Собрался уже было начать серию постов об итогах года в различных аспектах - пора! - но перед этим всплыла одна маленькая заметка. Мы тут в узком дружеском кругу пытались обсуждать итоги года для России в целом, и все они получались какие-то страшно негативные, и в качестве примера итога со знаком плюс в итоге был преподнесен такой: "нефть удержалась около отметки $70, не случилось второй волны кризиса". И как-то все присутствующие (я в том числе) хмыкнули, что да, дескать, хоть это было хорошо.
А ведь нет! Я неоднократно в своих постах уже использовал словосочетание "нефтяное проклятье" (чтобы охарактеризовать одну из главных тенденций последнего десятилетия), и почти каждый раз кто-то из комментаторов с недоумением восклицал: "ну почему же проклятье? с нефтью хоть как-то выживаем, без нее совсем было бы грустно!". Увы, это не так. Дорогая нефть уже дважды в новейшей истории - в 70-х годах 20-го века и в 00-х годах 21-го - на целое десятилетие тормозила страну в развитии, в реальной (не декларативной) модернизации. И оба эти потерянных десятилетия отнюдь не пошли впрок, нефтяные сверхдоходы использовались каждый раз не для людей и инфраструктуры страны, а только лишь для консервации убогого режима. Даже удивительно, насколько точно Путин наступил на грабли Брежнева!
Так что было бы, если бы нефтяное проклятие не довлело бы над нами? Ответ - в двух цитатах. Сначала собирался дать только одну, но именно сегодня Антон Носик
по совсем другому поводу написал, сравнивая Индию и Россию: "... великой стране Индии, перед которой 20 лет назад стояли те же проблемы, что и перед Россией: модернизация, инфраструктура, медицина, образование, социалка, экономические реформы, коррупция... Не было только нефтегазовых долларов, распил которых традиционно помогает властям <...> забыть обо всём остальном как о досадной мелочи. И правительства Индии вынуждены были <...> реформировать централизованную социалистическую экономику, делить суверенитеты с субъектами федерации, обеспечивать население доступной медициной, лекарствами, дорогами и школами, поднимать хай-тек, давить коррупцию и криминал, сглаживать межобщинные трения. Некоторые решения, использованные в процессе, прекрасно сгодились бы и в России - взять хоть лекарства, хоть автопром, хоть хай-тек..."
Моя вторая цитата, из
моей новой любимой книжки 1889 года. Исторический очерк к статистическому труды городского головы И.И.Симанова предпослал никто иной, как большой писатель и великий знаток истории Урала Д.Н.Мамин-Сибиряк. Он пишет о том, как в 30-50-х годах XIX века богато было на среднем Урале из-за золотой лихорадки. Золото было очень много, и на нем делались миллионы, благодаря труду крепостных, на которых держалась вся экономика и все сверхприбыли. Золото и крепостные были нефтью того времени. И 19 февраля 1861 года все эта нефть разом закончилась. Вот, что пишет по этому поводу Мамин-Сибиряк: "... с освобождением крестьян все рухнуло разом, потому что, прежде всего, отошли на волю десятки тысяч даровых рабочих рук <...> Из горного города, существовавшего на военном положении, Екатеринбург превратился в обычный уездный город, а горное начальство осталось само по себе, при собственном горном интересе. Этого, конечно, было достаточно, чтобы общий тон жизни сразу понизился на несколько градусов, и чтобы выползли на свет божий самые обыкновенные обыватели с своими самыми обыкновенными интересами. Если раньше все существовало только для горного начальства, то теперь это все стало существовать для себя. Город от такого поворота ничего не проиграл, а, как увидим ниже, много выиграл: промышленность, торговля, образование, всякая частная предприимчивость шагнули вперед с поразительной быстротой, хотя, конечно, нечего было и думать о тех миллионах, какими прославились прежние богачи. Да и Бог с ними, с этакими дикими миллионами, которыми мы не сумели распорядиться в свое время, и теперь уже наступила новая пора!"