Финансы поют романсы...

Aug 20, 2009 19:33


Заканчиваются каникулы, возобновляется политическая жизнь. Я не о "тройке" для Медведева, я про дела городские. Пришел отчет об исполнении бюджета за первое полугодие, и я уже привычно нырнул в 160-страничный океан цифр.

Естественно,  в первую очередь меня интересовал исполнение бюджета по доходам. Напомню, что в первом квартале было очень плохо, и, в конечном счете, дело закончилось суровым секвестром; городской бюджет в реальном исчислении (без транзитных целевых субвенций) похудел на 3.5 миллиарда рублей или примерно 18%, причем в основном (на 3 миллиарда по доходам) - из-за изменения прогноза поступлений налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в связи с кризисом.

Естественно, и сейчас первым делом я обратил внимание на исполнение основной статьи бюджетных доходов - НДФЛ. Напомню, что она была запланирована в 2009 году в размере 11 миллиардов рублей, урезана в ходе секвестра сразу до 8 миллиардов... и не выполняется. За первое полугодие - 3.4 млрд, или чуть меньше 43% от (уточненного) планового значения. Есть чуть-чуть положительной динамики, в первом квартале собрали 1.6 млрд, а во втором 1.8 млрд, но это все равно очень мало, прирост немногим больше 10%. Кстати, в первом квартале 56 рабочих дней, а во втором квартале было 62 рабочих дня, это те же самые 10%. Или так: чтобы выполнить годовой план, надо собрать во втором полугодии на 35% больше НДФЛа, чем в первом. Я категорически не верю в реальность такого прорыва; по моим прикидкам, с учетом графиков сезонности прошлых лет, в лучшем случае можно ожидать сборов порядка 1.9 млрд. в третьем квартале и 2.2-2.3 млрд. в четвертом, а это означает, что по году будет хорошо если 7.5-7.6 млрд., и уже в секвестированном бюджете появляется дыра в доходной части в размере 400-500 млн. рублей. Это очень много - это 3% в годовом исчислении и без того очень жестко урезанного бюджета, но поскольку до сих пор все расходные обязательства исполнялись достаточно штатно, то, следовательно, во втором полугодии надо будет ужиматься где-то на 6%. Хочу заметить, что я об этом уже говорил в ходе обсуждения секвестра в начале июня.

Что касается двух других важных для городского бюджета налогов, то на прежнем уровне остались сборы ЕНВД (260 млн. во втором квартале против 276 млн. в первом), выросли сборы земельного налога (было 373 млн., собрали еще 485 млн.). В итоге, в обоих случаях исполнение за первое полугодие вышло на уровень 47% от годового плана и, значит, есть хорошие шансы по итогам года выполнить бюджетные назначения. Но не более того - дыр по НДФЛ тут не покроешь.

С доходами от использования имущества происходит что-то странное: почему-то почти на 100% выполнены бюджетные назначения по доходам от сдачи в аренду имущества и нежилого фонда, там планировалось за год собрать примерно 400 миллионов, и они уже собраны. Но ведь вряд ли арендаторов просили заплатить вперед до конца года, были бы по-любому какие-то крики и вопли? Наверняка тут нет никакой загадки и ларчик открывается просто, но было бы классно, если бы кто-нибудь знающий объяснил, что тут происходит. Ведь из-за этой аномалии весь этот раздел доходной части бюджета делает относительно хорошую мину при плохой игре, демонстрируя поступления на уровне 40% (1.43 млрд от плановых 3.65). Но все же 40% - это не 50%, и здесь мы видим еще одну дырку модифицированного бюджета, которая тянет миллионов на 700-800 (а ведь уже 250 миллионов было срезано по этому разделу в июне). Самая плачевная ситуация - по самой главной статье этого раздела, а именно по арендной плате за землю: исполнение 27.6% от годовых назначений. Положительной динамики практически нет: в первом квартале собрали 223 млн., во втором - 244 млн, а хотели-то по году собрать 1.73 млрд. Интересно, что это значит: то ли земли простаивают, то ли у предпринимателей просто нет денег и они не платят? Наконец, по статье "Прочие поступления от использования имущества" (я так понимаю, что обычная муниципальная аренда "зашита" именно сюда), во втором квартале есть существенный прогресс, собрали 410 млн. (против 263 млн. в первом), но от годовых назначений это лишь 43%.

Что касается расходной части, то тут у меня значительных вопросов не возникают. Четко финансируются текущие расходы, практически по всем таким расходам уровень исполнения находится в районе 46-48% от годовых назначений (выше мы говорили о том, что и по основным налогам поступления находятся на таком уровне, и только главный налог, НДФЛ, проседает гораздо ниже, до 42.8%), а по городским целевым программам (кроме пресловутого строительства метро) творится традиционный ужас-ужас-ужас, но в сложившейся финансовой ситуации, может быть, они и к лучшему. Впрочем, про расходы еще напишу отдельно.

Промежуточное резюме: исполнение бюджета в реальной экономической ситуации складывается таким образом, что еще более миллиарда к концу года город не доберет (исходно планировалось собрать 20, в июне скорректировали до 16.5, реально получится где-то 15). Интересно, за счет каких ухищрений удастся удержать в этих пределах расходы...

Бюджет, ЕГД

Previous post Next post
Up