Примечание. Этот пост надиктован.
Ходил по выставке, видел что-то интересное для себя - говорил в диктофон. Вот, что получилось:
Второй павильон - самый большой. Неожиданно большую часть павильона занимает огромный стенд IBM; конечно, эта компания всегда присутствует на CeBIT, но в этот раз почему-то они особенно решили вложиться. 135 (!) микростендов, на которых показывают решения IBM в разных отраслях. Второй по величине стенд в павильоне принадлежит DATEV - это немецкая фирма, еще недавно - обычный разработчик бухгалтерских коробок. В прошлом году именно по их стенду отметил, что в Германии даже самые старые и ортодоксальные разработчики коробочного ПО для бизнеса начали в ускоренном темпе пересаживаться в облако. Два года назад: только коробочный софт. Год назад: пополам софта и сервисов. И в этом году уже никакого упоминания о коробках не осталось. Теперь - только разные сервисы, сгруппированные по отраслям и по бизнес-процессам. Такие outlook-подобные web-интерфейсы для прикладных задач. Очень много говорится про виртуализацию, про cloud, в первую очередь - "железячный". В этом павильоне cloud воспринимается главным образом как удобное, надежное и защищенное хранилище "где-то далеко". Главное преимущество: сохранность данных, в сравнении с ситуациями "полетел жесткий диск" и так далее, то есть удаленный backup по сути продается. Упора на другие преимущества облачной архитектуры не делается вообще. Здесь же - Linux Open Source Park, он с каждым годом все меньше. Еще бы, ведь переход в облако делает окончательно бессмысленным платформенный холивор.
Зал номер три. Здесь представлены довольно унылые вещи по управлению документами, но среди них отыскалась радостная находка: ирландский стартап Mozy. Решение по электронному архивированию, функционирующее по бизнес-модели, грубо говоря, "1 доллар за гигабайт за год". Я два года тому назад в обзоре после CeBIT предсказывал появление таких сервисов года через два-три, и вот они начали появляться! Как приятно видеть! Решение обеспечивает хранение корпоративной документации, электронных документов от 5 евро в год. Ты просто настраиваешь папки, и эти папки автоматически синхронизируются с облаком по мере изменения. Сейчас делают мобильный клиент; естественно, к с одним хранилищем может работать несколько клиентов, всё синхронизируется, всё работает автоматически и весьма прозрачно.
Тоже третий зал, панельная дискуссия по электронному документообороту. Прозвучала забавная мысль, что пока мы рассказываем о том, как нам сложно будет заставлять людей переходить на электронный документооборо, уже выросло принципиально другое поколение, которое, наоборот, все привыкло делать электронно и не вполне понимает, зачем еще что-то делать бумажно. Например, новое поколение активно пользуется интернет-магазинами и многими вещами, где все процессы электронные, поэтому их просто высаживает необходимость потом оформлять какую-нибудь бумажную накладную. Приводится также замечательный пример про дедушку 83-х лет, у которого нет почтового ящика, поскольку его сорвали в подъезде. У дедушки плохо ходят ноги, и отправить деловое официальное письмо для него - настоящая проблема, поэтому ему хочется делать эту транзакцию в электронном виде. Все эти примеры сводятся к одному: сегодня уже нет необходимости агитировать за новый вид коммуникации, надо его просто дать.
Общие мысли при переходе из зала в зал.
В прошлом году я, кажется, писал довольно пессимистические слова об этой выставке. Мне казалось, что она не просто в плохом состоянии, а в полном упадке. Надо признать, что в этом году CeBIT выглядит намного лучше, и произвел на меня отличное впечатление. Да, почти полностью ушла вся бытовая-развлекательная часть, и можно с разными чувствами вспоминать о том, что в 2005 году главной новинкой выставки был 80-с-чем-то-дюймовый экран от LG или от Samsung. Сейчас ничего подобного нет, гораздо меньше техники и электроники. Акцент на бизнес-софт, прикладное ПО (никаких интернет-компаний и в помине нет, конечно, не считая небольших стендов Google и eBay). Будь то информационная безопасность, или навигация, или банковские системы. Софт. Техники, средств коммуникации практически не осталось, они присутствуют скорее номинально. Кому-то это не нравится, но лично мне понравилось очень. Это помогает сконцентрироваться, выставка стала компактнее, при этом публики в залах очень много, и видно, что все это - деловая аудитория. Конечно же, ключевое слово нынешней выставки - слово Cloud, его везде слишком много, навязает на ушах: «ехал cloud через cloud, видит cloud, cloud, cloud». Буквально так. Неважно, что при этом вынесено в интернет: просто хранилище данных или какой-то сервис, или портал, или какая-то часть инфраструктуры. Все это обозначается модным словом cloud, и с помощью этого слова пытается продаться.
Помню, в 2005 году в этой роли солировало слово SOA, забытое ныне почти полностью. Ну вот так уж устроен мир IT-бизнеса, что красивые ярлыки то появляются, то исчезают один за другим. Наверное, переживать по этому поводу не стоит, нормальный процесс.
Четвертый, пятый павильоны. Перед началом выставки я прочитал большую статью в еженедельнике «Экономическая неделя». Это что-то вроде нашего «Эксперта» или «Делового квартала». Статья была посвящена планам немецкого гиганта SAP AG в отношении web-сервисов. В статье подробно рассказывалось о том, что SAP всегда пытался выйти на рынок среднего и малого бизнеса, но до этого его программное обеспечение продавалось лишь промышленным гигантам. Выйти на рынок малого и среднего бизнеса не получалось, поскольку для него продукты SAP всегда были слишком тяжелы и сложны. В 2002 году SAP начал разработку тонкого клиента - программного обеспечения, продаваемого как сервис. Он вложил в эту разработку более 1 млрд евро, и продукт вышел на рынок летом 2010 года (на прошлом CeBIT его еще не было). Однако в результате продукт у SAP получился неудачным и сырым. Это признали все критики, все эксперты, но тем не менее... бизнес побежал покупать! И вот парадокс: ранее у SAP не получалось выйти на рынок малого и среднего бизнеса с коробками, а теперь у него получилось выйти на рынок с сырым и не вполне отработанным SaaS-предложением: бухгалтерский учет, CRM, сдача отчетности и интерфейс к расчету зарплаты. Это все. Ничего не напоминает? Конечно, напоминает. Ведь это та же контуровская Эльба. На выставке я специально посветил много времени тому, чтобы обойти стенд SAP, но никаких следов этого проекта не нашел. Может быть, они решили его не показывать, хотя это несколько странно? В то же время я не думаю, что статья в журнале врала. В общем, интересно, конечно, посмотреть, как это гигант, можно сказать, последним из могикан будет переползать в интернет-услуги.
Шестой павильон. Здесь по-прежнему дурят людят голову всякими словами типа BI. Радует, что от года к году их (тех, кто дурит) - всё меньше.
Девятый павильон, eGovernment. Одна из вещей, которая мне очень понравилась, это DE-MAIL. Мы его с Гришей Поваровым увидели 2 года назад, и сошлись во мнении, что за проектом - будущее. Тогда это была одна крохотная стоечка, к которой почти никто не подходил; мы на нее набрели как-то совершенно случайно. За стоечкой девушка рассказывала концепцию проекта. Сегодня это один из крупнейших стендов в зале, сделана серьезная заявка на национальную инфраструктуру электронного документооборота. При этом, идеологически все очень похоже на проект "Портал доверенных услуг", который мы пытались запустить еще в 2007 году совместно с «Крипто-Про» и ФГУП "НИИ Восход".
Что такое DE-MAIL? Это формат обмена данными защищенной, юридически значимой электронной почты, полностью открытый. Каждый желающий может сертифицироваться в качестве сервис-провайдера. Сертифицирующим органом является федеральное агентство по информационной безопасности, что-то типа нашего бывшего ФАПСИ. И в этом агентстве ты можешь аккредитоваться и стать DE-MAIL-провайдером, и попадаешь в единое роуминговое пространство. Ты можешь обслуживать своих клиентов как на вход, так и на выход. Таким образом через сеть связанных друг с другом системой роуминга сертифицированных провайдеров происходит обмен информацией. DE-MAIL, как подчеркивает само его название, - это просто доверенная защищенная почта и ничего, кроме почты. И это очень важно! Мы привыкли к тому, что, где раньше были просто магазины, теперь - электронные магазины, где были обычные аукционы - теперь электронные аукционы. В нашей жизни появились электронные казино, очереди, даже электронные образование и медицина. Это я говорю к тому, что навесить на все, что можно, буковку «E» очень просто, и делая это, мы не всегда замечаем, что иногда происходит элементарная подмена понятий. В том смысле, в котором «е-магазин» является магазином, «e-mail» не является почтой. Ведь электронная почта не сохраняет основных свойств обычной почты! А именно: гарантированная доставка, платность и неанонимность. Платность и неанонимность порождают в свою очередь отсутствие спама и т.д. Именно по этой причине платная бумажная почта является инструментом деловой коммуникации. Бизнесменам надо, чтобы почта была платной, чтобы был провайдер услуг, с которого можно спросить, надо, чтобы почта была неанонимной, доверенной, чтобы по ней передавались юридически значимые документы. Таким образом, доставка защищена и более или менее гарантирована, хотя, конечно, в нашей стране все это соблюдается с большими оговорками. Электронная почта, к который мы привыкли, не обладает потребительсткими свойствами бумажной почты. А суть проекта DE-MAIL - сделать настоящую электронную почту. Все сообщения подписаны, зашифрованы, они стоят денег, при этом их доставка гарантирована - это то, что нужно бизнесу. Отличный проект. В "Контуре" сейчас он тоже развивается, под названием DiaDoc.