В Нью-Йорке получился длинный уикэнд практически вообще без доступа в сеть, и теперь о многом хочется написать.
А еще, вернувшись в Индианаполис, о многом прочитал, и сейчас хочу поделиться прочитанным в формате дайджеста из совершенно разномастных ссылок.
***
Во-первых, конечно,
новый фильм о соучастниках убийства юриста Сергея Магнитского и хищения 5.4 млрд рублей из российского бюджета. Естественно, все уже видели; но если из-за моего поста хотя бы один новый человек посмотрит этот материал, то этот абзац написан не зря.
И еще: вот Алексей Навальный пишет о своем личном, как юриста, отношении к делу Магнитского и к этому ролику. А я хочу сказать о своем личном отношении, как человека, тесно проработавшего с налоговыми органами в течение доброго десятка лет. Начальники районных налоговых инспекций - это не жулики. Это очень занятые и замученные люди в самом низу огромной ФНСовской пирамиды, которая, кстати, в целом работает весьма пристойно, и свои задачи решает. У них куча забот, куча ответственности, и огромная вертикаль начальников из Москвы и ниже. Конечно, среди них есть и люди, которые используют свою должность для "приработка" - есть много историй про племянников начальников ИФНС, которые, скажем, держат на территории инспекции киоск по продаже налоговой литературы, официально не оформляя отношения, - такие гешефты случаются сплошь и рядом. Но, повторюсь, в большинстве случаев, говоря о среднем звене работников налоговой службы - мы говорим о профессионалах и трудоголиках, делающих серьезную работу за довольно скромную зарплату.
Так вот, я думаю: интересно - а каково им смотреть на коллег, которые могут себе позволить кондо на Пальмовом острове? Мне кажется, они тоже,
как милиционеры из воскресного моего поста, были бы рады применить свой профессионализм в сфере расследования налоговых преступлений и взыскания недоимок в бюджеты всех уровней - в отношении воров и жуликов.
***
Неутомимый Максим
mborodin Бородин рука об руку с Катей
radujsa Степановой продолжает долбить тему элитных коттеджей в Малом Истоке. Напомню, что сначала им удалось выявить грубые нарушения при проведении этих конкурсов, и ФАС конкурсы отменила - таким образом были сэкономлены около 200 млн рублей, денег налогоплательщиков. А теперь копают глубже: оказывается,
несколько миллионов уже были незаконно потрачены, и никто возвращать их в бюджет, кажется, не собирается...
***
В местном Коммерсанте -
интервью с Петром Короткевичем, председателем совета директоров компании "Форатек".
Про дружбу с Мишариным, про госзаказы, про развитие компании. Нормальное такое интервью, вполне. Приятное. (Форатек - большой холдинг; в его подразделениях в разное время работали многие мои друзья и знакомые, и хорошо работали, и делали что-то полезное). Это хорошая идея - делать более публичной крупную компанию, которая считается достаточно одиозной - и из-за семьи Колтонюков, и из-за давней дружбы Мишарина с Чижевским и Короткевичем, и из-за подрядов на дорожные работы. И в интервью г-н Короткевич дает определенные, и в целом вполне внятные ответы на большинство тех вопросов, которые есть у публики к Форатеку.
Но я одного не понимаю: почему Короткевич? Ну выпустили бы в свет г-на Клевакина, генерального директора компании, и он бы проговорил то же самое. Но впечатление было бы другое. Почему? Потому что в биографической справке, которая сопровождает интервью, упущен один важный факт - тот факт, что
Короткевич был осужден за участие в хищении 16 млн. долларов у РЖД. И не был оправдан - никогда. Была скандальная история, когда приговор с реальным сроком был заменен на условный приговор на основании справки от РЖД о том, что нанесенный ей ущерб не является существенным. (То есть, месседж такой: если хочешь украсть много - воруй у большой государственной компании!).
В этой связи разговор конретно с Короткевичем про взаимоотношения с государственными органами, с его участием в государственном заказе - это все равно, что разговор с осужденным педофилом о проблемах детсадом. Разве нет?
***
Еще из френд-ленты, из серии "Умные люди, которые меня неприятно удивили" -
Александр Заборов пишет, адресуя свое обращение к "борцам с режимом": "Вы считаете, что люди которые собрались вокруг вас чем-то лучше, чище и профессиональнее, чем те которые работают в администрациях и находятся при власти? У вас еще будет возможность убедиться в том, что это далеко не так."
Это очень легко - приписать воображаемому собеседнику идиотскую мысль, и потом ее блестяще опровергнуть... но не очень-то красиво. Нет, люди все более или менее одинаковы. В оппозиции много подонков, во власти - много хороших людей. Но мы (ОК, не буду за всех говорить, я за себя скажу) Но я вот лично никогда не боролся и не собирался бороться за то, чтобы вместо Путина и Медведева во власти оказались, условно, Немцов и Касьянов. Это действительно было бы очень глупо! Бороться нужно и бороться хочется за изменение правил игры, за изменение экосистемы. За создание таких условий, когда во власть было бы невыгодно идти людям с грязными намерениями; когда воровство бы наказывалось, а инициатива - поощрялась; когда конкуренция и взаимный контроль воспринимались бы как благо, а любого рода монополизм и односторонний, государственный контроль - ведущие к коррупции и произволу - как зло. Не покидает ощущение, когда читаешь Конституцию США и изучаешь их систему взаимоотношений во власти, и сравниваешь с нашей Конституцией и нашей системой взаимоотношений, что их система создана в расчете на мерзавцев, а эксплуатируют ее хорошие люди, а наша система создана в расчете на хороших людей, а эксплуатируют ее мерзавцы. И это не случайно, а является следствием правил игры: их система содержит такое количество уровней защиты от злоупотреблений, что, в итоге, мерзавцам просто как правило оказывается невыгодным в нее лезть; наша же настолько отталкивается от презумпции идеальности полновластного первого лица, что сама собой стимулирует процветание дачного кооператива "Озеро"...
Вот именно это и надо менять. Предельно утрируя: я не против того, чтобы Путин был всенародно избранным президентом в России, в которой есть независимые суды, независимые и сильные ветви власти, открытые и честные выборы на всех уровнях, общественный контроль над деятельностью чиновников, в которой малейшее проявление коррупции ведет к отставке и судебному преследованию и т.д.