Mar 11, 2014 00:43
Или вот есть у меня, например, небольшая фирма. Фирме три года уже с половиной.
Бизнес очень простой: аутсорсинг бухгалтерских и юридических услуг для малого бизнеса.
Ну то есть как простой: все держится на отношениях с клиентами. Он же бухгалтеру-аутсорсеру должен доверять как себе самому.
Поэтому масштабируется все довольно трудно. Главное - в людях. Профессиональные и опытные бухгалтера, которые не просто сами по себе грамотные, но и еще (что редкость!) могут внимательно и подробно объяснять все клиентам, говорить с клиентами на их языке.
Я знаю, как трудно таких людей найти, и я, как собственник, никогда не требовал быстрого роста. Тут не стартап, тут все строится на качестве и долгосрочных отношениях. Но - долго ли, трудно ли - подросли. Очень хороший специалист - Елена, генеральный директор и главный бухгалтер же, и процессы настроила, и с трудными клиентами общается, и сложные случаи (типа запущенного восстановления бухучета) решает. Заместитель главного бухгалтера Анна и начальник юридического отдела Айрат - тоже просто золото, незаменимые и крепкие ребята, очень компетентные.
И вот как-то незаметно - а уже больше 150 клиентов у нас на обслуживании. В Екатеринбурге с такими показателями в пятерку лидеров мы входим точно. Точку безубыточности больше двух лет тому назад прошли, рабочие места созданы, люди работают, потихоньку вроде начинаем возвращать инвестиции, где-то впереди маячит, пожалуй, и прибыль.
Наши эти 150 клиентов - это какой-то совершенно случайный срез малого бизнеса нашего города. Я не знаю деталей (поскольку не принимаю никакого участия в оперативном управлении компанией, и никогда не принимал), но там есть и торговые предприятия, и сфера услуг, и производство, и черт знает что еще. Точно знаю, что у нас обслуживается даже какая-то фирма, которая производит лыжные мази. Очень разные отрасли, такой не претендующий на репрезентативность, но вполне характерный слепок.
Ну и вот, и начало года, конечно, всегда просадка. Наши клиенты тяжело раскачиваются после новогодних каникулы, январь у них полумертвый, февраль кое-как, и обычно мы в январе-феврале просаживаем по выручке процентов на 20 к концу года, а добираем потом, в марте, когда надо сдавать годовые отчеты, и клиенты наши начинают закрывать долги. Так было в позапрошлом году, так было в прошлом. В прошлом - труднее; просадка продлилась до апреля-мая, только к лету клиенту раскачались. Ну, у нас был уже небольшой запас жирка, мы терпели, прощали, просили "заплатить сколько сможете", не копить долгов, и проскочили; летом стало легче, к осени клиенты заплатили все, что были должны, и новые клиенты пришли (а у нас почти все приходят по рекомендациям).
В этом году просадка по выручке не 20%, а ближе к 40% в январе-феврале. Не только к четвертому кварталу, к аналогичному периоду прошлого года идет заметное снижение показателей. Около 15 договоров расторгнуто, причина одна - прекращение деятельности. Обсуждаем, что делать: так же будем терпеть и ждать исправления ситуации в марте-апреле? Да, конечно, а что еще остается. "Но только", - говорит Елена, - "они вряд ли заплатят. Мы же ведем весь учет для них, ведем клиент-банк, видим: они все в долгах, у них у всех просто нули на счетах, с выплатой зарплаты проблемы. Почти по всем секторам одно и то же: кто еще не закрылся - еле-еле тянет, скорее по привычке".
Дневничок