Большое спасибо всем, кто принял участие в первом обсуждении программы "Чистая вода" и в голосовании. Все это очень помогает уточнить позицию, вычленить главное и т.д. Хорошо, что был и ряд профессиональных комментариев от специалистов! Кроме того, за прошедшее время мне удалось обсудить программу с рядом коллег-депутатов, представителей ЕМУП "Водоканал" и городской администрации. Вот какая дополнительная информация у меня появилась:
1. Оказывается, к цифрам программы не стоит относиться как к догме. В Водоканале прекрасно понимают, что 2020 (и даже 2015) год - это далеко за горизонтом планирования. Реально, сейчас подготовлен перечень первоочередных работ на три ближайших года. Однако, для того, чтобы повысить шансы на получение софинансирования из федерального бюджета, необходимо было представить некое общее видение программы, что и было сделано. Оказывается, всем (не только нам с вами) понятно, что это все - высосанная из пальца чистейшей воды (плоский каламбур, да?) условность. Недаром, не учтена даже инфляция (которая, при сохранении нынешних темпов, даст к 2020 году рост цен в 3.5 раза), и не сделано никаких попыток заложить в программу снижение потребления (а следовательно и платежей), которое неизбежно произойдет с ростом цен. Короче говоря, сейчас надо
а) срочно начать что-то делать, чтобы как-то загнуть вниз экспоненту аварийности
б) получить федеральное бабло
и только этим пока определяется реальная логика действий разработчиков программы. Дальше планируется осуществлять ежегодные корректировки. Пока что определен только основной объем ремонтных работ, а уж получится их сделать к 2015 или к 2030 году - это жизнь покажет. Ясно только, что делать надо, и что делать можно только за счет платежей населения, так как другой источник поступлений, плата за присоединение к сетям, практически полностью исчерпан кризисом в строительной отрасли.
2. В результате - оправдывают мои худшие опасения! - не продумывается "пиар-составляющая". Как бы хороша не была бы программа, совершенно понятно, как она будет воспринята горожанами: "руководство Водоканала строит себе за наш счет новые коттеджи!". В массовом сознании война будет проиграна без единого выстрела, еще до первого сражения. А что еще ждать от людей, если все прекрасно видят, что вокруг происходит - все эти джипы и коттеджи, все распилы и откаты? Как еще относиться к такой программе, когда Водоканал уже успел построить себе серьезный особняк в самом центре города, напротив филармонии? А ведь в этой логике вместе с водой выплескивается и ребенок, если он там есть! Как показывает в том числе тот опрос, который я здесь проводил, и в котором 60% участников высказали готовность терпеть повышение тарифов на водоснабжение и водоотведение, если действительно при этом город получит новый водопровод. Но, кажется, пока что инициаторы программы вовсе не задумываются о просветительской деятельности... Это связано еще и с разными системами ценностей. Для горожанина ценностью является только чистая вода в квартире; для Водоканала - это побочный продукт программы, а главная реальная цель - снижение аварийности. Сейчас до домов доходит на 11% меньше воды, чем очищается на головных сооружениях (при нормативном проценте потерь 5%), это огромная финансовая нагрузка на город, на Водоканал, и они думают о решении этой проблемы в первую очередь - но горожанам-то от этого, по большому счету, не холодно и не жарко! Надо думать о конкретной потребительской ценности, которая может быть предложена.
3. У всех вызывает большую озабоченность заявляемая стоимость работ по "омоложению" труб полимерным чулком. Действительно, если смотреть предложенные планы по первым участкам, то удельная стоимость работ на один погонный метр трубопровода предлагается порядка 100-120 тысяч рублей. Как справедливо было замечено, сейчас мы туннель метрополитена прокладываем за 700 тысяч рублей за погонный метр, но там диаметр 8 метров и масса инженерных коммуникаций. Труба диаметром 1000-1200 миллиметров, таким образом, никак не может обходиться в 100 тысяч, это ясно ежу, тут не надо быть специалистом! Надо бы подсобрать из открытых источников данные по другим городам...
4. По частностям. Идея об установке квартирных счетчиков всем пенсионерам воспринята вроде как положительно; есть шансы, что мы ее увидим в программе. Понравившаяся мне в наших обсуждениях идея этапности строительства - сначала сделать чистую воду в одном микрорайоне, потом в другом и т.д. - явно не проходит как в силу конфигурации сетей, так и по "политическим" мотивам - ведь дополнительные деньги-то будут браться со всех горожан одновременно. Общий консенсус в том, что более дорогая холодная вода в целом будет иметь благоприятный эффект для города, хотя бы потому, что это даст реальный шанс не качать воду из Нязепетровского водохранилища.
Summa summarum, вот какие у меня получаются выводы на сегодняшний день, и вот о чем я буду говорить, когда программа будет внесена на рассмотрение в Думу:
1. Мы должны четко понимать, что речь идет о беспрецедентном проекте. Собственно, за многие годы в городе не планировалось и не делалось ничего подобного: десятки миллиардов рублей, десяток лет, полное переустройство одной (и одной из важнейших) сфер городской жизнедеятельности. Соответственно, беспрецедентным и нешаблонным должен быть подход к реализации проекта, иначе ничего не получится, и будет очень больно.
2. Проект такого масштаба не может быть реализован келейно, не опираясь на массовую поддержку горожан, так как он задевает интересы всех горожан без исключения, причем задевает дважды - и как потребителей воды, и как спонсоров проекта. Если людям не объяснить, что происходит (и просто начать брать за холодную воду во много раз больше денег), то можно совершенно реально нарваться на бунт, бессмысленный и беспощадный; и никому от этого лучше не будет. Подчеркну, что для меня весь этот проект находится вне политики, это сфера городского хозяйства, и поэтому лозунг типа "чем хуже, тем лучше" (то есть: "ну и пусть бунтуют, скорее уже эта власть рухнет") применительно к данному проекту мне кажется совершенно аморальным и неприменимым. Нет уж, какая бы ни была в будущем у нас конфигурация власти, хороший водопровод Екатеринбургу будет нужен в любом случае.
3. Чтобы добиться поддержки у горожан, необходимы опять же совершенно беспрецедентные разъяснительная работа и прозрачность. Во-первых, надо сформировать в целом ощущение общего, единого порыва: "Мы строим весь миром новый водопровод для нашего города", чтобы люди понимали происходящее и гордились этим проектом, совершенно осознанно. Естественно, все это получится только в той ситуации, когда проект действительно будет абсолютно честным, когда на нем не будет украдена ни одна копейка. Во-вторых - нужны новые формы общественного контроля над этим проектом, управления им. Общественный наблюдательный совет с очень широкими полномочиями, что-то еще. Какие-то внешние управляющие структуры, не аффилированные с Водоканалом и городской администрацией. Не знаю, короче - но знаю, что не надо бояться экспериментировать.
4. Ну и конечно Дума должна активнейшим образом контролировать проект. Отчетность как минимум раз в полгода. Гораздо более подробное раскрытие структуры затрат. Инспекция хода работ на местности. И так далее.
Вот интересно: готов ли Водоканал к этому проекту, но в условиях выполнения вышеуказанных требований?
UPD.:
Выложил на сайте все имеющиеся у меня материалы по инвестиционной программе.