чтобы определить ближайший день зимнего или летнего солнцестояния. Вы б лучше спросили, что я на Марсе делать буду.

Субботний день - это символ. Отмечающие субботний день свидетельствуют о своей вере в Сотворение мира (или миров - включая т.н. духовные миры, хоть я и не понимаю, что это означает) и о том, что вера возникла не на пустом месте, а в результате Откровения. Допустим, механизмом творения послужила эволюция и множество других процессов, растянувшихся на миллиарды лет, а т.н. Семь Дней - это семь этапов, то есть, современный недельный цикл не начался с того "воскресенья", когда ещё ни человека, ни амёбы, ни космоса не было, и даже не на "неделю" позже, когда человек уже был целых два "дня". И что с того? Как и праздники, шаббат - это условность. Помнить о нём и соблюдать его - заповедь, данная Творцом. Если "соблюдать" его в другой день, значит, я о нём не помню. Соблюдение шаббата связывает меня с моими предками, которым соблюдать шаббат повелел непосредственно Всевышний. Да, повествование о возникновении мира и развитии жизни излагаются в Торе, на наш взгляд, упрощённо. Но если бы Тора описывала эти процессы в соответствии с последними достижениями науки на сегодняшний день, её всё равно нашли бы упрощённой спустя какой-то срок, ведь нет предела познанию. Это уже не говоря о том, что такая книга до наших дней не дошла бы, потому что до сих пор выглядела бы полной белибердой, а в противном случае (то есть, если бы сверхъестественным образом была понята - шла бы в наборе со всеми возможными научными знаниями), то невозможна была бы сама наша цивилизация. Выходом из этого замкнутого круга и было дать человечеству моральный стержень, а до других вещей позволить дойти своим умом.

Если бы я жил в Израиле, я бы отмечал праздники, поскольку их отмечают окружающие меня люди. Постов не держу.

Я думаю, вы просто не понимаете, что я имею в виду под празднованием праздника, и вкладываете в эти слова другой смысл. По поводу того, есть ли дело Богу до постов или до того, кто с кем спит, позвольте поинтересоваться, если ли вам дело до поведения ваших детей. Вы скажете, что нет, потому что они уже взрослые. Даже если и так, неужели вы настолько уверены в результате их воспитания, что совершенно за них не переживаете, и заведомо уверены в их правоте и безупречности их поведения? Я верю, что воспитание человечества и "внутренний мир" каждого из нас Всевышнему не безразличны, а ровней Ему мы с возрастом не становимся. В прочих смыслах Ему, конечно же, ничего от нас не надо.

Для меня он неопределим словесно еще и потому, что в любой момент времени может быть не тождествен самому себе за мгновение до этого или мгновение спустя.

Иудаизм, кроме прочего, видит Творца ещё и Творцом времени, находящимся вне его. Парадоксальным образом, Он не меняется не только за то мгновение, но и само Сотворение мира (и времени) Его не изменило. Это нам требуется возможность меняться и развиваться...

Я праздную любой день года, когда у меня хорошее настроение и ни в один день не "гачинаю жизнь заново. Год иди стодневку или период в 243 дня можно начинать с любой минуты любых суток, равно как отдыхать каждый седьмой, восьмой, а еще лучше пятый день.

Завидую вашему отношению. Опять-таки, спорить здесь не с чем. Индивидуально год, стодневку или период в 243 дня можно начинать с любой минуты. Если вы хотите построить общество, способное и стремящееся к самосовершенствованию, придётся договориться.

Reply

Re: Хотите верьте, хотите нет v_kolmanovsky January 4 2007, 04:14:18 UTC
Я рад Вашему, на мой взгляд, весьма разумному подходу. Вы не формалист, и это уже хорошо. Меня соблюдение шаббата ни с кем не связывает, просто потому, что я в отличие от Вас не верю, что Создатель стал бы им завещать такое. Тора, как и прочие богодухновенные книги Евангелия, Коран, Зендавеста, Веды написаны талантливыми людьми, на протяжении ряда эпох, прекрасно подаются и лингвистическому и историческому анализу, как и все остальные произведения человеческого гения. Я допускаю откровение в той или иной форме данное отдельному человеку. Причины его избрания нам непонятны и не должны быть понятны. Но это не "святость" и не проповеднический дар". Никаких доказательств того, что излагаемое этим человеком или от его имени есть результат откровения, у нас нет. Более того, мы не знаем насколько верно он понял откровение, если оно было, и далее, насколько правдиво изложил, не думая о собственной выгоде. А затем огромное количествр толкований, пояснений и правил поведения, основанных на столь ненадежном фундаменте, не внушают мне ни доверия, ни уважения. Заповеди даны не Творцом, независящим от времени, а Моисеем, человеком энергичным, но полностью принадлежащим своему времени и мыслящему его категориями.
Я думаю, что Вы лет на десять младше моего младшего сына. Я не стал бы проводить подобных сопоставлений, но Вы начали, и должен Вам сказать, что мне безразлично, как едят мои дети, с кем спят, что читают. Я хотел бы, чтоб нам было о чем говорить при встрече, а мы видимся несколько раз в неделю. Когда они были малы и жили со мной, я тоже был не строгим отцом, но если они поступали не так, виноват был я, а не они. Ситуация коренным образом другая. В отношениях между Богом и людьми, нет третьего лица. Нарушая что-то, я нарушаю Им установленное, и я не могу поверить, что Он настолько мелочен, что установил, в какие дни мне надлежит есть мацу, в какие ничего не есть, когда и как молиться Ему же. Такой Бог МНЕ не бог. Мой больше, крупнее, шире. В отношениях между отцом и детьми существует третья сила: законы, обычаи не зависяшие ни от старших, ни от младших. Если дети обидели меня, я могу простить их, а если жругого человека, то ничего не могу. Ваша аналогия не работает.
Я вот, не соблюдая некоторых заповедей, тем не менее помню Творца. И при этом не собираюсь строить общества, стремящегося к самосовершенствованию, потому что считаю это бесполезной тратой сил. По крайней мере в настоящее время, на протяжении моей жизни. Цели у членов такого общества сегодня окажутся различными. Строили уже социализм в одной отдельно взятой стране... Итог известен. А изменить сознание людей не под силу тому, кто сам в шорах, так же, впрочем, как и тому, кто считает себя свободомыслящим. Это дело времени и обстоятельств, то есть опять-таки Божье. Он создал нас такими и только ему нас пересоздавать. Мне легче и интереснее беседовать с широкомыслящими людьми, какой бы идеологии и религии они ни придерживались ( с человеконенавистниками говорить не стану), чем с добрым и порядочным человеком, уставившимся в свой пуп. Вас я, безусловно, отношу к первым.

Reply


Leave a comment

Up