Станция метро «Аэропорт»

Nov 28, 2021 10:09



Станция метро «Аэропорт».

Односводчатая станция мелкого заложения «Аэропорт» открыта 11 сентября 1938 года в составе участка «Площадь Свердлова» - «Сокол». Проектное название «Академия воздушного флота».

В генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года говорилось, что линия второй очереди метро соединит центр Москвы с аэродромом. Согласно плану, станция «Аэропорт» должна была стать конечной. Но из-за переноса депо второй очереди в район села Всехсвятского конечной стала станция метро «Сокол».

Главный архитектор Метростроя Самуил Миронович Кравец в статье «Станция Аэропорт», - опубликованной в книге «Архитектура московского метрополитена», - 1941 года издания, - сказал:

После максимального заглубления, на которое ввиду грунтовых условий пришлось опустить трассу в районе станции «Динамо», трасса постепенно поднимается к поверхности, и, следующая станция Горьковского радиуса, расположенная на расстоянии 1074 метров от «Динамо», станция «Аэропорт» мелкого заложения, заглублена всего на 10 метров и сооружалась уже не тоннельным, а открытым способом. Ширина островной платформы этой станции 8 метров, а общая ширина станционного зала 15 метров при стандартной для всех наших станций длине, независимо от заглубления, 155 метров.

Авторы архитектуры этой станции Б.С.Виленский и В.А.Ершов, совместно с ее конструктором инженером Н.А.Кабановым, предложили решение станционного зала без внутренних опор. Это был первый в практике нашего метро опыт сооружения открытым способом единого сводчатого перекрытия для станционного зала (осуществленная на 1-й очереди односводчатая станция «Библиотека Ленина» сооружалась тоннельным способом).

Этот конструктивный прием дал много преимуществ как строительно-технического, так и архитектурно-эксплуатационного порядка. Со стороны строительной сооружение оказалось проще, а главное вопросы надежной гидроизоляции, очень тяжелые в условиях тоннельной проходки, здесь, при производстве работ в открытом котловане, решились сами собою - это типовая наружная оклеечная изоляция.

С архитектурной точки зрения дело обстоит так, что если допустить опоры на платформе, то при 8-метровой ее ширине пришлось бы ограничиться одним рядом колонн, а такой опыт у авторов уже был на 1-й очереди (станция «Красносельская») опыт, оставивший сомнения в целесообразности и архитектурных достоинствах такого приема в данных условиях.

Вот, что пишет архитектор Исидор Аронович Француз в статье «Станции метро Горьковского радиуса» опубликованной в журнале «Строительство Москвы» №13 1938 года, - Станция «Аэропорт» (авторы - Б. С. Виленский и В. А. Ершов) решена в виде односводчатого зала без колонн и каких-либо опор на островной платформе. Интересно задумана архитектура вестибюлей. Очень не плохо решены верхний вестибюль с двойными капителями, голубовато-зелеными тонами стен и профилированных плиток и второй вестибюль в целом. Сомнение вызывают лишь отдельные детали второго вестибюля. Центральная стойка (прилавок) заканчивается на крыльях черными колонками, кажущимися диссонансом: камню приданы цвет и форма, свойственные деревянной мебели. Вызывает сомнения и ажурная арка у начала лестницы. Перерезая колонны, она создает ощущение приниженности. Нечеток модернизованный рисунок арки, органически не связанный с остальной архитектурой станции. Арка кажется случайно прислоненной и, пожалуй, излишней.

Интересно решение боковых стен перрона в виде веерообразных граненных полихромных элементов, переходящих в свод. Для придания своду легкости и воздушности проектировщики дали ему раскраску; однако нужно учесть, что не все голубые тона прозрачны, некоторые, наоборот, глушат и могут утяжелить свод.

Благоприятное впечатление производят рисунок и расцветка пола.

На станции «Аэропорт» мраморы «биюк-янкой» и «коелга» оформляют путевую стену станции.

Станция «Аэропорт», так же как и «Динамо», расположена под правой стороной Ленинградского шоссе, невдалеке и наискосок от аэропорта. Для организации входов и выходов были выстроены два четырехэтажных жилых дома, подлежащие достройке до шести этажей и являющиеся частью большого архитектурного ансамбля. В крайних угловых частях этих жилых домов сооружено два вестибюля станции «Аэропорт» (архитектор С.М.Кравец).

Входы вестибюлей выражены трехарочными лоджиями с квадратными колоннами, облицованными полированным темно-серым лабрадоритом, и порталами, облицованными кованым диоритом.

Из двух крайних групп дверей одна предназначена для входов, другая - для выходов. Против каждой из этих групп имеются отдельные лестничные марши с общей расширенной промежуточной площадкой, которая широким (6 метров) маршем сообщается с небольшим коридором, ведущим в подземный аванзал. Этот аванзал соединен лестницей со станционной платформой в одном из концов станционного зала. Такой же точно комплекс имеется и в другом конце зала. Кассы помещаются в особой нише на упомянутой промежуточной площадке.

Архитектура вестибюльного интерьера (архитекторы Б.С.Виленский и В.А.Ершов) вносит своеобразные черты, вызванные стремлением авторов создать подчеркнутую легкость, увязывающуюся с авиационной темой станции. Характерной деталью этой архитектуры являются различного рода решетки: на потолке, на стенах, в кассовой нише, на колоннах, лестницах. Кружевной потолок вестибюля опирается на две тонкие десятигранные, облицованные бьюк-янкоем колонны, которые заканчиваются на потолке расположенными по кругу светильниками.

Боковым стенам авторами придан сильный рельеф в виде вертикальных цилиндрических выступов, за которыми наверху спрятаны лампочки, образующие горизонтальные световые линии для подсвечивания потолка.

В решении торцевой стены, противоположной входам, основным является кассовая ниша. Оформление стены подчеркивает ее служебную функцию. Это гладкая плоскость, облицованная белым мрамором и обрамленная подсвеченным сзади сквозным орнаментальным порталом. Кассовая ниша застеклена зеркальным стеклом по бронзовому переплету.

В центральном проеме наружной стены предусмотрено устройство большого витража из цветного стекла на медной пайке, посвященного великому летчику нашего времени Валерию Павловичу Чкалову.

А вот ранее, - в статье, опубликованной в книге «Архитектура московского метрополитена», 1939 года издания, - было написано так: В центре наружной стены, между входами и выходами, намечен цветной витраж на тему о великих победах нашей арктической авиации.

И снова, - из статьи 1941 года: Потолок обработан кружевным рельефом, рисунок которого родственен узору упомянутого ажурного портала.

Лестничный марш и небольшой переход приводят в подземный станционный аванзал, представляющий собой прямоугольный зал с плоским перекрытием; перекрытие поддерживается четырьмя многогранными колоннами, облицованными ониксом и увенчанными капителями. По потолку и полу эти колонны объединены кольцами, причем кольцо пола подчеркнуто выступающими из плоскости пола цоколями, облицованными черным давалу. Подчиненный же упомянутому кольцевому решению узор основной части пола набран мраморной мозаикой.

Потолок покрыт тонким белым орнаментальным рельефом на голубом фоне, прерываемым кольцевой плоскостью, о которой говорилось выше. В центре каждого звена этой композиции потолка имеются круглые чаши, часть которых является источником освещения.

Стены зала облицованы доверху бьюк-янкоем, а раскрытая большой эллиптической аркой стена, обращенная к станционному залу, обработана квадратными колоннами, облицованными черным давалу.

Упомянутая эллиптическая арка служит порталом, открывающим спуск на платформу станционного зала, Авторы придумали своеобразный прием для придания этому спуску известной парадности, сохранив для прохода полуциркульный проем и задекорировав пространство между полуэллипсом и полукругом ажурной металлической решеткой, выполненной по рисунку арх. Бикова.

Однопролетный станционный зал размерами 15х155 метров представляет собою, собственно, один свод, эллиптическая форма которого книзу спрямляется, переходя в стены плавно, без архитектурного разделения на свод и стены. Авторы совершенно свободно решили станционное пространство, организовав его в своеобразной манере. Основное стремление авторов-отразить авиационную тему-нашло свое выражение в том, что средствами почти только графического порядка (поскольку рельеф ничтожен в сравнении с объемом) создан ритмический ряд взлетов, обозначенный по бокам белыми мраморными плоскостями и затухающий на своде в виде переплетения тонких нервюр. Разноцветная мраморная одежда стен покоится на темном цоколе из садахло.

Декоративный акцент станционного зала авторы сосредоточивают на 15 огромных (3-метрового диаметра), прикрепленных к своду люстрах, своеобразного ажурного рисунка, выполненных из хрусталя и бронзы.

Вдоль продольной оси на платформе расставлено пять больших диванов с деревянными сиденьями и спинками на металлической основе. Эти диваны служат в то же время носителями надписей и указателей, которые, как правило, появляются на станциях без связи их с архитектурой. Попытка организации этой «непокорной стихии» заслуживает всяческого одобрения, однако рассматриваемое архитектурное решение ни в композиционном, ни в конструктивном отношении не достигло желательного уровня.

Станционный пол решен в виде узкой мраморной дорожки хорошего геометрического рисунка на асфальтовом фоне платформы.

Основными качествами архитектурной композиции всего комплекса интерьеров станции «Аэропорт» являются своеобразие, легкость и пространственные свойства приема. Но архитектурный язык этой композиции, к сожалению, не совпадает с языком монументальной архитектуры.

Некоторые товарищи, особенно «продвинутые» в техническом плане, пишут, что свод «Аэропорта» заливали в подготовительный грунт, который потом выбирали изнутри уже после его твердения, - это полная ерунда, - свод возвели на деревянной опалубке.



Данный чертеж опубликован в книге «Скрытый урбанизм. Архитектура и дизайн Московского метро 1935-2015».



Проект вестибюля станции «Аэропорт». Архитектор С.М.Кравец.



Вестибюль станции «Аэропорт». Архитектор С.М.Кравец.



Станция «Аэропорт». Интерьер наземного вестибюля. Архитекторы Б.С.Виленский и В.А.Ершов.







Станция «Аэропорт». Проект подземного аванзала (вариант). Архитектор Б.С.Виленский.



Станция «Аэропорт». Интерьер подземного аванзала. Архитекторы Б.С.Виленский и В.А.Ершов.



Станция «Аэропорт». Оформление плафона аванзала.



Станция «Аэропорт». Вариант проекта. Архитектор Б.С.Виленский.



Станция «Аэропорт». Перспектива. Автор проекта оформления архитектор Б.С.Виленский, соавтор архитектор Д.Б.Савицкий. Архитектурная мастерская НКТП №2



Станция «Аэропорт». Архитекторы Б.С.Виленский и В.А.Ершов.



Станция «Аэропорт». Люстра.



Станция «Аэропорт». Перроный зал.



Станция «Аэропорт». Перроный зал.



Проект дивана для метро. Богословский и Заболуев.



Станция «Аэропорт». Вид на станционный зал из подземного аванзала. Архитекторы Б.С.Виленский и В.А.Ершов.



Станция «Аэропорт». Станционный зал. Металлическая прозрачная решетка. Архитекторы Б.С.Виленский и В.А.Ершов.



Станция «Аэропорт». Перспектива перронного зала.



Станция «Аэропорт». Лестница станционного зала. Архитекторы Б.С.Виленский и В.А.Ершов.

В 1979 году из северного аванзала был сделан выход в подземный переход под Ленинградским проспектом.

При работе над постом были использованы следующие источники.

зеленая линия, замоскворецкая линия, метро, вторая очередь, советское ар-деко, постконструктивизм

Previous post Next post
Up