Вчера в первый раз был в гостях в компании "Радомир", точнее - ООО "Фонд Радомир". Это - одна из крупнейших управляющих компаний в сфере ЖКХ в Екатеринбурге, и одна из двух, которая работает в моем 10-м округе. Вторая - "Урал-СТ".
С компанией "Урал-СТ" я знакомился еще в апреле, и подробно же об этом рассказывал. Было интересно сравнить впечатления, поэтому директору "Радомира" М.М.Дадабаеву я задавал в точности те же самые вопросы, что ранее задавал директору "Урал-СТ" В.Г.Стороженко. Сравнение получилось очень забавное, и я не знаю, как его интерпретировать.
Вопрос: "Сколько у вас лицевых счетов?"
Ответ директора "Урал-СТ": 44 тысячи (на самом деле: 29 тысяч)
Ответ директора "Радомира": не знаю
Вопрос: "Какой у вас объем задолженности?"
Ответ директора "Урал-СТ": 8 миллионов (на самом деле: 80 миллионов)
Ответ директора "Радомира": не знаю
Вопрос: "Кто у вас учредители?"
Ответ директора "Урал-СТ": город Екатеринбург (на самом деле: два физических лица, директор Стороженко и его заместитель Скрипник)
Ответ директора "Радомира": не знаю
Ну и какому из разговоров радоваться больше - тому, в котором всё сплошь наврали, или тому, в котором не ответили ни на один вопрос?
Уважаемый Мансур Мамуджанович! Странно, что вы, как генеральный директор, не знаете учредителей своей компании; на всякий случай сообщаю, что 7.01% ООО "Фонд Радомир" принадлежит Бахтиёру Мирзахмадовичу Усманову, адвокату из Ташкента, 26.33% - московскому ООО "КомИнвест", 66.66% - московскому ООО "Атино". Вопрос по лицевым счетам и задолженностям мы тоже уточним, вам будет, вне всякого сомнения, проще работать с этой информацией.
Если серьезно говорить, встреча оставила двойственное впечатление. Вообще, к "Радомиру" претензий куда меньше, чем к "Урал-СТ" - они и финансовые отчеты до жильцов доводят, и подъезды моют хорошо, и узлы коммерческого учета тепла устанавливают, и
дома пытаются содержать в целом в приличном состоянии - по крайней мере, известные мне дома. И, честно говоря, на встречу я шел с настроем на позитив. Первые впечатления - тоже куда лучше, чем от встречи с "Урал-СТ" - радушный директор, уютный кабинет, открытый ноутбук (у директора "Урал-СТ" компьютера нет, все на бумажках), располагающая беседа... но никаких ответов на конкретные вопросы. "Да, мы очень рады вас видеть! Да, давайте сотрудничать!". Задаю прямой вопрос: "Какие меры по борьбе с задолженностями вы предпринимаете?" - ответ типа: "Бороться с задолженностями - это очень важно, это наш приоритет". И так по каждому вопросу (три примера я уже привел выше). В том числе, и по всем болевым точкам.
Вот еще штрих к портрету: в самом начале разговора я упомянул к слову и без всякой задней мысли два адреса - дом, в котором живут родители, и дом, в котором у меня приемная - оба этих дома обслуживаются "Радомиром". Упомянул, чтобы похвалить на конкретных примерах, по каждому из этих домов есть за что похвалить. И в самом конце нашего разговора, через 40 минут, уже при прощании: "Может быть, по Мичурина 46А и по Бажова 55 надо что-то конкретное сделать? Вы только скажите, мы сделаем!". Восточное гостеприимство, короче...
Некоторые выводы в целом по двум встречам.
1. Крупные управляющие компании заинтересованы в задолженностях и не собираются с ними бороться. Конечно! Факт наличия у кого-либо в доме задолженности позволяет отвечать жильцам на любой запрос - "ничего не будем делать, у вас долги". Факт наличия задолженности позволяет тянуть деньги с города на подготовку к отопительному сезону - город ведь не может допустить отключения! И так далее. Неудивительно, что при полном объеме задолженности в 1.5 миллиарда рублей по городу, доведено до взыскания судебными приставами всего около 1 миллиона рублей (!).
2. Крупные управляющие компании - крайне финансово непрозрачные структуры. Объем сборов по статье "содержания жилья" всегда существенно выше, чем реально тратится на текущие затраты УК. (Конкретные расчеты у меня почти готовы, и я их скоро представлю). Объем сборов по статье "капитальный ремонт" невелик, но проследить судьбу этих денег невозможно в принципе, так как реально капремонты проводятся УК не за счет средств, собранных с жильцов, а за счет огромных федеральных денег, поступающих по ФЦП "Жилище" от государственного Фонда содействию реформе ЖКХ. Все капремонты ведутся именно по целевой программе, а куда уходят сборы по статье "капремонт" остается загадкой. Третья крупная статья доходов УК образуется за счет того, что расчеты с поставщиками тепла ведутся по фактическому потреблению, а жильцы домов, не оборудованных приборами учета тепла, платят по существенно завышенным нормативам потребления.
3. Решением этих проблем - а, следовательно, и путем к снижению платы за услуги ЖКХ для жильцов более или менее крупных и не очень старых домов (ориентировочно - от 60-80 квартир) является создание ТСЖ. Мы будем предлагать жильцам конкретную помощь и методические материалы в этой работе. Подробности - позже.