Каким бы печальным ни был повод, позавчерашний марш кто-то должен был готовить, его подготовку можно оценивать, и из этой подготовки можно делать выводы. Значительную часть работы по подготовке марша взяла на себя команда "Фонда борьбы с коррупцией" и Партии Прогресса. Вот несколько наблюдений на будущее с нашей колокольни (они пригодятся, я надеюсь, при более радостных обстоятельствах):
1. Вернули российский флаг.
Консенсус всех репортеров, комментаторов, обозревателей и рядовых участников шествия - хорошо, что оппозиция вернула себе триколор, снова сделала его своим символом; прекрасно, что триколоров больше, чем партийных флагов, прекрасно, что их было много. Море национальных флагов в центре Москвы (жаль, что каждый из них с траурной лентой) - это большая наша победа. Мне кажется, что эту практику надо обязательно распространить на будущее.
И это еще раз показывает важность последовательной подготовки к любому массовому мероприятию. Флаги ведь не с неба упали; мы закупили 1500 больших российских флагов на общую сумму свыше 500 тысяч рублей в ходе подготовки к маршу "Весна", а в течение всей субботы и ночи с субботы на воскресенье более 20 наших волонтеров насаживали эти флаги на древки, привязывали к каждому траурную ленту (было куплено 10000 метров черной ленты), сматывали флаги в пачки по 10 штук, пригодные для транспортировки.
Этого всего бы не было, если бы не месяц напряженной работы по подготовке марша "Весна", со всем краудфандингом и с рекрутингом волонтеров. Всего в подготовке марша "Весна" участвовало более 400 волонтеров - и более 100 из них приехали в офис ФБК в субботу, чтобы помочь достойно подготовить и траурный марш 1 марта, несмотря даже на то, что это перечеркивало всю их предыдущую героическую работу.
Впрочем, перечеркивало ли? Да, почти миллион рублей, который мы истратили на интернет-продвижения "Весны" можно считать практически пропавшим втуне. И не столь много толка вышло от 920 тысяч листовок к маршу, которые мы распространили по Москве (хотя: листовки же были очень содержательными, и люди их читали, так что толк в любом случае был), во многом силами волонтеров. Но все остальные ресурсы мы потратили с пользой и смыслом - а их бы просто не было, если бы не вся наша подготовка.
2. Централизованное распространение визуальных материалов.
Черно-белые таблички "БорисЬ", "Нет слов", "Пропаганда убивает" и "Я не боюсь" были очень важными элементами шествия. Человек, который несет табличку, уже чувствует не просто единичкой в статистике количества участников, но деятельным участником шествия. За 36 часов с момента убийства Бориса Немцова до начала траурного шествия, наша команда успела отобрать из моря вариантов и утвердить слоганы, нарисовать таблички, разместить заказы в различных типографиях, собрать тиражи по разным типографиям, привезти, разгрузить и раздать их на митинге; суммарно в этом было задействовано более 100 волонтеров. Мы увидели: людям приятно, что перед шествием их встречают волонтеры, предлагают таблички, флажки и ленточки; что людям приятно видеть единообразное и качественное визуальное оформление шествия.
Еще 30 волонтеров дежурили в районе Марьино, где они отловили и отправили в центр более 100 человек, приехавших для участия в марше "Весна" после нашей уличной агитации, не зная ничего ни про убийство, ни про перенос шествия (!) - и это при том, что оповещение о траурном марше велось, в том числе, и по федеральным телеканалам; мне кажется, что эта цифра подчеркивает важность и успешность нашей оффлайновой кампании по агитации за участие в марше "Весна".
Все это не получилось бы,
если бы не месячная работа по подготовке марша "Весна": не было бы ни волонтеров, ни типографий, ни транспорта, ни денег. Когда все это было, то движущийся поезд получилось развернуть - волонтеры все равно были готовы помогать, водители ездить, типографии печатать - и эту машину мы в считанные часы переориентировали на смену повестки и места проведения мероприятия. Но то, что машина была создана - результат напряженной работы в течение всего месяца.
Очень хочется надеяться, что это станет общей практикой, и что
крупные мероприятия будут готовиться как минимум за месяц, как серьезные проекты. Наша команда готова этим и дальше заниматься. И, кстати, нам все еще надо провести большой антикризисный и антивоенный марш, с той повесткой, за которую все мы - включая Бориса Немцова - столько агитировали.
3. Несколько колонн.
Мы построили две колонны: после того, как в Китайгородском проезде за передним баннером скопилось 3-5 тысяч человек, в основном с флагами Солидарности и Парнаса, мы смогли отсечь следующих людей, убедить их удерживать небольшую дистанцию с первой колонной, и снова выстроить ровный первый ряд (это было довольно трудно, поскольку не было такого сдерживающего элемента, как большой горизонтальный баннер). Нам удалось обеспечить равномерное продвижение этой колонны вслед за первой. Оказалось, что людям это нравится, что им комфортно от того, что их организуют, что они не просто стоят и топчутся в толпе. Оказалось также, что достаточно усилий всего 5-6 человек, чтобы выстроить и поддерживать равномерное движение колонны по всей ширине шествия, проводить ее через любые повороты, не ломая строя. Зная это, я теперь думаю о том, что на следующем большом шествии надо будет организовать и оформить по крайней мере 10 больших колонн, у нас легко хватит для этого организационных и волонтерских ресурсов.
Почему это важно?
N колонн по сравнению с 1 колонной - это ровно в N раз больше людей, которым интересно участвовать в шествии, и которые по его итогам чувствуют себя удовлетворенными. В самом деле, если ты толкаешься в середине огромного шествия, ты чувствуешь себя просто единичкой и не видишь ничего, кроме спин и ног вокруг тебя. Если ты стоишь в первом, пятом или хотя бы в десятом ряду, ты видишь все происходящее вокруг, ты понимаешь, что тебя видно на фотографиях, у тебя есть мотивация нести и поднимать выше флаг или плакат и так далее. Каждая дополнительная колонна - это увеличение людей, которым посчастливилось пройти в первых рядах, и которые выносят с шествия положительные эмоции.
Еще N колонн по сравнению с 1 колонной - это ровно в N раз больше хороших фотографий. Основной ракурс для фотографа - кроме общих планов сверху - это голова колонны. У нас было "две" головы - одна с большими баннерами "Герои не умирают" и "Эти пули в каждого из нас", вторая - с табличками "Борись", "Нет слов", "Пропаганда убивает" и "Я не боюсь". Разные по визуальному оформлению, они давали фотографам больше материала для работы, и освещение нашего шествия оказалось более разнообразным, богатым.
Я понимаю, что обсуждение всех этих "технологических" аспектов может показаться не очень уместным, мы же все не ради красивых фотографий выходим... но их все равно надо обсуждать. То, с каким настроением люди выходят с митинга, насколько чувствуют свою нужность и сопричастность, насколько хорошим получается освещение мероприятия в СМИ - это очень, очень влияет на отношение к будущим мероприятиям и на количество участников в них.
Еще раз огромное спасибо всем, кто поддерживал организацию марша финансово, кто помогал в агитации для марша "Весна", и кто работал не покладая рук и не разгибая спины в последние 36 часов между убийством Бориса Немцова и началом траурного марша в центре Москвы. Все это было не напрасно.