Ликование американцев: глазами очевидца

May 04, 2011 13:13

Прочитал много чего у себя в комментах и в других блогах по поводу реакции американского общества на гибель бен Ладена. Поскольку видел все своими глазами, то воспринимаю это как-то лично, и хочу еще немного прокомментировать. Потому что мне кажется, что многие люди видели не то, что там было на самом деле - а я -то видел, что было на самом деле.

Для начала, хочу порекомендовать колонку Олега Кашина в Коммерсанте - объективный нарратив того памятного вечера. Я, собственно, начал было писать развернутый пост со своими впечатлениями с того же рассказа про запомнившиеся детали - от мыльных пузырей для джедайских мечей (все было очень стихийно, и люди выражали свои эмоции уж так, как могли - с помощью подручных средств), но в середине где-то написания этого поста стер его, потому что как раз вышла колонка, в которой ровно то же самое (только хорошо) написал профессиональный журналист, и мой пост стал бессмысленным. Разве что в пассаже о демократах, показывавших четыре пальца с криками Four More Years в моем посте рисковала появиться тупейшая шутка о том, что Кашину было очень легко к ним присоединиться, о чем я потом бы очень сильно и долго жалел. Так что хорошо, что стер.

Поэтому разрозненно о том важном, чего нет в колонке. 
 
1. Конечно, к Белому дому люди шли сами, даже бежали, и никто их а) не организовывал, б) и не пытался организовать. Но при этом они организовывались сами,  очень даже прекрасно. Кто-то затевал гимн - все подхватывали (и у них получалось в 10 или 15 тысяч глоток - гимн!), кто-то затевал какую-то кричалку - подхватывали и её. Я в эти моменты грустно думал: увижу ли спонтанный, никем не организованный порыв у нас? и чтобы гимн пели? 
2. Что очень поразило (очень!),  и что сразу бросалось в глаза - то, что со стороны казалось монолитной толпой, ею не было. Американцы держали свое знаменитое личное расстояние в полтора фута - на стихийном митинге! Никто не то, чтобы не толкался - никто не прикасался даже к другому человеку. Никто не давил, не протискивался, не нажимал. На самом деле, люди стояли разбившись на маленькие кучки, и разговаривали, смеялись, или подхватывали эти кричалки, или придумывали для себя какие-то виды деятельности - станцевать что-то или подсадить кого-то на плечи. Просто таких кучек было очень много, и они взаимодействовали. Потом уже, когда народу прибыло очень много, и вся площадь была заполнена - стало плотнее, больше похоже на наш митинг или концерт, и все же все равно невпритирку. Можно было свободно перемещаться внутри этой толпы. Впрочем, в это время мы ушли - может быть дальше стало еще плотнее. 
3. Любая телевизионная картинка показывает одно и то же: люди скандируют что-то в камеры, орут, кричат, изображают, прыгают. И на фотках то же самое. Так вот, это они делали только на камеры. Выглядело так - большая толпа, море людское, и в ней очагами какие-то завихрения, уплотнения, бурления: там, где оказывалась телекамера или хотя бы фотокамера, похожая на профессиональную. Почему-то они считали своим долгом попасть в картинку именно в прыгающем, извивающемся и орущем виде. Но в каждый момент времени прыгала и орала только маленькая часть людей - те, что были в одном из этих телеэпицентров. Мне сложно понять это сакральное отношение к камерам, но вот так вот.

Какую мысль я провожу - как очевидец - вы уже, наверное, поняли. Вопреки возможному внешнему впечатлению - это было не стадо.

***

Лирическое отступление. Я понимаю, что после всего, что я написал выше, я получу новую порцию обвинений в "чрезмерной любви к американцам" - на самом же деле, мне просто хочется восстановить некую справедливость, что ли. Самое забавное, что как раз-таки никакой любви к американцам я не испытываю. Вообще, одним из главных выводов моей стажировки, как это ни парадоксально, стала еще большая уверенность в том, что Россия - это европейская страна, которая в силу какого-то злосчастного недоразумения все никак не может этого осознать. (Для образованных американцев, кстати, это очевидно - они-то смотрят со стороны!). Это очень видно на контрасте: если сравнивать Россию, Западную Европу и США, то по всем культурным позициям мы несравненно ближе с Европой, чем с Америкой, и для Европы мы гораздо ближе, чем Америка. Это касается: отношений в коллективах, отношений между друзьями, культуры приготовления пищи, культуры приема гостей, культуры неформального общения. В плане отношения к автомобилям и месту, которое они занимают в жизни, в плане устройства политической системы, в плане отношений между родственниками. Ну и розетки, конечно не забыть про электрические розетки. Нет, мы отличаемся от Европы (да и европейские культуры широко различаются между собой), но эти различия - как различия между курицами, утками и гусями, в то время как американцы, по это шкале сравнений, окажутся, допустим, воронами.

***

... А вообще, самое смешное - следить за сложнейшими умопостроениями фашиствующей части ЖЖ, этих несчастных рабов конспирологических теорий, имперских комплексов, лженауки геополитики и ущемленного чувства собственного величия. Их от убийства бен Ладена плющит и таращит, у них перегорают транзисторы.

Вот смотрите, с одной стороны - погиб враг США. По их шкале ценностей - это очень плохо. С другой стороны, США продемонстрировало то поведение, которое они требуют от "поднимающейся с колен" России - безжалостно преследовать врагов до последнего патрона, мочить в сортирах и бункерах - хорошо! Но США хвалить нельзя, к тому же, по их версии, все происходящее - большой и сложный заговор (с непонятными целями), и потому бен Ладен либо жив, либо убит еще много лет назад, и его сейчас демонстрируют под выборы - плохо. Но с другой стороны - это ж замочили мусульманина, больше - ваххабита, чурку из чурок - прекрасно! Американцы этому радуются - все понятно, тупое стадо, скоты... но с другой-то стороны - вот оно единение почище всякой Манежки, люди стихийно на улице толпами, рука на сердце и хором тысячегласым гимн - это ли не мечта патриотов?

Короче, в итоге - взрыв мозга, на который смотреть очень весело. (Если кому интересно - канонический пример получающейся мешанины есть  в блоге у Вадима Булатова, но если не тошнит, походите и по другим ультраправым дневничкам, посмотрите, как эту публику колбасит).

***

Ну и теперь собственно к объяснению причин ликования, которые, как мне кажется, остались у нас не до конца понятыми. 
Убили не человека, уничтожили символ. Устранили не угрозу (какая угроза от человека, который осознанно запрятал себя в бункер без доступа в интернет и, вообще, без какой-либо связи с внешним миром?) - дали надежду. Рядовые американцы воспринимают это так и только так, и еще и поэтому несостоятельны попытки обвинений типа "стадо животных радуется смерти человека". Конечно, не смерти радуются - а освобождению и новой надежде. В этом, безусловно, велика роль масс-медиа, которые создали этот символ, этот образ врага - но так или иначе, американцы действительно прожили десять лет в страхе, в новом и неуютном мире, и поэтому символическое значение того, что случилось первого мая заключается в одном: в шансе на то, что мир, может быть, снова сможет стать таким, каким он был до 11 сентября 2001 года. Время покажет, оправданы эти ожидания или нет (конечно, гораздо скорее нет, чем да), но вот сейчас упрекать людей в том, что они радуются этой надежде и празднуют эту надежду - я бы не стал. Это хорошая надежда. 
Если вы все еще упрекаете американцев в их ликовании, проделайте простейший мысленный эксперимент: представьте себе, что советские спецназовцы летом 1955 года в ходе отменно спланированной спецоперации уничтожают прячущегося на ранчо в Парагвае Адольфа Гитлера. И попробуйте представить, какой была бы ваша реакция, если бы вы жили в такой исторической реальности.

***

В толпе у Белого дома ко мне обратился импозантный мужчина в костюме и водолазке, представился корреспондентом Financial Times и спросил: "Кто вы и что привело вас сюда? И что вы думаете по всему этому поводу?". Представившись, я вдруг поймал вдохновение (видимо, именно тогда я как раз осознал символизм происходящего) и выдал спич примерно такого содержания: "Думаю, что на месте президента Обамы, я бы сейчас на один день отменил бы контроль авиационной безопасности во всех американских аэропортах. Только на один день - как символический жест, как знак того, что у мира появился - пусть крохотный! - шанс снова стать таким, как прежде".

Этот комментарий вышел в FT (вот по этой ссылке, в конце страницы - увы, только после бесплатной регистрации), хоть и в урезанном виде. Президент Обама, конечно, так не сделал. Но мне все-таки кажется, что я не зря там побывал, и правильно уловил настроение этого удивительного дня.


  

Околополитика

Previous post Next post
Up